Вот уже 10 лет в Республике Беларусь действует обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. За этот период законодательство в этой области поступательно развивалось, совершенствовалось. Не станет исключением и 2014 год. Рассмотрим наиболее значимые нововведения, которые окажут влияние на деятельность субъектов хозяйствования.
Ожидается принятие изменений и дополнений в Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности». Основные из них по данному виду страхования предусматривают:
- изменение определения несчастного случая на производстве, которое повлечет признание в качестве производственных как событий, в результате которых застрахованный получил повреждение здоровья при исполнении им трудовых обязанностей, так и выполнении любой иной работы по заданию страхователя (его уполномоченного должностного лица) (например, участии в спортивных мероприятиях, субботнике, уборке урожая, прилегающей территории и др.);
- расширение категории застрахованных, работающих на сновании гражданско-правовых договоров. Их жизнь и здоровье будут застрахованы независимо от того, осуществляется ли страхователем контроль за безопасным ведением ими работ. Главное при этом условие, чтобы работы гражданин выполнял в месте, определенном страхователем. При этом будет дополнен перечень обязательных условий таких договоров, определенный подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» обязательством заказчика по уплате страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- отмену права на льготную уплату взносов страхователей – бюджетных организаций по причине того, что для этой категории страхователей предусмотрен отдельный льготный страховой тариф (0,1% по сравнению с тарифом в размере 0,6%, установленным для всех иных страхователей). Также будет отменена льгота страхователям, занятым производством сельскохозяйственной продукции, поскольку в настоящее время они пользуются иными инструментами дополнительной финансовой защиты их имущественных интересов, в частности, обязательным страхованием с государственной поддержкой урожая сельскохозяйственных культур, скота и птицы. Однако перечень льготников будет дополнен детскими деревнями (городками), учитывая социально значимый характер их некоммерческой деятельности;
- усиление ответственности страхователей за нарушение страхового законодательства. Так, в случае нарушения страхователем срока регистрации (перерегистрации), нарушения сроков представления отчетности, ее непредставления или представления недостоверной отчетности, неисполнение страхователем своей обязанности представить страховщику документы, подтверждающие произведенные им страховые выплаты застрахованным лицам в виде пособий по временной нетрудоспособности и доплат до среднемесячного заработка, страхователю придется уплатить штраф в размере 10 базовых величин, независимо от размера начисленных им страховых взносов. В то же время будет отменен штраф за сокрытие или занижение размера облагаемой страховыми взносами базы;
- отмену обязанности страхователя по внесению страховщику капитализированных повременных платежей в случае ликвидации (прекращении деятельности) страхователя, в том числе в связи с банкротством;
- принятие отдельного Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями;
- повышение с 25 до 50 процентов от размера исчисленной ежемесячной и единовременной страховой выплаты максимального размера их уменьшения, если страховой случай наступил в результате грубой неосторожности самого потерпевшего;
- введение нового вида страховых выплат – оплаты Белгосстрахом расходов работодателей на создание рабочего места для застрахованного, получившего инвалидность вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
- расширение числа лиц, имеющих право на получение единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного. Так, к ним будут отнесены родители застрахованного независимо от их трудоспособности – при отсутствии у застрахованного супруга (супруги);
- расширение случаев предъявления страховщиком после выплаты страхового обеспечения регрессных требований к лицам, ответственным за причиненный вред. По сути, требования будут предъявляться всем указанным лицам, кроме страхователей в отношении их застрахованных;
- возврат страховщику сумм страхового обеспечения, перечисленного на счета граждан после их смерти, в упрощенном порядке - на основании распоряжений обособленных подразделений страховщика, если на момент поступления в банки распоряжений указанные суммы не выданы в установленном законодательством порядке.
Изменятся условия установления скидок к страховым тарифам.
Будет сужен круг страхователей, которые вправе рассчитывать на установление скидки, за счет расширения следующих условий ее предоставления:
5-летнее нахождение на регистрационном учете в качестве страхователя вместо действующего условия 3-летнего осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
5-летнее отсутствие просроченной задолженности по страховым взносам вместо действующего условия 3-летнего отсутствия такой задолженности;
дополнительное условие 5-летнего отсутствия задолженности по уплате штрафов и пеней;
дополнительное условие 5-летнего своевременного представления отчетности.
Размеры установленных скидок и надбавок будут размещаться на официальном сайте Белгосстраха в Интернете.
Годовая периодичность представления отчетности формы 4-страхование
Ожидается переход с ежеквартальной уплаты Белгосстрахом обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения за определенные категории граждан, получающих страховые выплаты, на годовую уплату. Это позволит перейти на годовую периодичность представления отчетности формы 4-страхование (Белгосстрах) о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для всех страхователей. Будет упрощена и сама форма отчетности.
Будут расширены сервисы по представлению отчетности в виде электронного документа через официальный сайт Белгосстраха в Интернете (bgs.by). В перспективе будут вноситься предложения об установлении обязанности для всех без исключения коммерческих организаций по представлению отчетности в Белгосстрах только в виде электронного документа (на сегодняшний день такая обязанность установлена только для страхователей, имеющих численность застрахованных 50 и более человек. Иные страхователи вправе представлять отчетность как в виде электронного документа, так и на бумажном носителе).
Сужен Перечень выплат, на которые не начисляются взносы
Будет существенно сужен Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".
Обсуждается предложение о финансировании мероприятий по предупреждению страховых случаев
К сожалению, пока находится лишь в стадии обсуждения предложение Белгосстраха по совершенствованию порядка и направлений использования средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В настоящее время порядок и направления использования средств этого фонда регулируются Положением о порядке и направлениях использования в 2008 году средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам обязательного и добровольного страхования, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 9 января 2008 г. № 12 «О фондах предупредительных (превентивных) мероприятий по отдельным видам страхования».
В нем предусмотрены получатели средств фонда – Министерство здравоохранения Республики Беларусь и Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Механизм использования средств фонда, предусмотренный указанным положением, в настоящее время ограничивает участие в нем страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для финансирования мероприятий по предупреждению страховых случаев непосредственно на производстве.
Отсутствие доступа к источнику средств, носящему целевой характер, значительно ограничивает возможности внедрения предупредительных мероприятий на крупных промышленных, сельскохозяйственных, строительных и др. предприятиях с высоким классом профессионального риска.
Зачастую данная проблема усугубляется тяжелым финансовым состоянием отдельных предприятий, не позволяющим отвлекать ограниченные собственные средства на финансирование мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Между тем, источником формирования средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий являются страховые взносы, уплачиваемые страхователями.
Таким образом, страхователи непосредственно участвуют в формировании средств фонда, но не участвуют в его использовании.
Например, по примеру Российской Федерации и Украины целесообразно наделить страховщика полномочиями по распоряжению средствами фонда предупредительных (превентивных) мероприятий для финансирования мероприятий по предупреждению страховых случаев, в том числе проводимых как органами государственного управления, так и страхователями, с контролем со стороны Министерства финансов Республики Беларусь.
Страховщик по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» – имеет возможность выявить всех страхователей с повышенным уровнем профессионального риска, у которых периодически происходят несчастные случаи на производстве либо профессиональные заболевания, влекущие значительное увеличение страховых выплат и использование средств специального страхового резерва по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Внедрение мероприятий по предупреждению несчастных случаев на таких предприятиях зачастую требует значительных затрат, которые могут быть профинансированы посредством использования средств фонда предупредительных (превентивных) мероприятий по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Концентрация направлений использования средств данного фонда в области внедрения соответствующих предупредительных мероприятий непосредственно в местах концентрации страховых случаев посредством установления механизма использования средств фонда позволит:
– повысить эффективность использования средств фонда;
– снизить травматизм на предприятиях с наиболее опасным производством;
– финансировать предупредительные мероприятия на предприятиях с повышенным уровнем профессионального риска и тяжелым финансовым состоянием.
Пока лишь остается надеяться на то, что данные предложения найдут понимание и поддержку в соответствующих органах государственного управления.
Документ: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности».
Документ : Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее- ТК)
Справочно : статья 224. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Работник подлежит обязательному страхованию нанимателем от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством.
Документ: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2003г. №1297 «Об утверждении Положения о прядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Положение о прядке уплаты страховщику страховых взносов)
Справочно: при совпадении определенных настоящим Положением сроков уплаты страховых взносов с выходными днями, государственными праздниками и праздничными днями, установленными и объявленными Президентом Республики Беларусь нерабочими, уплата страховых взносов производится в рабочий день, предшествующий этим выходным (нерабочим) дням (п.7 Положения о прядке уплаты страховщику страховых взносов)
Справочно: Физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы начиная с квартала, в котором заключен первый трудовой договор (контракт) или гражданско-правовой договор с застрахованным лицом (п.9. Положения о прядке уплаты страховщику страховых взносов)
Борис Бондарик, начальник управления страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний БРУСП «Белгосстрах»