Сколько необходимо ежегодно закладывать средств на охрану труда, в организации по продаже компьютерной техники и в организации занимающейся строительством? Какие конкретно расходы могут быть отнесены на мероприятия по охране труда? И как рассчитывать экономический эффект от внедрения таких мероприятий?
Наниматель обязан обеспечить охрану труда работников, в том числе выделять в необходимых объемах финансовые средства, оборудование и материалы для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников (п. 15 ст. 226 ТК).
Технические, санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия по охране труда, направленные на обеспечение требований безопасности и гигиены труда, доведение санитарно- бытового обеспечения работников до установленных норм, осуществляемые нанимателем в плановом порядке, включаются в план мероприятий по охране труда, который оформляется в качестве приложения к коллективному договору.
Мероприятия по техническому перевооружению и реконструкции, связанные с совершенствованием технологии, изменением объемов и видов продукции, повышением технического уровня производства и т.п., в план не включаются.
Основной целью мероприятий по улучшению условий и охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Мероприятиями, разрабатываемыми и реализуемыми в организациях, предусматривается решение следующих основных задач:
1. устранение (снижение) профессиональных рисков, улучшение охраны и (или) условий труда;
2. сокращение численности работников, занятых в опасных и (или) вредных условиях труда, тяжелым физическим трудом;
3. доведение обеспеченности работников санитарно-бытовыми помещениями до установленных норм, оснащение их необходимыми устройствами и средствами;
4. обеспечение в установленном порядке обучения, инструктажа и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;
5. внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда.
В мероприятиях предусматривается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (их содержание), смывающими обезвреживающими средствами, проведение обязательных медицинских осмотров работников, контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов по охране труда, уровнями опасных и вредных производственных факторов и др., а также предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсаций по условиям труда: оплата труда в повышенном размере, обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск и другие компенсации.
Основные направления планирования и разработки мероприятий по охране труда определены в приложении 2 к Положению о планировании и разработке мероприятий по охране труда.
На законодательном уровне определить конкретный объем финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда не представляется возможным, так как величина затрат напрямую зависит от фактического состояния условий труда, вида производства и применяемой технологии.
При равной численности работников в организации, где нет рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда и нет травмоопасных видов работ, затраты на мероприятия по охране труда будут в разы меньше, чем в организации с опасными производственными процессами.
В Республике Беларусь официальной методики определения эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда нет.
В то же время имеются разработки учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Например, учреждение образование «Белорусский государственный технологический университет» выпустило учебно-методическое пособие для студентов всех специальностей «Охрана труда. Определение эффективности мероприятий по улучшению условий труда». В указанном пособии приведены методики расчета экономической эффективности мероприятий по улучшению условий труда за счет роста производительности труда, годовой экономии от сокращения потерь, связанных с неблагоприятными условиями труда. Даны примеры расчета экономической эффективности от внедрения рациональных режимов труда и отдыха, внедрения комплекса оздоровительных мероприятий, механизации трудоемких процессов, уменьшения потерь рабочего времени за счет сокращения травматизма, заболеваемости, текучести кадров.
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Документ:
Положение о планировании и разработке мероприятий по охране труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 23.10.2000 № 136 (далее – Положение о планировании и разработке мероприятий по охране труда).
Можно ли наказать работников строительной компании за несоблюдение охраны труда, в частности за то, что они не носят спецодежду?
Можно. К ним можно применить меры дисциплинарного воздействия.
Работающий обязан заботится о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации, немедленно сообщать работодателю о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве (ст. 19 Закона «Об охране труда»).
Если имеются случаи несоблюдения работником правил поведения на территории организации, курения не в отведенных местах, неиспользование работником средств индивидуальной и коллективной защиты, неиспользование во время проведения работ специальных сигнальных знаков, предупреждающих других работников об опасности, то на основании норм ТК и локальных нормативных правовых актов за необеспечение заботы о личной безопасности и личном здоровье, безопасности окружающих в процессе выполнения работ к работнику могут быть применены меры дисциплинарного воздействия.
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (в ред. от 12.07.2013 № 61-З) (далее – Закон «Об охране труда»).
Обязан ли наниматель разрабатывать и внедрять систему управления охраной труда в организации. Если обязан то, в какие сроки и какова ответственность за несоблюдение данных сроков?
Обязан. Сроки разработки и внедрения в организациях систем управления охраной труда ни ТК, ни Закон «Об охране труда» не содержит.
Обязанность нанимателя разрабатывать и внедрять систему управления охраной труда – не новая норма. Норма об обязанности нанимателя разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности содержится в ст. 226 ТК.
Если сравнить обязанности нанимателя, изложенные в указанной статье ТК, с нормами СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда», то можно найти много общего. Систета управления охраной труда придает целостность и завершенность действиям нанимателя по реализации обязанностей по охране труда, предусмотренных ТК и Законом «Об охране труда».
Прямых указаний о сроках разработки и внедрения в организациях систем управления охраной труда ни ТК, ни Законом «Об охране труда» не установлено.
В то же время в ст. 20 Закона «Об охране труда» содержится норма, предусматривающая, что наниматель не вправе поручить руководство службой охраны труда (специалистом по охране труда) одному из своих заместителей, если в организации не разработана система управления охраной труда.
Сроки разработки и внедрения в организациях систем управления охраной труда могут быть установлены в территориальных и отраслевых программах по улучшению условий и охраны труда.
Документ:
Государственный стандарт СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19 (далее – СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда»). (ПОЛЕ)
Наниматель несет обязанности по недопущению к работе, отстранению от работы в соответствующий день (смену) работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медосмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством. Как все эти возможные в организации случаи правильно оформить документально? Что конкретно по каждому случаю писать в приказе? Как поступить с зарплатой работника?
Отстранение от работы работника, не прошедшего инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующего средства индивидуальной защиты, не прошедшего медицинский осмотр, если вышеуказанное для него обязательно, оформляется приказом или распоряжением руководителя организации или уполномоченного должностного лица. К приказу должны быть приложены документы, подтверждающие факт нарушения, послужившего основанием для отстранения от работы.
В случае непрохождения медицинского осмотра это может быть информация из медицинского учреждения, где проводился периодический медицинский осмотр, или от медицинского работника, проводившего предсменный (предрейсовый) медицинский осмотр. В случае непрохождения проверки знаний по вопросам охраны труда – протокол заседания комиссии организации для проверки знаний работников по вопросам охраны труда. Факт непрохождения инструктажа, стажировки или неприменения средств индивидуальной защиты подтверждается информацией непосредственного руководителя.
Учитывая, что отстранение от работы не является дисциплинарным взысканием, наличие объяснительной работника не требуется. В приказе или распоряжении указывается основание отстранения, дата и время, с которого работник отстранен от работы.
За период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется (часть четвертая ст. 49 ТК).
При отстранении от работы работника, который не прошел инструктаж, проверку знаний по охране труда либо медицинский осмотр в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы в соответствии с частью первой ст. 71 ТК.
Если в организации разрабатывается система управления охраной труда то в каких случаях и в каких организациях службу охраны труда необходимо подчинять непосредственно руководителю организации, а когда – уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю?
Руководитель самостоятельно принимает решение о подчинении службы охраны труда себе либо уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда заместителю (ст. 23 Закона «Об охране труда»).
Деятельность службы охраны труда напрямую связана с вопросами обеспечения здоровых и безопасных условий труда на производстве, поэтому кому эта служба починяется, зависит от отношения руководителя к этим вопросам.
В то же время полагаем, что подчинение службы охраны труда при наличии в организации удаленных обособленных структур подразделений (филиалов) необходимо произвести непосредственно руководителю организации. В этом случае специалист службы охраны труда не будет зависеть от руководителя обособленного подразделения (филиала), а руководитель организации будет знать реальную обстановку о состоянии охраны труда.
Какова ответственность за нарушения требований по охране труда как проходящих стажировку, так и ее руководителей?
В случае нарушения работником, проходящим стажировку, требований охраны труда он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководитель стажировки в данном случае привлекается к ответственности за необеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда.
В Законе «Об охране труда» под стажировкой по вопросам охраны труда понимается практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем. Стажировка проводится перед допуском к самостоятельной работе после проведения инструктажа по выполняемой работе.
Грузчик торговой организации на работе незначительно повредил ногу. Инженер считает, что это микротравма и ее надо зафиксировать. Так ли это? Если да то, как это делается?
Так. Микротравму необходимо зафиксировать в журнале регистрации несчастных случаев.
В Правилах расследования и учета несчастных случаев № 30, и других законодательных актах не содержится отдельного термина «микротравма».
Вместе с тем, исходя из норм, содержащихся в п. 28 Правил расследования и учета несчастных случаев № 30, это понятие можно сформулировать так: «микротравма» – несчастный случай на производстве, не вызвавший у потерпевшего потери трудоспособности или необходимости его перевода в соответствии с медицинским заключением на другую (более легкую) работу.
Таким образом, микротравма учитывается организацией в журнале регистрации несчастных случаев (п. 28 Правил расследования и учета несчастных случаев № 30).
Ведение систематизированного учета и хранения документов по охране труда возложено на службу охраны труда (подп. 13.10 п. 13 Типового положения № 82). К таким документам относят и журналы, ведение которых предусмотрено Правилами расследования и учета несчастных случаев № 30 (п. 17 Примерного перечня документов, входящих в сферу деятельности службы охраны труда организации, являющегося приложением к Типовому положению № 82).
Таким образом, учет микротравм осуществляется путем заполнения работником службы охраны труда соответствующих граф журнала регистрации несчастных случаев, форма которого утверждена постановлением №5/3.
При этом в процессе заполнения журнала отмечается, при каких обстоятельствах и по каким причинам произошла микротравма, т.е. по существу проводится ее «микрорасследование».
Делается это по следующим соображениям. Безобидная на первый взгляд травма может дать самые непредсказуемые последствия для потерпевшего. В случае установления работниками здравоохранения причинно-следственной связи между микротравмой и последующим ухудшением состояния здоровья потерпевшего он получит право на получение от БРУСП «Белгосстрах» страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Именно установленный срок хранения журнала регистрации несчастных случаев позволит, в случае необходимости, подтвердить наличие микротравмы. Напомним, что срок хранения данного журнала – 45 лет со дня внесения последней записи (п. 568 Перечня типовых документов № 140).
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования и учета несчастных случаев № 30).
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда в организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82 (далее – Типовое положение № 82).
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 27.01.2004 №5/3 «Об установлении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – постановление №5/3).
Документ:
Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, утвержденный постановлением Минюста РБ от 24.05.2012 № 140 (далее – Перечень типовых документов № 140).
Если территория, производственные здания и оборудование, находящееся на ней используются несколькими фирмами, то кто должен отвечать за охрану труда?
Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения (ст. 17 Закона «Об охране труда»).
На практике довольно часто одни и те же производственные здания и оборудование эксплуатируются различными работодателями. При несчастном случае на производстве бывает довольно трудно определить степень ответственности каждой из сторон в этом происшествии.
Вопрос с разделением ответственности за обеспечение безопасности при сдаче здания или его части решается в договорах аренды. В частности, в договоре можно оговорить порядок проведения осмотров здания, текущих ремонтов. В случае аренды части здания или территории оговариваются порядок прохода работников другой организации и т.д.
Аналогичная ситуация и при совместной эксплуатации оборудования. В договоре между сторонами должен быть оговорен порядок работы на оборудовании, обязанности по текущему и капитальному ремонту, ответственности за безопасную эксплуатацию. За оборудованием должны быть закреплены конкретные работники.
Федор Ахраменко, юрист
Можно ли провести проверку знаний руководителей и специалистов в комиссии организации по перечню вопросов или обязательно необходимо разрабатывать экзаменационные билеты? А если проверка знаний проводится на компьютере, зачем вообще билеты?
Можно провести проверку знаний по перечню вопросов.
Проверка знаний по вопросам охраны труда может проводиться в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в обязанности работающего (п. 10 Инструкции № 175).
Таким образом, если в организации принято решение проводить проверку знаний по вопросам охраны труда с применением компьютерной техники, никто этого не запрещает, но, если работник пожелает пройти проверку знаний в индивидуальном порядке путем устного опроса, то никто не вправе отказать ему в этом желании. Выбор должен оставаться за работником!
Что касается необходимости разработки билетов, то в п. 41 Инструкции № 175 прописано, что для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов разрабатывается перечень вопросов (билеты) с учетом специфики производственной деятельности на основе типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов.
На основании вышеизложенного следует, что наниматель и в данной ситуации имеет право выбора, проводить ему проверку знаний по перечню вопросов или по билетам. Но опять же, на практике и республиканская комиссия и комиссии администраций для проверки знаний по вопросам охраны труда проводят проверки знаний по билетам (если проверка знаний проводится в индивидуальном порядке путем устного опроса), аналоги, которых утверждены в установленном порядке.
В то же время если обратиться к п. 13 постановления № 210, то тут все категорично: «Билеты для проверки знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда разрабатываются на основе типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов, определяемого Минтруда и соцзащиты РБ, и утверждаются руководителем организации».
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Документ:
Положение о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 210 (далее – Положение о комиссии № 210).
Являются ли работы в строительной люльке работами на высоте? Необходимо ли оформлять наряд-допуск и использовать работнику средства индивидуальной защиты (пояс предохранительный и т.п.) – ведь у люльки есть ограждение?
Являются. Необходимо.
При рассмотрении вопросов безопасности при работе из люльки, в первую очередь надо обращаться к Правилам охраны труда № 52 и Межотраслевым правилам по охране труда № 12/2.
Так, работы на высоте – это такие работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более (п. 1 Правил охраны труда № 52).
Подвесные люльки оборудуются четырехсторонним ограждением высотой не менее 1,2 м, со стороны фронта работы – не менее 1,0 м и бортовым ограждением по периметру высотой не менее 0,15 м. Устройство дверок в ограждении люльки не допускается. Крюк для подвешивания люльки снабжается предохранительным замком для исключения ее падения (п. 150 Правил охраны труда № 52).
Безопасность работников, выполняющих работу из люльки, должна обеспечиваться дополнительным канатом с креплением его независимо от точек крепления канатов подвески люльки (п. 155 Правил охраны труда № 52).
При выполнении работ работники в люльке должны работать в защитных касках, применяя предохранительные пояса, закрепленные к дополнительным вертикальным страховочным канатам (п. 86 Межотраслевых правил по охране труда № 12/2).
Лицо, ответственное за безопасное производство работ подъемниками, проводит целевой инструктаж по охране труда перед допуском работников к выполнению работ из люльки, погрузочно-разгрузочных работ с применением грузовых подъемников или монтажу и демонтажу подъемников (п. 15 Межотраслевых правил по охране труда № 12/2).
Работы по монтажу и демонтажу подъемников производятся по наряду-допуску (п. 40 Межотраслевых правил по охране труда № 12/2).
Лицо, выдавшее наряд-допуск, обязано осуществлять контроль за выполнением предусмотренных в нем мероприятий по обеспечению безопасности производства работ (п. 4.11.4 ТКП 45-1.03-40-2006 (02250)).
Таким образом, из вышеизложенного следует, что монтаж и демонтаж подъемников однозначно должен производятся по наряду-допуску, а как быть с работой из люльки?
В люльке обязательно применяется предохранительный пояс, а работы на высоте с применением предохранительного пояса выполняются по наряду-допуску. Но работы на высоте, как было сказано выше – это 1,3 м вверх на 2 м в сторону без ограждений, а в люльке есть и ограждения, и страховочный канат.
И, кроме того, вопрос по осуществлению контроля. Контроль за выполнением предусмотренных в наряде-допуске мероприятий по обеспечению безопасности производства работ просто осуществить при монтаже и демонтаже подъемников, а как быть, если работы из люльки выполняются на 20 этаже?
Вот и получается, что перед допуском работников к выполнению работ из люльки должен проводиться целевой инструктаж с фиксацией в журнале регистрации инструктажа по охране труда, а при монтаже и демонтаже подъемников в наряде-допуске. А если по-другому, то должностное лицо, имеющее право выдачи наряда-допуска на производство работ с повышенной опасностью, только и будет делать, что наряды-допуска выписывать, потому что в люльке условия производства работ или состав бригады может изменяться несколько раз за день. Невозможность выполнения невнятно прописанных нормативных требований на практике ведет к формальному выполнению своих обязанностей соответствующими должностными лицами, что в конечном итоге может привести к непоправимым последствиям.
Документ:
Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила охраны труда № 52).
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации строительных подъемников, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ и Министерства архитектуры и строительства РБ от 30.01.2006 № 12/2 (далее – Межотраслевые правила по охране труда № 12/2).
Документ:
Технический кодекс установившей практики «Безопасность труда в строительстве. Общие требования» ТКП 45-1.03-40-2006 (02250), утвержденный и введеный в действие приказом Министерства архитектуры и строительства РБ от 27.11.2006 № 334 (далее – ТКП 45-1.03-40-2006 (02250)).
Сергей Жартун, директор ООО «ПрофиТруд»