В организации работают 5 человек.
Необходимо ли при такой численности вводить в штат должность инженера по охране труда или можно заключить гражданско-правовой договор на обслуживание организации по вопросам охраны труда?
Можно заключить как трудовой договор, так и гражданско-правовой.
Таким образом, одним из вариантов оформления может служить трудовой договор. Поскольку именно он предназначен для оформления работы по определенной функции – профессии или должности.
Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату (абз. 4 части первой ст. 1 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Другим вариантом могут служить гражданско-правовые отношения (договор подряда). Специалист не исполняет обязанности по должности, а выполняет конкретную задачу.
В Беларуси есть много организаций с численностью до 20–30 человек, где держать отдельную единицу специалиста по охране труда накладно и нецелесообразно по причине специфики производства. Такие организации могут заключить договор подряда, например, на оказание услуг по разработке системы управления охраной труда, который можно заключить со сторонним специалистом. Он, исходя из штатного расписания, условий и особенностей производства, целей и задач системы, вполне способен за прогнозируемый промежуток времени определить, какие именно требования охраны труда характерны и требуют исполнения на данном производстве, разработать соответствующие документы и обучить персонал действиям по созданию на фирме здоровых и безопасных условий труда. Далее можно привлечь специалиста по охране труда для выполнения объема работ по проверке соблюдения правил и норм по охране труда.
Важно!
Этот подход неприемлем для организаций, для которых Законом РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» установлены количественные показатели численности служб охраны труда и на которые распространяются нормативы численности служб охраны труда. В таком случае специалист по охране труда должен быть введен в штатное расписание организации и с ним должен быть заключен трудовой договор (или контракт как его разновидность).
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Иными словами, договор подряда заключается для выполнения работы, имеющей четкие временные, объемные или иные характеристики, позволяющие однозначно определить моменты ее начала и окончания, а также обладающей конкретным результатом, который должен быть принят заказчиком.
От редакции:
совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора.
совместительство – выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора.
Еще одним вариантом оформления может выступать заключение трудового договора, но уже по совместительству. Кроме того, специалист по охране труда может трудиться по совместительству сразу в нескольких организациях. Законодательством о труде определено, что продолжительность работы по совместительству не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени (ст. 345 ТК), т.е. не более 4 ч. Следовательно, по совместительству специалист по охране труда может работать сразу в нескольких организациях с учетом данного ограничения, например по 1,5–2 ч в каждой из них.
Виктор Серый, специалист по охране труда
Руководитель структурного подразделения уже второй раз не прошел проверку знаний по охране труда. Имеется предположение, что он сделал это намеренно, о чем произведена отметка в протоколе проверки знаний по охране труда. В объяснительной записке он написал, что не успел выучить все вопросы.
Что необходимо предпринять в данной ситуации?
Уволить данного сотрудника по п. 3 ст. 42 Трудового кодекса РБ (далее – ТК).
Работники, не прошедшие проверку знаний по охране труда без уважительной причины, показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины, проходят повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более 1 месяца со дня ее проведения. Поэтому отстранить от работы таких работников возможно на срок не более одного месяца – до следующей проверки комиссией знаний работника по вопросам охраны труда.
Наниматель обязан предупредить работников о проверке знаний по охране труда не позднее чем за 15 дней (п. 9 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175).
Отказ работника от проверки знаний по охране труда без уважительных причин является нарушением трудовой дисциплины (п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее – постановление № 2)).
Лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускают к выполнению работ (оказанию услуг).
Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривает наниматель в соответствии с законодательством.
Так, поскольку наниматель не может допустить работника, не прошедшего проверку знаний по охране труда (в т.ч. и умышленно), к работе (п. 2 части второй ст. 49 ТК), он имеет право уволить его по п. 3 ст. 42 ТК (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы).
Важно!
Не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 6 ст. 42 ТК) и в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (ст. 43 ТК).
Не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 6 ст. 42 ТК) и в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (ст. 43 ТК).
Однако при увольнении по такому основанию нанимателю необходимо соблюсти определенный порядок, а именно:
– после установления несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы, нанимателю следует рассмотреть возможность перевода работника на другую работу с его согласия, в т.ч. с переобучением (часть первая ст. 43 ТК) (порядок перевода определен ст. 30 ТК);
– не позднее чем за 2 недели до расторжения трудового договора по п. 3 ст. 42 ТК уведомить профсоюз, членом которого является работник (часть первая ст. 46 ТК);
– в день увольнения выплатить работнику выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка (часть вторая ст. 48 ТК) (слова «не менее» означают, что в локальных нормативных правовых актах может устанавливаться больший размер указанного выходного пособия).
При несоблюдении порядка увольнения, установленного частью первой ст. 43 ТК, работник подлежит восстановлению на работе ввиду признания его увольнения незаконным (часть вторая п. 22 постановления № 2).
В 7:30 утра при прохождении предрейсовых медицинских осмотров водителями автобусов фельдшер на основании показаний алкотестера определил, что один из водителей находится в состоянии алкогольного опьянения (показания алкотестера – 0,5 промилле). По данной причине работник был направлен на прохождение освидетельствования в медицинское учреждение. В 12:30 работник привез результаты медосвидетельствования, где указано, что алкоголь в крови и моче отсутствует. Работник требует, чтобы его допустили к работе, а также оплатили ему время, затраченное на прохождение медосвидетельствования.
Прав ли работник?
Нет, не прав.
У нанимателя имелись основания отстранить водителя от работы, а именно показания алкотестера.
Кроме того, отстранение работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения в соответствующий день (смену), является обязанностью, а не правом нанимателя (ст. 49 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
За период отстранения от работы заработная плата не начисляется, за исключением случаев, когда работник не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине. В таком случае водителю производят оплату за все время отстранения от работы не ниже 2/3 установленной ему тарифной ставки (оклада).
На основании вышеизложенного следует вывод, что требования работника необоснованны, поскольку отстранение осуществляется на весь день (смену), а оплату труда за период отстранения, не подпадающий под исключительные случаи, не производят (ст. 49 ТК).
Обязан ли наниматель обеспечивать работников, работающих по договорам подряда, специальной одеждой и обувью?
Нет, не обязан.
На лиц, работающих в организации по договорам подряда, обязанность нанимателя выдавать средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ), установленная в отношении штатных работников, не распространяется, поскольку договор подряда является разновидностью договоров, вытекающих из гражданско-правовых отношений, а не трудовых.
Таким образом, организации могут закреплять в договоре подряда обязанность по обеспечению физических лиц СИЗ.
Поэтому, если договор содержит условие, обязывающее субъект хозяйствования обеспечивать СИЗ физическое лицо, с которым заключен договор подряда, субъект хозяйствования должен выдать СИЗ данному лицу. В противном случае физическое лицо самостоятельно обеспечивает себя СИЗ (за свой счет и собственными силами).
Какие средства индивидуальной защиты для работающих по договорам подряда обязан выдать наниматель?
Законодательство не содержит отдельных нормативных правовых актов, определяющих, при каких работах по договорам подряда субъект хозяйствования обязан выдать физическому лицу СИЗ. Также оно не регулирует, какие виды СИЗ выдают при выполнении работ по договорам подряда.
Таким образом, необходимо руководствоваться теми же нормативными правовыми актами, которые регулируют выдачу СИЗ штатным работникам.
Виктория Яловая, юрист
Каковы задачи кабинета охраны труда?
Основными задачами работы кабинета охраны труда являются:
– обучение, инструктаж и проверка знаний работников по охране труда;
– информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, существующем риске причинения вреда здоровью, полагающихся средствах индивидуальной защиты и компенсациях по условиям труда;
– оказание методической помощи структурным подразделениям в организации работы по охране труда, в т.ч. в организации и работе уголков по охране труда;
– организация консультаций, лекций, бесед, просмотра видео- и кинофильмов, выставок по охране труда;
– пропаганда передового опыта работы по охране труда;
– создание информационной базы данных нормативных правовых актов по охране труда.
Организация и работа уголка по охране труда определяются исходя из основных задач кабинета охраны труда и специфики деятельности организации, ее структурных подразделений.
Кабинет охраны труда по мере необходимости может использоваться для проведения других мероприятий по охране труда.
Организация работы кабинета охраны труда является одним из направлений деятельности службы охраны труда организации и осуществляется специалистами (специалистом) этой службы или (при ее отсутствии) специально назначенным работником, имеющим соответствующую подготовку.
Указанные специалисты:
– проводят вводный инструктаж: с работниками, принимаемыми на работу, учащимися и студентами, направленными к нанимателю для прохождения производственной практики, командированными работниками других организаций, которые принимают непосредственное участие в производственном процессе;
– составляют планы работы кабинета охраны труда, при необходимости вносят предложения по совершенствованию его работы и оснащения, обеспечивают его надлежащее содержание;
– проводят другую работу в соответствии с задачами работы кабинета охраны труда.
Как должен быть оснащен кабинет по охране труда?
Кабинет охраны труда должен быть оснащен:
– нормативными правовыми актами по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации, в т.ч. стандартами, правилами, инструкциями;
– учебными программами, методическими, справочными и другими материалами, необходимыми для проведения обучения, инструктажей и консультаций работников по вопросам охраны труда, противопожарной защиты, законодательства РБ о труде;
– техническими средствами обучения: проекционной, видео-, звукозаписывающей и воспроизводящей аппаратурой, персональными компьютерами, контрольными и обучающими машинами, тренажерами, контрольно-измерительными приборами и другим инвентарем;
– наглядными пособиями, в т.ч. плакатами, схемами, макетами, образцами инструмента, защитных средств, видеофильмами, диафильмами, кинофильмами;
– экспозиционным оборудованием, включающим витрины, стеллажи, стенды;
– необходимой оргтехникой и телефонной связью.
Гардиенко Наталья, специалист по охране труда