С чего следует начинать работу по аттестации рабочих мест по условиям труда?
С издания приказа о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии.
Приказом назначают председателя аттестационной комиссии и лицо, ответственное за ведение и хранение документации по аттестации, определяют полномочия аттестационной комиссии, устанавливают сроки и графики проведения работ по аттестации. При необходимости аттестационные комиссии могут быть созданы и в структурных подразделениях организации.
Документ:
постановление Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» (далее – Список № 1, Список № 2).
Как определить перечень рабочих мест, на которых надо провести аттестацию?
В обязательном порядке в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, необходимо включить рабочие места, предусмотренные списками производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1 и Список № 2).
Кроме того, в перечень следует включить рабочие места, на которых ранее работникам предоставлялись компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, необходимо учесть предложения службы охраны труда и других служб, профсоюзов, а также самих работников. Аттестационная комиссия должна все эти предложения проанализировать, оценить и при наличии оснований включить в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. Основанием для принятия данного решения является наличие на таких рабочих местах вредных и (или) опасных факторов производственной среды, либо работа характеризуется тяжестью и напряженностью трудового процесса, либо если все указанные условия в комплексе присутствуют на рабочем месте. При этом работник должен быть занят выполнением таких работ не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.
Каким образом определяют занятость работника в профессии, должности и время воздействия на него факторов производственной среды?
С помощью хронометражных наблюдений и фотографии рабочего времени.
Занятость работника в профессии, должности и время воздействия на него факторов производственной среды определяют на основании хронометражных наблюдений и фотографии рабочего времени. При выполнении работы в различных рабочих зонах необходимо составлять несколько (не менее 3) карт фотографий рабочего времени, на основании которых составляется одна, содержащая усредненные сведения.
Какие документы по аттестации наниматель должен направлять в государственные органы?
Копию перечня рабочих мест, на которых по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, и План мероприятий по улучшению условий труда.
Наниматель представляет в управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов и управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите районных, городских исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения организации по одному экземпляру копий перечня рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, перечня рабочих мест работниц текстильных профессий для целей профессионального пенсионного страхования, приказа. В управления (отделы) государственной экспертизы условий труда комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов наниматель представляет также план мероприятий по улучшению условий труда.
Внимание!
Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиямтруда, содержащих недостоверные сведения, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 100 БВ.
Что делать с документами по аттестации при смене собственника имущества организации и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации?
Передать документы правопреемнику.
При смене собственника имущества организации и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации документы по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда должны быть переданы правопреемнику в соответствии с законодательством.
Важно!
Документы об аттестации хранятся у работодателей в течение 75 лет, а перечни рабочих мест, подлежащих аттестации, – до замены новыми (пп. 550, 551 постановления Минюста РБ от 24.05.2012 № 140).
Что включают в себя понятия «тяжесть трудового процесса» и «напряженность трудового процесса»? Какими показателями они характеризуются?
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Тяжесть труда характеризуется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза вручную, количеством за смену стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки за смену, характером рабочей позы, количеством наклонов корпуса за смену, перемещениями в пространстве.
Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работы. К факторам, обуславливающим напряженность труда, относятся интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.
Справочно:
при территориальной удаленности структурного подразделения руководителем организации могут возлагаться обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя данного структурного подразделения.
Ирина Бачило, специалист по охране труда
В организации специалист по охране труда работает по совместительству, основная работа – менеджер по персоналу. В его обязанности входит проведение вводного инструктажа, но проблема в том, что в организации есть филиалы, которые расположены в других городах.
1. Можно ли издать приказ о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа в одном из городов?
2. Должен ли ответственный за проведение вводного инструктажа быть обучен в специальном учебном заведении или возможно его обучение в организации?
1. Можно. Обязанности по проведению вводного инструктажа могут возлагаться на руководителя структурного подразделения.
2. Должен. Ответственный за проведение вводного инструктажа должен пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии вышестоящей организации или комиссии исполнительного и распорядительного органа.
Образец приказа о назначении лиц, ответственных за охрану труда, смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 30 журнала.
При территориальной удаленности структурного подразделения руководителем организации могут возлагаться обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя данного структурного подразделения (п. 48 постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда» (далее – Инструкция № 175)). Регистрация вводного инструктажа в этом случае осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения. То есть необходимо подготовить проект приказа о возложении обязанностей по проведению вводного инструктажа на руководителя удаленного структурного подразделения, приобрести еще один журнал вводного инструктажа по охране труда, сделать копию программы вводного инструктажа по охране труда и передать их руководителю после ознакомления с вышеназванным приказом. Но при этом надо помнить, что никто с вас обязанностей по организации работы и осуществлению контроля в данном структурном подразделении не снимает. Руководитель структурного подразделения будет только проводить вводный инструктаж по охране труда, а остальные требования законодательства об охране труда он будет выполнять в соответствии со своими должностными обязанностями.
Работник, на которого возлагаются обязанности специалиста по охране труда, должен пройти проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссии вышестоящей организации или комиссии исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по охране труда, так как согласно п. 2 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210, в состав комиссии организации в обязательном порядке включаются специалисты службы охраны труда (специалист по охране труда).
Справочно:
при территориальной удаленности структурного подразделения руководитель организации может возлагать обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя данного структурного подразделения. Регистрация вводного инструктажа в этом случае осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения (п. 48 Инструкции № 175).
Какова периодичность проведения проверок в части соблюдения работниками требований по охране труда, а также состояния условий труда на рабочих местах организации?
Периодичность контроля, как правило, устанавливается в нормативных правовых актах (НПА) или локальных нормативных правовых актах (ЛНПА) организации (план работы службы охраны труда и т.п.).
Акты законодательства РБ, содержащие требования по охране труда, обязывают нанимателя организовать и осуществлять контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
В частности, наниматель обязан постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и пожарной безопасности (п. 6 ст. 55 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). Наниматель также должен обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. постоянный контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда (п. 6 ст. 226 ТК).
Именно для решения этих задач наниматели назначают должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда (п. 17 ст. 226 ТК), и вводят должность специалиста по охране труда (возлагают обязанности специалиста по охране труда) или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку (ст. 227 ТК).
Контроль по охране труда, осуществляемый службой охраны труда организации (специалист по охране труда), должен быть организован в соответствии с Положением о службе охраны труда организации, которое разрабатывается на основе Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82.
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда руководители и специалисты организации осуществляют согласно их должностным обязанностям. В должностных обязанностях руководителей должно предусматриваться требование об обязанностях по созданию здоровых и безопасных условий труда для подчиненных им исполнителей, а также об осуществлении контроля за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности (п. 14 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1).
Справочно:
Контроль за соблюдением законодательства об охране труда руководители и специалисты организации осуществляют согласно их должностным обязанностям.
Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах должна осуществлять эксплуатирующая их организация в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением МЧС РБ от 28.06.2000 № 11.
Периодический контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый представителями нанимателя с участием общественных инспекторов профсоюзов по охране труда (уполномоченных лиц по охране труда работников), согласно требованиям Инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, которая разрабатывается с учетом характера деятельности организации на основе Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 26.12.2003 № 159.
При отсутствии в организации профсоюзов контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации. Контроль за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченные лица по охране труда осуществляют согласно Инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 179.
Общественный контроль осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами, утвержденным Указом Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
Кроме перечисленного, по инициативе нанимателя и (или) по инициативе профсоюза может создаваться комиссия по охране труда (Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (ст. 18)). Комиссия по охране труда участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, соглашения, плана мероприятий по охране труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.
Это примерный перечень оснований для организации проведения проверок и осуществления контроля в организации за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Периодичность контроля, как правило, устанавливается в НПА или ЛНПА организации (план работы службы охраны труда и т.п.).
Если в организации создана система контроля с учетом выше-перечисленных НПА и эта система контроля является неотъемлемой частью СУОТ, то можно надеяться, что посредством постоянного наблюдения за соблюдением требований законодательства по охране труда в организации удастся гарантировать ее работающим право на здоровые и безопасные условия труда.
В организацию временно (на время трудового отпуска основного работника) принят работник, занятый на работах с повышенной опасностью (электрогазосварщик). В соответствии с действующим законо-дательством он проходит стажировку (2 рабочих дня).
Каким образом наниматель должен провести проверку знаний, не нарушив при этом законодательство, если о ее прохождении необходимо уведомить работника не позднее чем за 15 дней?
Вновь принятый работник проходит проверку знаний после прохождения стажировки.
Проведение стажировки обеспечивается нанимателем (работодателем) для практического освоения проходящим стажировку безопасных методов и приемов работы, выполнение которых входит в их трудовую функцию, под руководством лица, уполномоченного нанимателем (работодателем).
Стажировка рабочих по вопросам охраны труда (в т.ч. и электрогазосварщика) должна проводиться в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Справочно:
работодатели, предо-ставляющие работу гражданам по трудовым договорам (наниматели), обеспечивают обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда.
Продолжительность стажировки устанавливает руководитель организации в зависимости от квалификации рабочего и видов выполняемых им работ. Она должна составлять не менее 2 рабочих дней.
В предлагаемой ситуации не усматривается никакой правовой коллизии, поскольку одним из основополагающих документов законодательства о труде и об охране труда является Трудовой кодекс РБ, в с которого указано, что наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего проверку знаний по охране труда.
Поэтому если работник должен проходить проверку знаний по вопросам охраны труда впервые при приеме на работу, то, естественно, предупредить его за 15 дней наниматель не может, так как работник еще не состоит с нанимателем в трудовых отношениях. Можно, конечно, до установления трудовых отношений увеличить продолжительность стажировки до 15 дней для всех работающих, принятых или переведенных на работы с повышенной опасностью либо имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года. Но если работник принимается или переводится на работы с повышенной опасностью на срок менее 15 дней, то он так и уволится во время прохождения стажировки и до проверки знаний дело не дойдет!
А как быть с работодателями, предоставляющими работу гражданам по гражданско-правовым договорам, продолжительность которых может быть один рабочий день? Как обеспечить в данном случае проверку знаний таких работающих по вопросам охраны труда, если оставить в силе требование уведомления их об этом за 15 дней?
Давайте все-таки руководствоваться здравым смыслом. Если законодательство не обязывает нанимателя (работодателя) назначать срок стажировки не менее 15 дней, а впервые при приеме на работу наниматель (работодатель) не может уведомить своего потенциального работника о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда не позднее чем за 15 дней, то первую проверку знаний в организации принимаемый работник может проходить после стажировки, продолжительность которой устанавливается в зависимости от квалификации работника и видов выполняемых им работ и которая будет составлять не менее 2 рабочих дней.
Последующие проверки знаний работающих по вопросам охраны труда должны осуществляться в соответствии с требованиями Инструкции № 175, в частности с обязательным уведомлением работающих не позднее чем за 15 дней о дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда.
Справочно:
проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающего (п. 10 Инструкции № 175).
Бухгалтер организации обратилась с просьбой перевести ее на работу, не связанную с работой на компьютере, в связи с тем, что она беременна.
Как должен поступить наниматель?
Ограничить время работы с компьютером до 3 ч за рабочий день (смену).
Требование по недопущению женщин со времени установления у них беременности и в период кормления ребенка грудью к выполнению всех видов работ, связанных с использованием видеодисплейных терминалов, электронно-вычислительных машин и персональных электронно-вычислительных машин (далее – компьютеры), предусматривалось в СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 10.11.2000 № 53.
Но на сегодняшний день этот документ признан утратившим силу и заменен Санитарными нормами и правилами «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», утвержденными постановлением № 59 (далее – Санитарные нормы и правила № 59), согласно которым в данной ситуации должны выполняться следующие требования:
– к непосредственной работе с ВДТ, ЭВМ и ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний;
– женщинам со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью необходимо ограничить время работы с компьютером до 3 ч за рабочий день (смену) с учетом:
обязательной организации оптимальных условий труда по тяжести и напряженности в соответствии с законодательством РБ;
обязательной организации оптимальных параметров микроклимата и ионизации воздуха помещений;
обязательного соблюдения предельно допустимых уровней параметров физических факторов, создаваемых на рабочем месте при работе с компьютером;
регламентированных перерывов.
При невозможности организации работ в соответствии с требованиями Санитарных норм и правил № 59 по причинам, связанным с особенностями технологического процесса, женщины со времени установления беременности и в период кормления ребенка грудью должны быть переведены на работы, не связанные с использованием компьютеров.
Документ:
постановление Минздрава РБ от 28.06.2013 № 59 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами» и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10 ноября 2000 г. № 53 и от 30 мая 2006 г. № 70, отдельного структурного элемента постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (далее – постановление № 59).
Образец приказа об освобождении от работы беременной женщины смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 29 журнала.
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»