Можно ли предоставить компенсации работнику за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при работе на условиях внешнего и внутреннего совместительства?
Можно, но только если работник занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.
Совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или другого нанимателя на условиях трудового договора (ст. 343 ТК).
Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111 – 114 ТК (ст. 345 ТК).
Кроме того, обращаем внимание, что в части второй ст. 348 ТК установлен запрет на работу по совместительству:
– лиц моложе 18 лет;
– на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.
В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать половины нормы рабочего времени, установленной законодательством.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня на условиях внешнего (внутреннего) совместительства (оформлено в соответствии с законодательством с учетом ограничений, установленных ст. 345 и 348 ТК), компенсации по результатам аттестации устанавливают в полном объеме. В иных случаях аттестация не проводится.
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Как внести изменения в результаты аттестации?
Изменения и дополнения в результаты аттестации могут быть внесены приказом нанимателя на основании решения аттестационной комиссии в случаях:
– установления технических ошибок, допущенных в ходе проведения либо оформления результатов аттестации;
– изменения наименования профессии (без изменения условий труда), структурного подразделения.
Изменения и дополнения (без проведения в полном объеме внеочередной аттестации), касающиеся одного вредного производственного фактора (показателя), могут также быть внесены по основаниям, указанным в п. 17 Положения о порядке проведения аттестации.
Принятые аттестационной комиссией решения по отдельным изменениям (дополнениям) должны быть подтверждены документально. Например, при изменении:
– занятости работника с вредными (или) опасными условиями труда – фотографией рабочего времени;
– оценки условий труда по фактору производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса – протоколами измерений и (или) исследований.
Документ:
Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 22.02.2008 № 253 (далее – Положение о порядке проведения аттестации).
Как устанавливать компенсации работнику за работу с вредными и (или) опасными условиями труда при совмещении профессии (должности)?
При занятости работника полный рабочий день с вредными и (или) опасными условиями труда в рамках совмещаемых профессий аттестация проводится следующим образом.
Если один работник занят по одной профессии полный рабочий день, а другой день – по второй профессии полный рабочий день, то в данном случае проводится аттестация на двух рабочих местах.
Если работник выполняет работы с вредными и (или) опасными условиями труда по основной и совмещаемой профессии в течение одного рабочего дня (смены), заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда с указанием основной и совмещаемой профессии. Оценка факторов производственной среды в этом случае проводится как при выполнении работ в различных рабочих зонах.
Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в рамках совмещаемых профессий предоставляют по результатам аттестации в установленном законодательством порядке.
Обязаны ли наниматели представлять документы по аттестации рабочих мест в электронном виде?
Обязаны.
С 25 января 2014 г. наниматели обязаны представлять в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов документы по аттестации, проведенной организациями в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации, в электронном виде.
Оформление документов по аттестации в настоящее время должно выполняться с использованием программного обеспечения Модуля электронной формы «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда», версии 1.0.2.13 (письмо № 7-2-16/1193п).
Документ:
Письмо Минтруда и соцзащиты РБ от 22.04.2014 № 7-2-16/1193п «О представлении документов по аттестации рабочих мест в электронном виде» (далее – письмо № 7-2-16/1193п).
С какого момента при изменении результатов аттестации устанавливается новый размер доплат, дополнительный отпуск и подтверждение особых условий труда по Списку № 1 и Списку № 2?
В новом размере компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (дополнительный отпуск и доплата) по результатам аттестации предоставляются со дня издания приказа о внесении изменений.
Документ:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 (далее – Список № 1).
Документ:
Список производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 (далее – Список № 2).
Федор Ахраменко, юрист
Электрогазосварщику, работающему на аттестованном рабочем месте с вредными условиями труда, по его заявлению с мая по сентябрь установлена неполная рабочая неделя с дополнительным выходным днем (пятница) при 5-дневной рабочей неделе.
Каким образом в такой ситуации будет рассчитываться рабочий год для целей предоставления дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда? Включается ли в рабочий год дополнительный выходной (пятница)?
Не включается.
Условиями предоставления работнику дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – дополнительный отпуск) являются:
– установление класса (степени) вредности и (или) опасности условий труда на основании аттестации рабочих мест по условиям труда;
– занятость работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день (подп. 1.1 п. 1 постановление № 73).
Полный рабочий день – выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в ЕТКС и ЕКСД, не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством (п. 12 Инструкции № 35).
Дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда продолжительностью, указанной в приложении 1 к постановлению № 73, предоставляется работнику за полный рабочий год, проработанный с вредными и (или) опасными условиями труда (12 полных календарных месяцев с учетом продолжительности трудового отпуска, на который работник имеет право).
В рабочий год, за который предоставляется дополнительный отпуск, включается фактически отработанное время в условиях, подтвержденных результатами аттестации, и период нахождения в трудовом отпуске. Другие периоды, указанные в пп. 1–4 части второй ст. 164 ТК, в рабочий год не включаются.
При расчете дополнительного отпуска следует учитывать дни, в которые работник был занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, и непосредственно следующие за ними выходные, государственные праздники и праздничные дни (часть первая ст. 147 ТК).
При 5-дневной рабочей неделе предоставляются 2 выходных дня каждую календарную неделю (часть вторая ст. 136 ТК).
Принимая во внимание то, что электрогазосварщику предоставлен дополнительный день отдыха (пятница), а выходные, государственные праздники и праздничные дни следуют за ним, а не за рабочим днем, то в период, за который предоставляется дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, такие дни, а также дополнительный день отдыха (пятница) включаться не должны.
Документ:
постановление Совета Министров РБ от 19.01.2008 № 73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы» (далее – постановление № 73).
Справочно:
Единый квалификационный справочник должностей служащих (далее – ЕКСД).
Справочно:
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС).
Документ:
Инструкция по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.02.2008 № 35 (далее – Инструкция № 35).
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
В организации разработана система управления охраной труда в соответствии с СТБ 18001-2009, одним из элементов которой является контроль (аудит) за соблюдением законодательства об охране труда в организации.
Необходимо ли разрабатывать дополнительно положение, регламентирующие проведение контроля в соответствии с Типовой инструкцией № 159?
Дополнительно не нужно.
Законодательством установлено, что наниматель несет обязанности:
– по осуществлению контроля за соблюдением законодательства об охране труда работниками;
– разработке, внедрению и поддержанию функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 17 Закона об охране труда).
В целях оказания помощи организациям в разработке такой системы управления охраной труда был принят СТБ 18001-2009.
Согласно указанному нормативному правовому акту организация должна установить, внедрить и выполнять процедуру периодической оценки соответствия применяемым законодательным требованиям и вести записи результатов периодической оценки (подп. 4.5.2.1 п. 4 СТБ 18001-2009).
Названные требования согласуются с требованиями Типовой инструкции № 159.
Так, в организациях с учетом характера их деятельности разрабатывают локальные нормативные правовые акты, регламентирующие проведение контроля за соблюдением законодательства об охране труда (п. 7 Типовой инструкции № 159).
Таким образом, порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации устанавливают в системе управления охраной труда с учетом требований Типовой инструкции № 159 и СТБ 18001-2009.
Документ:
Государственный стандарт СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19 (далее – СТБ 18001-2009).
Документ:
Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159 (далее – Типовая инструкция № 159).
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Каковы действия нанимателя при наступлении сильной жары или сильного мороза?
Параметры неблагоприятных метеорологических явлений, в таких, как «сильная жара» (максимальная температура воздуха +30…+34 °С) и «сильный мороз» (минимальная температура воздуха
–25…–34 °С), определены ТКП 17.10-06-2008.
Наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда жизни и здоровью работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой при сильной жаре и сильном морозе (ст. 29 Закона об охране труда).
Форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов структурных подразделений организации допускается в определенных пределах саморегулирование начала, окончания и общей продолжительности рабочего дня, определена в ТК как режим гибкого рабочего времени (ст. 128 ТК).
При установлении такого режима нанимателю необходимо руководствоваться ст. 128 ТК.
При этом следует учитывать, что работники, переводимые на режим гибкого рабочего времени, не позднее чем за месяц должны быть проинформированы о дате перевода на этот режим, ознакомлены с условиями и спецификой работы по данному режиму.
Если нет возможности установить режим гибкого рабочего времени в период сильной жары и сильного мороза, то с учетом ст. 135 ТК для указанных работников наниматель может предусмотреть дополнительные специальные перерывы, включаемые в рабочее время, определив их продолжительность и порядок предоставления правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Документ:
Технический кодекс установившейся практики ТКП 17.10-06-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения», утвержденный постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 31.10.2008 № 3-Т (далее – ТКП 17.10-06-2008).
В состав холдинга входит 15 организаций, являющихся самостоятельными юридическими лицами. Для организации работы по охране труда в управляющей компании холдинга создана служба охраны труда, которая оказывает возмездные услуги 7 организациям холдинга.
Необходимо ли пройти соответствующую аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда?
Необходимо.
Полномочия служб охраны труда холдингов определяются уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами (часть третья ст. 21 Закона об охране труда).
Услуги в области охраны труда оказываются юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), аккредитованными на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем (часть первая ст. 22 Закона об охране труда).
Таким образом, в целях оказания услуг в области охраны труда по договору возмездного оказания услуг юридическим лицам, вне зависимости от их принадлежности к холдингу, необходимо получить соответствующую аккредитацию.
Для осуществления службой охраны труда, созданной в управляющей компании холдинга, своих полномочий, предусмотренных уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления по отношению к дочерним компаниям холдинга, такая аккредитация не требуется.
При этом, принимая во внимание нормы ст. 20 Закона об охране труда, руководитель каждого юридического лица, входящего в состав холдинга, в т.ч. и управляющей компании холдинга, для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда:
– обязан ввести должность специалиста по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек;
– может ввести должность специалиста по охране труда при меньшей численности работников или возложить соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо, имеющее необходимую подготовку. В случае невозможности исполнения обязанностей специалиста по охране труда работниками организации наниматель может привлекать юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством;
– обязан создать службу охраны труда при численности работающих в организации свыше 250 человек. Численность службы охраны труда устанавливается в соответствии с Нормативами численности специалистов по ОТ.
Таким образом, при расчете численности службы охраны труда холдинга, осуществляющей свои полномочия на основании устава (учредительного договора) управляющей компании и уставов дочерних компаний холдинга, в договорах доверительного управления следует учитывать состав работ, которые она осуществляет по отношению к дочерним компаниям холдинга, а также численность работников, характер и степень опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличие опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью в этих организациях.
В целях получения юридическим лицом, являющимся управляющей компанией холдинга, аккредитации на оказание услуг в области охраны труда, помимо требований ст. 20 Закона об охране труда необходимо выполнить требования и условия, предусмотренные п. 3 Инструкции № 28.
Документ:
Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 (далее – Нормативы численности специалистов по ОТ).
Документ:
Инструкция о порядке аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 16.01.2014 № 28 (далее – Инструкция № 28).
Закрытое акционерное общество выполняет на договорной основе функции исполнительного органа (руководителя) сразу в нескольких хозяйственных обществах (управляемых организациях). Принимая во внимание небольшую среднесписочную численность работников каждого из управляемых обществ, представляется нецелесообразным введение в штат специалиста по охране труда.
Можно ли ввести такую должность в управляющей организации для осуществления функций специалиста по охране труда в управляемых организациях и требуется ли пройти аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда в этом случае? В отношении какого количества организаций возможно одновременно оказывать услуги? Где необходимо проходить проверку знаний по вопросам охраны труда руководителю и специалисту по охране труда управляющей компании? Требуется ли им при очередном заключении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества управляющей компании пройти дополнительно проверку знаний?
Услуги в области охраны труда оказывают юридические лица (индивидуальные предприниматели), аккредитованные на оказание услуг в области охраны труда, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и договором на оказание услуг в области охраны труда, заключенным с нанимателем (часть первая ст. 22 Закона об охране труда).
Поскольку организация выполняет на договорной основе функции исполнительного органа (руководителя) в отношении нескольких хозяйственных обществ (далее – управляемые организации), в ней может быть создана служба охраны труда (введена должность специалиста по охране труда) для оказания услуг по осуществлению функций специалиста по охране труда в управляемых организациях.
В этом случае управляющей организации необходимо пройти соответствующую аккредитацию на оказание услуг в области охраны труда в порядке, установленном Инструкцией № 28.
Норм, устанавливающих количество организаций, которым юридическое лицо одновременно может оказывать услуги в области охраны труда, законодательством не предусмотрено. Вместе с тем в целях рациональной организации работы службы охраны труда (специалиста по охране труда) управляющей организации возможно руководствоваться Нормативами численности специалистов по ОТ.
Руководителю (директору), специалистам по охране труда управляющей организации необходимо пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии местных исполнительных и распорядительных органов, в порядке, установленном Инструкцией № 175 (части восьмая и девятая ст. 25 Закона об охране труда). В то же время при каждом очередном заключении договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества проходить названным работникам проверку знаний по вопросам охраны труда дополнительно не требуется.
Вместе с тем руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующей комиссии не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в 3 года (п. 39 Инструкции № 175).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Екатерина Овсеева, специалист по охране труда
Обязательно ли в организации, работники которой используют компьютеры, проводить паспортизацию санитарно-технического состояния условий труда? Какая предусмотрена ответственность работодателя за ее невыполнение?
Паспортизация обязательна.
Наниматель обязан обеспечить охрану труда, в т.ч. проведение паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда (далее – паспортизация) (ст. 17 Закона об охране труда).
Порядок проведения паспортизации установлен Инструкцией по проведению паспортизации, которая распространяется на нанимателей всех организационно-правовых форм независимо от формы собственности.
Паспорта санитарно-технического состояния условий и охраны труда организации и ее структурных подразделений разрабатывают в соответствии с Инструкцией по проведению паспортизации и на основе типового паспорта состояния условий и охраны труда согласно приложению 1 к этой Инструкции. В паспорт санитарно-технического состояния условий и охраны труда организации (структурного подразделения) с учетом характера трудовой деятельности работников нанимателем могут быть внесены дополнительно или исключены отдельные показатели условий труда.
При проведении паспортизации в организации, использующей ПЭВМ, необходимо учитывать требования Санитарных правил при работе с ПЭВМ.
За нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. технических и локальных нормативных правовых актах, а также за нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, предусмотрена административная (ст. 9.17 и 16.8 КоАП) и уголовная ответственность (ст. 306 УК).
Документ:
Инструкция по проведению паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 04.02.2004 № 11 (далее – Инструкция по проведению паспортизации).
Документ:
Санитарные нормы и правила «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 28.06.2013 № 59 (далее – Санитарные правила при работе с ПЭВМ).
Документ:
Кодекс РБ об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Уголовный кодекс РБ (далее – УК).