В настоящее время соответствующими органами государственного управления ведется работа по гармонизации законодательства по охране труда Российской Федерации и Республики Беларусь. Полагаем, что одновременно необходимо рассматривать и вопросы гармонизации законодательства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в силу их тесной взаимосвязи, а также вопросы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (использование общей терминологии, одинаковых подходов к квалификации и др.).
Вопросы охраны труда неразрывно связаны с вопросами обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Чем лучше работает система предупреждения несчастных случаев на производстве, тем меньше нагрузка на систему обязательного страхования.
Уже почти 10 лет в Республике Беларусь осуществляется данный вид страхования. В отличие о России его проводит не орган государственного управления, а классическая страховая организация – Белгосстрах. Вместе с тем принципы, на которых основано проведение этого вида страхования как в РБ, так и в РФ – одни и те же, да и условия и порядок проведения очень схожи, несмотря на то, что в РФ он относится к социальному страхованию, а в РБ – нет. Однако имеются и различия, в том числе достаточно важные. Остановимся на наиболее значимых.
Категории застрахованных лиц.
В РФ фактически установлены 3 категории застрахованных лиц:
физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем;
физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем;
физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В РБ перечень категорий застрахованных лиц шире.
В него входят не только граждане, выполняющие работу по трудовому договору (контракту), но и судьи (за исключением судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь), а также граждане, выполняющие работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм, учащиеся, студенты учреждений образования всех видов, клинические ординаторы, аспиранты, докторанты, которые привлекаются к работам в период прохождения производственной практики (стажировки). Кроме того, в РБ застрахованы не только граждане, осужденные к лишению свободы, но и все иные граждане, содержащиеся в организациях уголовно-исполнительной системы, находящиеся в лечебно-трудовых профилакториях и привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ (в отличие от РФ – только к оплачиваемым работам, а не просто к труду).
С целью гармонизации законодательства РБ и РФ представляется целесообразным взять за основу перечень категорий застрахованных лиц в РБ, уточнив такие категории, как граждане, работающие на основе членства (участия), и граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору.
Важное отличие существует в такой категории как граждане, работающие по гражданско-правовому договору. В РФ такие граждане могут и не быть застрахованными, если в договоре не указана обязанность страхователя уплачивать страховые взносы. В РБ эти граждане застрахованы в обязательном порядке. Однако ключевым условием для страхования является наличие обязанности страхователя осуществлять контроль за безопасным ведением работ этим гражданином.
Полагаем, что как в РБ, так и в РФ эта категория застрахованных нуждается в корректировке, поскольку право выбора страхователем РФ уплачивать или не уплачивать страховые взносы фактически приводит к тому, что лица не получают страховую защиту. В то же время неопределенность случаев, когда страхователь обязан осуществлять контроль за безопасным ведением работ в РБ, приводит также к ограничению страховой защиты. Полагаем, что наиболее правильным будет обязательность страхования граждан, работающих на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, в местах, предоставленных страхователем.
Страховые тарифы.
В РБ установлены 2 тарифа: для бюджетных организаций в части бюджетного финансирования – 0,1%, для остальных - 0,6 %.
В РФ страховых тарифов – множество (32 тарифа от 0,2% до 8,5%), поскольку они установлены по классам профессионального риска, которым соответствуют определенные виды экономической деятельности. При этом утверждаются они ежегодно федеральным законом (фактически с 2005 года остаются неизменными). Аналогичные подходы существовали и в РБ, однако признаны экономически нецелесообразными, исходя из специфики экономики республики (значительно меньшее количество отраслей).
Скидки и надбавки к страховым тарифам.
В РФ размер скидки или надбавки к страховому тарифу рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом не по вине третьих лиц скидка не устанавливается.
В РБ скидки и надбавки устанавливаются страхователю исходя из его конкретных финансовых результатов (без учета результатов деятельности других страхователей в какой-то отрасли). При этом при определении финансового результата страховщик учитывает не все страховые выплаты, произведенные по потерпевшим у данного страхователя, а только по тем, которые произошли в течение последних 5 лет (что стимулирует страхователей к дальнейшему снижению уровня травматизма). Для получения скидки подача заявления не требуется. Сумма надбавки относится на затраты произведенной продукции (работ, услуг). Несмотря на более простой порядок установления скидок и надбавок в РБ, он нуждается в совершенствовании, в частности, в корректировке условий для предоставления скидки с целью увеличения размера самой скидки (соответственно, ее значимости для страхователя) за счет сокращения количества страхователей, ее получающих.
Страховые выплаты.Пособия.
В РФ максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием за полный календарный месяц не может превышать четырехкратный максимальный размер ежемесячной страховой выплаты.
Справочно: максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в 2013 году не может превышать 58 970,0 рос.руб. Соответственно, размер пособия не может превысить 235 880 рос. рублей.
В РБ размер пособия не ограничен. В этой связи уже существуют определенные вопросы, связанные с выплатой пособий профессиональным спортсменам, получающим сверхвысокие заработки (размер пособий таким гражданам несоизмеримо выше пособий иным категориям).
В части гармонизации законодательства представляется целесообразным пойти по пути РФ и ввести ограничения по размеру пособия, однако привязать его не к максимальному размеру ежемесячной страховой выплаты, а к средней заработной плате рабочих и служащих в РБ.
Единовременные страховые выплаты.
В РФ размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата устанавливается в размере, равном указанной максимальной сумме.
Справочно: в 2013 году максимальная сумма, установленная федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, составляет - 76 699,8 рос. рублей.
В РБ единовременная страховая выплата установлена в 6-кратном размере ежемесячной страховой выплаты (размер которой также зависит от степени утраты профессиональной трудоспособности), а в случае смерти застрахованного - в 12-кратном размере его среднемесячного заработка.
Полагаем более справедливыми подходы к установлению размера единовременной страховой выплат в РБ, нежели в РФ.
В случае смерти потерпевшего единовременная страховая выплата как в РФ, так и в РБ в любом случае выплачивается супруге (супругу) умершего. Однако при ее (его) отсутствии родители умершего в настоящее время ничего не получают, что является достаточно несправедливым, учитывая, что бремя несения всех расходов ложится именно на них. В этой связи представляется целесообразным дополнение категорий лиц, имеющих право на единовременную страховую выплату, родителями потерпевшего (одним из них) при отсутствии супруги (супруга) умершего.
Ежемесячная страховая выплата (ЕЖВ).
В РФ размер ЕЖВ определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. В дальнейшем рассчитанная ЕЖВ индексируется с учетом уровня инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Как уже отмечалось, максимальный размер ЕЖВ устанавливается федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
В РБ при расчете ЕЖВ применяется так называемый индивидуальный коэффициент заработка застрахованного, который позволяет «сгладить» скачки заработной платы работника и привязан к средней заработной плате рабочих и служащих в РБ. Кроме того, размер ЕЖВ автоматически увеличивается при росте средней заработной платы рабочих и служащих, поэтому отсутствует необходимость в проведении индексации.
Представляется, что расчет размера ЕЖВ в РБ является более прогрессивным, чем в РФ. Однако с учетом того, что все больше граждан получают сверхвысокие заработки, и того, что ЕЖВ могут выплачиваться пожизненно, представляется разумным введение в РБ ограничения по размеру ЕЖВ по аналогии с РФ (например, ограничить 4-кратным размером средней заработной платы рабочих и служащих в РБ) с параллельным введением ограничения по размеру уплачиваемых с заработка граждан страховых взносов.
При наличии грубой неосторожности в действиях потерпевшего, размер ЕЖВ как в РФ, так и в РБ может быть уменьшен, но не более чем на 25 процентов. Однако такое ограничение не способствует повышению ответственности самих потерпевших за соблюдении ими же требований по охране труда. Представляется целесообразным повышение этой планки до 50 процентов.
Трудовая реабилитация.
Как в законодательстве РФ, так и РБ отсутствует возможность оплаты расходов по трудовой реабилитации потерпевших (созданию страхователем рабочего места для потерпевшего) за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Представляется, что такая страховая выплата должна быть введена, поскольку в настоящее время расходы по созданию рабочих мест финансируются нанимателями за счет собственных средств, и лишь в определенной части за счет средств государственного социального страхования.
Отчетность страхователей.
В РБ отчетность страхователей относится к государственной статистической отчетности и представляется подавляющим большинством страхователей (99 %) один раз в год. Те же страхователи, которые используют средства на выплаты пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями либо доплаты до среднемесячного заработка работника, временно переведенного на более легкую работу в связи со страховым случаем, отчитываются за квартал, в котором использованы средства и в целом за год.
В РФ все страхователи представляют отчетность ежеквартально.
Гармонизация законодательства о расследовании несчастных случаев
Вопросы гармонизации законодательства об охране труда напрямую связаны с вопросами гармонизации законодательства о расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом особо важными являются вопросы квалификации несчастного случая в качестве непроизводственного.
Эти вопросы важны в том числе с точки зрения применения Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками при нахождении вне государства проживания (Заключено в г. Москве 09.12.1994, вступило в силу для Республики Беларусь – 10.03.1995) (далее- Соглашение). Ведь согласно статье 3 этого Соглашения расследование каждого несчастного случая с работником, произошедшего с ним за пределами его страны постоянного проживания, проводится в порядке, устанавливаемом соответствующими нормативными актами Стороны по месту пребывания пострадавшего на момент несчастного случая.
Нередко складывается ситуация, когда в РФ несчастный случай в результате расследования квалифицируется как производственный, в то время как по законодательству РБ он должен квалифицироваться как непроизводственный.
Важно отметить, что законодательство РБ и РФ по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части квалификации несчастного случая практически идентично.
Справочно: Согласно статье 3 Федерального Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несчастным случаем на производстве является событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Аналогичная норма содержится и в пункте 242 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530.
Однако законодательство о расследовании РБ и РФ в части квалификации несчастного случая существенно различается. Основания квалификации несчастного случая, как не связанного с производством, в РФ установлены статьей 229.2 Трудового кодекса. В РБ основания для составления акта о непроизводственном несчастном случае изложены в пункте 24 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета министров РБ от 15.01.2004 № 30. Различия указанных оснований представлены в таблице.
Таким образом, несмотря на одинаковые подходы законодателей РБ и РФ в области обязательного страхования в части определения несчастного случая на производстве, его квалификация в рамках законодательства РБ и РФ в области расследования существенно различается и нуждается в гармонизации.
Начальник управления страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний БРУСП «Белгосстрах»
Борис Бондарик
Основания квалификации несчастного случая как непроизводственного (РБ) или как не связанного с производством (РФ)
№ |
Основание в РБ |
Основание в РФ |
Различия |
1. |
Установленный судом умысел потерпевшего (совершение потерпевшим противоправных деяний, в том числе хищение и угон транспортных средств) |
Совершение пострадавшим действий (бездействия), квалифицированных правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние; |
1. В РБ акцент сделан на умысел потерпевшего, в то время как в РФ – на факт совершения уголовно наказуемого деяния. 2. В РБ включаются не только уголовно наказуемые деяния, но и те, за которые может предусматриваться административная ответственность. 3. В РБ необходимо решение суда, в то время как в РФ – решение правоохранительных органов. Примечание: согласно п.2 статьи 17 Федерального Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит.
|
2. |
Умышленное причинение вреда своему здоровью (попытка самоубийства, самоубийство, членовредительство и тому подобные деяния) |
Смерть вследствие самоубийства, подтвержденная в установленном порядке органами следствия или судом; |
В РФ случай ограничен только смертью вследствие самоубийства, в то время как в РБ включены попытка самоубийства, в результате которой причиняется вред здоровью, а также иные умышленные действия потерпевшего, направленные на причинение вреда своему здоровью. Данное основание в РФ необходимо оценивать с учетом п.2 статьи 17 Федерального Закона РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» |
3. |
Единственной причиной смерти или повреждения здоровья явилось нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, подтвержденном документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения |
Единственной причиной смерти или повреждения здоровья явилось по заключению медицинской организации алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение (отравление) пострадавшего, не связанное с нарушениями технологического процесса, в котором используются технические спирты, ароматические, наркотические и иные токсические вещества
|
В РБ акцент сделан на потребление соответствующих средств. |
4. |
Смерть или повреждение здоровья обусловлены исключительно состоянием здоровья потерпевшего, подтвержденным документом, выданным в установленном порядке организацией здравоохранения |
Смерть вследствие общего заболевания, подтвержденная в установленном порядке медицинской организацией |
1. В РФ случай ограничен только смертью потерпевшего. 2. В РБ требуется исключительная обусловленность смерти или повреждения здоровья с состоянием здоровья, т.е. когда в результате расследования не будут выявлены организационные, технические, санитарно-гигиенические, психофизиологические и иные причины, а также факторы производственной среды и производственного процесса, оказавшие влияние на состояние здоровья потерпевшего. В РФ акцент сделан на общее заболевание. При этом влияние производственных факторов на развитие этого заболевания и последующую смерть значения не имеет. |
5. |
Смерть или повреждение здоровья произошли не при исполнении потерпевшим трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и не в других случаях, определенных в пункте 243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, если потерпевший является застрахованным по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (при выполнении государственных или общественных обязанностей, в установленных судом случаях изготовления потерпевшим в личных целях каких-либо предметов или при самовольном использовании в личных целях транспортных средств, механизмов, оборудования, инструментов, приспособлений организации, нанимателя, страхователя и в других случаях) |
Отсутствует |
|