Большинство несчастных случаев, происшедших в организациях являются следствием нарушений установленных нормативных требований охраны труда, трудовой и производственной дисциплины, а также из-за неудовлетворительного технического состояния допускаемых к эксплуатации машин и механизмов, являющихся источником повышенной опасности. О том, как недостатки в организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов привели к несчастному случаю на производстве, читайте в статье.
Обстоятельства несчастного случая.
Несчастный случай с машинистом козлового крана Т. произошел в январе 2013 года в секторе складской переработки на погрузочно- разгрузочной площадке филиала «Ф».
В начале смены начальник отдела маркетинга З.выдал задание стропальщиками К. и Г., а также машинисту козлового крана Т. на выгрузку стальных труб из автомобиля. Для этих целей использовался козловой кран КК-20-32,1974 года выпуска (Расчетный срок службы крана составляет 16 лет. Последнее техническое диагнастирование крана произведено в мае 2010 года с рекомендацией возможности его эксплуатации до июня 2013 года).
Стропальщики К. и Г. находясь в кузове грузовика, произвели строповку пакета из пяти труб, а затем, краном переместили их на весы для взвешивания (общий вес труб составил 3,7 тонны), после чего на место складирования (площадка на земле).
По команде стропальщика Г. крановщик Т. подал кран к автомобилю для выгрузки очередной партии труб. Для чего крановщик Т. установил кран над грузом и начал опускать крюковую подвеску. В это время стропальщики К. и Г. находились в кузове автомобиля, а водитель автомобиля Т. рядом с автомобилем на земле.
После того, как кран поднял груз, левая часть крана (со стороны гибкой опоры) начала перемещаться в сторону от оптовых складов, а правая (со стороны жесткой опоры) в обратную сторону. В результате чего произошло падение крана.
Как было установлено позже, причиной потери устойчивости послужило разрушения несущих элементов металлоконструкций (по основному металлу и сварным швам) на гибкой и жесткой опорах (стойки №№ 4, 1). Также установлено, что данные разрушения имели место еще до аварии.
В результате осмотра конструкции установлено, что в наружном поясном элементе стойки № 4 гибкой опоры разрушено сварное соединение элемента примыкания к мосту и верхних проушин шарнирного узла. Также установлено, что большая часть этих швов имеют старый излом. Поверхности старых изломов коррозированы незначительно, т.е. разрушение произошло ранее, незадолго до аварии.
Один из 3-х поясов стойки № 1 жесткой опоры (сдвоенный уголок 100 х 100 мм) был разрушен по основному металлу, по сечению отверстий под болты. Еще три несущих элемента стойки № 1 в ее верхней части: поперечная связь (сдвоенный уголок 75 х 75 мм) разрушена по основному металлу; трещина (свежий излом) по сварному шву пластины крепления раскоса (сдвоенный уголок 75 х 75 мм) длиной 95 мм, старый излом длиной 105 мм; отрыв подкоса, (сдвоенный уголок 75 х 75 мм) от узла примыкания к поясу – разрушены швы длиной 100 и 120 мм.
Все отмеченные четыре разрушения в верхней части стойки № 1 жесткой опоры произошли задолго до аварии (поверхности изломов сильно коррозированы).
Авария крана началась с потери устойчивости стойки № 4 гибкой опоры (разрушение сварных швов в ее верхней части), последующее одновременное падение моста в районе гибкой опоры и его скручивание. В результате скручивания жесткой фермы моста произошло движение ходовой балки (стяжки) гибкой опоры в сторону разрушенной стойки № 4 (от оптового склада). При этом ходовая рама жесткой опоры под действием массы моста и скручивающих сил начала обратное движение (в сторону склада).
Затем произошла деформация стоек №№ 3,4 гибкой опоры и падение на землю моста крана левой консолью (на конце консоли деформация от удара и следы движения по асфальту). В последующем, в результате воздействия скручивающих сил и сил движения разрушаются несущие элементы стойки № 1, деформация стоек №№ 1,2 и падение на землю правой стороны моста крана. При этом в окончательной фазе падения моста, в результате больших растягивающих усилий разрушились болтовые соединения крепления стоек №№ 1,2 со стяжкой жесткой опоры. Разрушение болтовых соединений произошло преимущественно на разрыв.
В результате падения крана, произошло разрушение кабины крановщика (сплющена и прижата нижним поясом моста к земле), машинист Т. после падения крана, оказался на земле под разрушенной кабиной.
Пострадавшего машиниста крана Т. доставили в ЦРБ, где в результате судебно-медицинской экспертизы было установлено, что смерть работника наступила в кабине упавшего козлового крана в результате сочетанной травмы головы, грудной клетки и конечностей. При этом в крови пострадавшего обнаружен этиловый спирт в концентрации 1,2%, в моче – 1,8%.
Причины несчастного случая.
1. Эксплуатация технически неисправного крана КК 20-32 с имеющимися трещинами в основном металле и сварных соединениях несущих металле, инструкций гибкой и жесткой опор и наличием недопустимых технологических дефектов в сварных соединениях несущих металлоконструкций крана (стойка № 4), допущенных заводом-изготовителем (неравномерное усиление по высоте и длине швов, многочисленные поры, непровары по кромкам, заниженный катет швов), чем нарушены требования п.п. 237, 251 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 28.06.2012 года (далее -Правила);
2. Отсутствие должного производственного контроля за эксплуатацией козлового крана КК 20-32, чем нарушено требования п. 373 Правил;
3. Допуск к восполнению работ работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, чем не выполнены требования ст. 49 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее -ТК)
Анализ основных нарушений.
По данным Госпромнадзора Республики Беларусь, анализ нарушений нормативных правовых и технических нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, выявленных в ходе проверок, позволяет определить характерные нарушения, повторяющиеся из года в год. В организации безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов основными из них являются:
- невыполнение уполномоченными должностными лицами и специалистами по надзору организаций обязанностей по осуществлению производственного контроля и надзора за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. Это выражается в том, что отсутствует плановость в работе, не проводятся проверки, анализ состояния промышленной безопасности, не выдаются предписания на устранения имеющихся нарушений, не принимаются меры по недопущению производства работ с нарушениями. В результате – низкая эффективность осуществления производственного контроля в организациях;
- допуск к эксплуатации технически неисправных кранов, кранов с истекшими сроками технических освидетельствований и диагностирований. Одной из причин этих нарушений является невыполнение специалистами, ответственными за исправное состояние грузоподъемных кранов, обязанностей по регулярному осмотру, организации проведения своевременного технического обслуживания и ремонта кранов.
-отсутствие специалистов, ответственных за безопасное производство работ кранами, допуска к работе работников без удостоверений машиниста крана, стропальщика, недостаточного количества стропальщиков на объектах производства работ и, как следствие, привлечения к строповке необученного персонала.
-отсутствие на объекте проекта производства строительно-монтажных работ грузоподъемными кранами, технологического регламента на складирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы или указанные проекты производства работ и регламенты при их наличии разработаны некачественно, не соответствуют реальным условиям производства на объекте, в них отсутствуют конкретные решения по обеспечению безопасной работы кранов.
Наиболее распространенными являются нарушения требований инструкций по безопасному ведению работ обслуживающим персоналом, а именно: применение неисправных съемных грузозахватных приспособлений, несоблюдение схем строповки грузов, подача материалов в проемы зданий без устройства площадок, нахождение стропальщиков и других рабочих под грузом или в кузове автомобиля при его погрузке-разгрузке.
Анализ выявленных нарушений свидетельствует о неудовлетворительном отношении к исполнению обязанностей по обеспечению безопасной эксплуатации руководителей организаций-владельцев кранов, специалистов, ответственных за безопасное производство работ, и крановщиков.
Также, Госпормнадзор указал на недостатки в организации и проведении технического обслуживания, освидетельствования и диагностирования кранов, что не позволяет в ряде случаев определить истинное состояние крана в результате чего эксплуатируется неисправное оборудование, что в ряде случаев приводит к производственной травме.
Документ : постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 №37 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» (далее- Правила)
Справочно : Сварка расчетных металлоконструкций, элементов кранов и контроль качества сварных соединений должны выполняться в соответствии с требованиями настоящих Правил, государственных и межгосударственных стандартов и других ТНПА (п.237 Правил)
Справочно: Расчетные сварные соединения должны иметь клеймо или другое обозначение, позволяющее установить фамилию сварщика, производившего сварку. Метод маркировки, применяемый для сварных соединений, не должен ухудшать качество изделий. Маркировка должна выполняться методами, обеспечивающими ее сохранность в процессе эксплуатации крана.(п.248 Правил)
Справочно: Надзор за безопасной эксплуатацией кранов, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. N 11 (п.373 Правил)
Справочно: В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты, браковочные признаки которых превышают величины, указанные в ТНПА:
трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе микротрещины, выявляемые при микроскопическом исследовании;
непровары;
поры, шлаковые включения;
подрезы и наплывы (натеки);
незаверенные кратеры;
свищи;
прожоги;
смещения кромок.(п.251 Правил)
Документ :Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28.06.2000 №11 «Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах
Справочно: Надзор за безопасной эксплуатацией кранов, эксплуатируемых на опасных производственных объектах, должен осуществляться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. N 11 (п.373 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2003 №159 «Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации».
Наталья Гончарова, инженер по охране труда