Завтра проверка по охране труда, а в организации кроме журнала вводного инструктажа, и то не до конца подписанного работниками, больше ничего нет. Что необходимо подготовить и к чему быть готовым? Какие документы будут проверять? Подобного рода вопросы часто можно встретить на различных форумах для специалистов по охране труда. Ведь как показывает практика, организации начинают готовиться к проверке, когда до прихода проверяющего остается всего несколько дней. Конечно, можно успеть «задним числом» написать недостающую инструкцию по охране труда, заполнить журнал инструктажа, но есть вопросы, которые за день просто невозможно решить. Например, если в организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то провести ее за несколько дней, увы, не получится. В этом случае к приходу инспектора можно успеть утвердить состав аттестационной комиссии организации, определить ее полномочия, назначить председателя аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации, установить сроки и график проведения работ по аттестации в организации (структурных подразделениях), а также заключить договор с аккредитованной лабораторией для измерения и исследования уровней вредных и (или) опасных факторов производственной среды.
Для проведения оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса законодательством не предусмотрено обязательное привлечение специализированной организации. Организация вправе определить исполнителей из числа собственных работников или привлечь юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) в соответствии с законодательством на оказание услуг в области охраны труда по проведению аттестации. С данным юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) заключается соответствующий договор (подп. 5.5.2 п. 5 Положения об аттестации рабочих мест).
Во всяком случае эти действия покажут ваше стремление выполнить требования норм и правил по охране труда и, возможно, несколько смягчат позицию инспектора.
Какие государственные органы имеют право на проведение проверки?
Контроль (надзор) за соблюдением законодательства об охране труда осуществляют следующие органы:
- Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, его обособленные территориальные подразделения;
- иные органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора), в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности;
- республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы – в отношении подчиненных им организаций;
- ведомственный контроль осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством;
- Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры (ст. 38, 39 Закона № 356-З, ст. 462 ТК).
Общественный контроль осуществляют профсоюзы.
Какие документы необходимо подготовить и что необходимо сделать?
К началу плановой проверки необходимо, чтобы в организации были подготовлены следующие документы:
- приказ о возложении обязанностей и ответственности по вопросам охраны труда на должностных лиц;
- план мероприятий по охране труда организации на текущий год;
- план мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- перечень должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны в комиссии вышестоящей организации или в комиссии;
- перечень работ повышенной опасности (если такие работы производятся);
- перечень профессий рабочих, занятых на работах повышенной опасности, которые должны не реже 1 раза в год проходить проверку знаний по вопросам охраны и стажировку перед началом самостоятельной работы (продолжительность стажировки);
- программа вводного инструктажа;
- журнал вводного инструктажа;
- карта идентификации опасностей по профессии;
- протокол проверки знаний руководителей и специалистов;
- протокол проверки знаний рабочих по вопросам охраны труда;
- журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте;
- перечень инструкций по охране труда;
- журнал регистрации инструкций по охране труда;
- журнал выдачи инструкций по охране труда;
- личная карточка учета выдачи СИЗ;
- договор с медучреждением на проведение медосмотра работников (список профессий и должностей, работники которых подлежат первичным и периодическим медицинским осмотрам и список работников, подлежащих периодическому медосмотру);
- перечень профессий работающих, работники которых обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами (если такие есть);
- перечень профессий и категорий работников, занятых в производствах и на работах, дающих право на обеспечение молоком (если такие есть);
- инструкция о порядке проведения периодического контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- приказ о создании комиссии по надзору за техническим состоянием зданий и сооружений;
- инструкция о порядке проведения весенних и осенних осмотров зданий и сооружений;
- акт осмотра зданий и сооружений;
- журнал технической эксплуатации здания;
- паспорт состояния условий и охраны труда;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- реестр нормативно-правовых актов по охране труда, используемых в деятельности организации.
Также перед началом проведения плановой проверки следует:
- организовать прохождение предсменного медицинского осмота работников (заключается договор на проведение предсменного медицинского осмотра с медицинским работником организации здравоохранения, иной организации, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, либо проведение предсменного медицинского осмотра проводится медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии у работодателя специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности);
- проверить наличие аптечки первой медицинской помощи и укомплектовать ее необходимыми лекарственными средствами для оказания первичной медицинской помощи.
Перечень не является исчерпывающим, наличие других дополнительных документов по охране труда зависит от специфики производственной деятельности организации.
Кроме того, инспектор труда, проводя проверку по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, может проверить, включены ли в гражданско-правовые договоры существенные (обязательные) условия, предусмотренные Указом Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам», как соблюдаются требования охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности, каковы условия санитарно-бытовых помещений и др.
Плановая проверка по охране труда проводится по строго отведенному регламенту, установленному Указом № 510. Поскольку информация о проведении проверок является открытой, в свободном доступе на сайте КГК (www.kgk.gov.by) можно ознакомиться с планом проверок на текущий год и соответственно своевременно подготовиться к приходу представителя контрольно (надзорного) органа.
Обратим внимание на еще один важный момент. Руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций должны пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству.
Если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству, другой организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда таких лиц должна проводиться в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов (ст. 19 Закона № 356-З, п. 6 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210).
Кроме того, проверку знаний по вопросам охраны труда должны проходить и физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм (если это необходимо при выполнении соответствующих видов работ, услуг) (приложение 6 к Инструкции № 175).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З).
Документ:
Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (вместе с Положением о порядке организации и проведения проверок, Положением о порядке проведения мониторинга) (далее – Указ № 510).
Важно!
Лист ознакомления в инструкциях по охране труда должен содержать название и номер инструкции, дату, должность (профессию) и личную подпись работника.
Задача работодателя – минимизировать, а по возможности и полностью исключить нарушения правил и норм по охране труда, которые могут быть выявлены при проверке. Это возможно, если следовать определенному алгоритму действий.
Алгоритм действий при плановой проверке по охране труда
Шаг 1. Работодатель заранее узнает о предстоящей проверке из координационного плана контрольной (надзорной) деятельности на 1-е или 2-е полугодие, размещенного на официальном сайте КГК.
Шаг 2. Работодатель получает письменное уведомление о проведении проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.
Шаг 3. Работодатель устраняет типичные нарушения по охране труда, если такие были допущены, проводит внутренний аудит локальных нормативных правовых актов по охране труда на соответствие действующему законодательству, полноты и достоверности изложенной информации, правильности заполнения.
Шаг 4. Работодатель беспрепятственно осуществляет допуск инспектора в организацию для проведения проверки.
Шаг 5. Работодатель предоставляет инспектору книгу учета проверок, в которой тот делает запись о времени начала проверки.
Шаг 6. Работодатель предоставляет инспектору книгу учета проверок, в которой тот делает запись о времени окончания проверки.
Обращаем внимание, что работодатель вправе не допускать к проведению проверки проверяющего, если тот отказывается внести необходимые сведения в книгу учета проверок (журнал производства работ) (за исключением случая, предусмотренного в части четвертой п. 33 Положения о порядке организации и проведения проверок утвержденного Указом № 510; далее – Положение о проверках).
Важно!
В каждой организации ведется книга учета проверок, в которой делаются записи о всех контрольных мероприятиях. Если возникнут какие-либо разногласия, книга поможет работодателю, например, доказать, что плановая проверка у него уже проводилась.
Чего ждать по результатам проверки?
В зависимости от результатов проведенной проверки работодателю выдаются акт проверки (если в ходе проверки выявлены нарушения актов законодательства по охране труда), справка проверки (если нарушений не выявлено).
Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в 2 экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки.
Внимание!
Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут осуществляться несколькими проверяющими органами только в форме совместной проверки (т.е. несколькими проверяющими органами одновременно). Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается (часть первая п. 8 Указа № 510).
По фактам выявленных нарушений проверяющим в пределах его компетенции может быть составлен протокол об административном правонарушении и (или) вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении.
Проверяющий орган, уполномоченный в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносит решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки (п. 73 Положения о проверках). Решение (требование) выносится:
- в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) акта проверяемому субъекту или его представителю;
- в случае подачи возражений – в течение 30 рабочих дней со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям.
Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом (часть пятая ст. 73 Положения о проверках).
Требование (предписание) об устранении нарушений содержит указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает проверяющему органу, проводившему проверку (часть шестая 6 п. 73 Положения о проверках).
Внимание!
Сроки, установленные для устранения нарушений, могут быть перенесены только один раз. Заявление с указанием причин переноса сроков не позднее 3 рабочих дней до дня истечения сроков, указанных в требовании (предписании), подается в проверяющий орган. Решение о переносе сроков или об отказе в этом принимает проверяющий орган не позднее 2 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 74-1 Положения о проверках).
А если работодатель не согласен?!
Если возникнут возражения по акту (справке), то работодатель или его представитель должен сделать об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представить в письменном виде данные возражения в проверяющий орган. Напомним, что письменные заявления и извещения, сданные на почту, телеграф или в иное учреждение связи до 24 ч последнего дня срока, считаются сделанными в срок (п. 2 ст. 195 Гражданского кодекса РБ).
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, не позднее 10 рабочих дней со дня поступления возражений может быть назначена дополнительная проверка в отношении проверяемого субъекта. Такую проверку проводит тот контролирующий (надзорный) орган, который первоначально проводил проверку. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.