Основным Законом Республики Беларусь – Конституцией – гражданам гарантировано право на здоровые и безопасные условия труда. Для обеспечения этого права наниматели (работодатели) пытаются минимизировать риск травмирования работников в процессе производства, для чего и внедряется система управления охраной труда (далее – СУОТ).
СУОТ – революционное явление в управлении охраной труда
С 2005 г. в организациях различных отраслей, видов деятельности и форм собственности проходит кампания внедрения Системы управления охраной труда (СУОТ) на базе СТБ 18001-2005 (СТБ 18001-2009 в более поздней редакции). На уровне райисполкомов разрабатывались и контролировались графики внедрения, были написаны отчеты, изданы приказы о внедрении, разработана документация по СУОТ в организациях. Что имеем на сегодняшний момент?
Внимание!
В зависимости от организационно-правовых форм организаций при разработке систем управления охраной труда могут применяться Рекомендации по разработке системы управления охраной труда в организации, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15.04.2005 № 41, Рекомендации по разработке систем управления охраной труда для организаций малого предпринимательства, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 27.10.2006 № 132 (далее – Рекомендации № 41 и Рекомендации № 132).
А имеем искреннее непонимание целей и задач СУОТ подавляющим большинством работников. Достаточно сказать, что при проведении опроса среди руководителей низшего, среднего и высшего звена, ни в одной организации никто ни разу не дал ответа на простой с точки зрения законодательства вопрос: «Каковы Ваши функции в осуществлении политики организации в области охраны труда?»
Совершенно справедливо мнение, что любая самая плохая система лучше ее полного отсутствия. До появления СУОТ на базе
СТБ 18001-2005 в отраслях разрабатывались Положения по управлению охраной труда; в организациях на их базе создавались свои локальные нормативные акты. Как правило, Положение регламентировало должностные обязанности руководителей и специалистов в области охраны труда; в него включались определенные выборки из нормативных актов, обычно определявших порядок обучения, инструктажей и проверки знаний работников по вопросам охраны труда, а также некоторые положения из технических нормативных правовых актов МЧС, Минтруда, отраслевых норм и правил.
Система работала: руководитель или специалист по крайней мере знал, за что он отвечает, хотя иногда не понимал, как реально осуществить свои многочисленные функции.
Факт травмирования работника как вероятностный процесс.
Важно!
Общее руководство работой по обеспечению охраны труда в организации (структурном подразделении организации) возлагается на руководителя организации (структурного подразделения) (пп. 39, 40 Рекомендаций № 41).
Появление СТБ 18001-2005 явилось революционным явлением во взгляде на СУОТ. Впервые была сделана попытка рассматривать факт травмирования работника как вероятностный процесс и отсюда вывести событие травмы как результат целого ряда воздействующих на работника производственных факторов, среди которых как увеличивающие величину вероятности получения травмы – опасные и вредные производственные факторы, так и уменьшающие ее – организационные, технические, психофизиологические, санитарные и другие мероприятия, направленные на защиту работника.
Рассмотрение события травмирования как вероятностного процесса имеет важное следствие: в процессе трудовой деятельности нет абсолютно безопасных видов работ и рабочих мест, риск получить травму есть всегда, работаешь ли ты в шахте или за письменным столом. Следовательно, свести травмирование работающих к нулю на уровне региона – района, области, республики – в принципе невозможно. Но зато стандартом определена возможность свести этот риск к минимуму, т.е. установить, какой риск является допустимым, а какой – нет, и целенаправленно вести работу по снижению уровня недопустимых рисков, сведению их к допустимым. Это и есть задача СУОТ, службы охраны труда и всех к этому причастных.
Что делать, чтобы СУОТ оправдала возлагаемые на нее надежды?
Справочно:
работодатель, независимо от осуществляемого им вида деятельности, обязан разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков (ст. 13 Закона).
С принятием в 2008 г. Закона РБ «Об охране труда» (далее – Закон) требование проведения идентификации опасностей, определения уровня недопустимых рисков и проведения мероприятий по их снижению в организации стало обязательным для всех работодателей.
Но принятие Закона не означает мгновенного его исполнения на практике. Тем более в такой сфере, как охрана труда, где немедленный результат невозможен, а доведение требований Закона до сознания граждан, его исполняющих, требует немалых усилий. Грустно признавать, но во многих организациях, где СУОТ успешно внедрена еще в 2006 г., в 2011 г. комплект документации по СУОТ выглядит совершенно чистым: никто его не смотрел за эти годы, кроме, пожалуй, инспектора труда, и никому он, кроме инспектора, не нужен. Собственно, и инспектору он не нужен. В общем, формализм в чистом виде.
Жалко смотреть, как успешно губится здравая идея. Что делать?
Справочно:
руководитель организации с учетом функций, роли и места структурных подразделений, отдельных работников в системе управления охраной труда устанавливает их обязанности и полномочия в этой области.
Начинать нужно, как и везде, с анализа возможностей и подбора исполнителей. Хотим мы этого или не хотим, но мы обязаны при выработке стратегии взятия высоты учитывать, кто пойдет в атаку: элитный спецназ или вчерашние призывники, солдаты срочной службы? Сегодня среднестатистический специалист по охране труда – это работник со средним специальным образованием. Хорошо, если образование техническое, еще лучше – профильное, но это бывает не всегда. Далеко не редкость встретить среди инженеров по охране труда бухгалтера, педагога, юриста – тихие мирные профессии. И тут на них сваливается требование разработки и внедрения СУОТ на базе СТБ 18001.
С чего начать – подробно, просто и понятно!
Начинать СУОТ с СТБ 18001 – все равно, что начинать изучать математику не с таблицы умножения, а с интегрального исчисления. Для подавляющего большинства инженеров по охране труда и тем более людей, выполняющих эти функции по совместительству, важна рекомендация начинать организацию работы с простого – с Положения о СУОТ.
Рекомендуем следующую последовательность действий специалиста по охране труда при разработке СУОТ организации:
1. Определяем цель работы, которую хотим проделать, и результаты, которые хотим получить. Результат ясен: снижение (исключение) случаев травматизма и профзаболеваний, а также пожаров, взрывов, наездов и прочих аварий. В СТБ 18001 это называется политикой, и она должна быть документально оформлена (см. Закон): один листок формата А4, вывешенный во всех подразделениях и на всех рабочих
местах, который содержит текст, декларирующий приверженность руководства и работников организации к целям охраны труда.
2. Составляем перечень мероприятий, которые имеют регулярный характер и выполняются на постоянной основе: организация и проведение инструктажей, прием на работу (вводный инструктаж, медосмотры, стажировка и т.п.), обучение и проверка знаний, контрольные
мероприятия, финансирование, освидетельствование ГПМ, обеспечение СИЗ и т.п. Заметим, что этот перечень нужен даже в тех микро-
организациях, где весь процесс управления замыкается на одном руководителе – как памятка самому себе, что нужно делать в области охраны труда в своей организации.
Справочно:
обязанности и полномочия по организации разработки, внедрения, обеспечения функционирования и совершенствования СУОТ возлагаются на одного из заместителей руководителя организации (пп. 41, 42, 43 Рекомендаций № 41).
3. Для каждого из мероприятий составляем технологический регламент, где расписываем процесс по срокам, периодичности, исполнителям, видам документов, определяем порядок прохождения документов по исполнителям при согласовании и утверждении, контроль, выработку управляющих воздействий при отклонениях в процессе. Получаются такие разветвленные блок-схемы. Главное, чтобы они были понятными для восприятия не только специалисту по охране труда, но и исполнителям.
4. После того как разработали техрегламенты по всем мероприятиям, вписываем каждому исполнителю его функции из регламентов в должностную инструкцию, общую или конкретную по вопросам охраны труда. Исполнителям раздаем формы документов и кратко инструктируем – что и в какие сроки с ними делать. Исполнителям нужно ставить конкретные цели и определять конкретные методы решения задач.
Важно!
Ответственность за организацию своевременного и качественного проведения обучения, инструктажа, стажировки и проверки знаний работников по вопросам охраны труда в организации возлагается на ее руководителя, в структурных подразделениях организации – на их руководителей (пп. 50, 51 Рекомендаций № 41).
5. Обязательное условие – регламент (процедура) контроля за исполнением и принятия корректирующих действий. Эта процедура обеспечивает обратную связь – непременное условие каждой системы регулирования (управления).
6. Идентификация опасностей и расчет профессиональных рисков (требование Закона) – необходимое условие функционирования СУОТ. Хотя существующие методики с трудом работают даже в больших организациях: все они в качестве параметра для идентификации и расчетов должны задействовать сложившийся по статистике уровень травматизма в организации, а поскольку истинная вероятность несчастного случая с данным работником в данный день на данном рабочем месте в конкретной организации настолько мала, что не существует приемлемого для массового употребления математического аппарата, чтобы ее просчитать (отсюда и экспертный метод оценки рисков, и использование в методиках определения риска как не просто вероятности, а и еще и соотнесения с тяжестью случая), то на практике получается, что чем больше статистическая база, тем ближе к реальности расчет рисков. Реалии таковы, что данная база может быть создана минимум на уровне района, лучше – области или целой отрасли, причем за период не менее 10–15 лет. Например, в конкретном районе в качестве базы взяли все случаи травматизма за 1994–2010 гг. по всем организациям агропромышленного комплекса, привлекли к работе специалистов управлений сельского хозяйства исполкома и распространили результаты на все сельхозорганизации. Специалистам по охране труда на местах осталось только привязать материалы к конкретным условиям в хозяйстве: у одних молочно-товарные фермы с транспортерами навозоудаления, другие применяют беспривязное содержание крупного рогатого скота – риски разные.
Отсюда следует интересный вывод: задача идентификации опасностей и расчета рисков по отдельным профессиям – это задача отраслевых и территориальных органов управления, но не конкретных организаций.
Справочно:
система управления охраной труда в организации – часть общей системы управления деятельностью организации, регламентированная законодательством в области охраны труда и направленная на обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (п. 4 Рекомендаций № 41).
Но пока эта функция возложена на нанимателя, специалисту по охране труда задачу нужно ее выполнить. Между прочим, половина задачи, если внимательно отнестись к типовым инструкциям по охране труда для наиболее распространенных профессий, уже разрешена: в этих инструкциях расписаны опасные производственные факторы, которые могут воздействовать на работников конкретной профессии, а отсюда легко идентифицировать опасности. Сложно составить только первую карту, далее процесс идет автоматически.
7. Все это группируем в один документ и утверждаем у руководителя.
СУОТ разработан!
Важно!
На всех этапах подготовки документов СУОТ разработчику системы важно иметь в виду одно обстоятельство: написанное должно быть понятно любому работнику в части, которая его касается!
Сумеете выполнить это условие – система будет работать. А уже потренировавшись таким образом, можно переходить к СТБ 18001. Успехов!
От редакции: под системой управления охраной труда понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в специальной области, такой как охрана труда. Другими словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.
Виктор Серый, инженер по охране труда