Применение в промышленности большого количества кранов обеспечивает ведение технологических процессов, механизацию труда, определяет техническое совершенствование и степень интенсификации производства, его производительность, затраты на выпускаемую продукцию и другие технико-экономические показатели, имеет большое народнохозяйственное значение.
Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов
В процессе эксплуатации все грузоподъемные краны должны подвергаться техническому освидетельствованию. Цель освидетельствования – подтверждение того, что возможности крана соответствуют техническим характеристикам, которые указаны в паспорте крана (особенно в плане грузоподъемности), а именно:
- кран и его установка на объекте соответствуют Правилам и его паспортным данным;
- кран находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную работу;
- организация надзора и обслуживания крана соответствует требованиям Правил.
Организация проведения технического освидетельствования
В течение нормативного срока службы все краны должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
- частичному – не реже одного раза в 12 месяцев;
- полному – не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (не чаще 1 подъема в месяц).
До пуска в работу краны должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию (далее – ПТО). Краны, подлежащие регистрации в Госпромнадзоре, должны подвергаться ПТО до их регистрации.
В процессе работы краны не стоят годами на одном месте, происходит их обслуживание и ремонт. После монтажа на новом месте, капитального ремонта, реконструкции, ремонта металлических конструкций с применением сварки, замены лебедок, смены крюка или крюковой подвески, изменения длины стрелы или высоты башни краны подвергают внеочередному полному техническому освидетельствованию.
По мнению автора (работающего в организации эксплуатирующей стреловые самоходные краны), по вопросу проведения внеочередного полного технического освидетельствования кранов при изменении длины стрелы или высоты башни можно поспорить. Так, как при современных темпах строительства стреловые самоходные краны иногда работают в определенном исполнении от нескольких недель до нескольких месяцев. За календарный год может произойти 5-6 изменений исполнения крана, а следовательно и проведенных ПТО, следует заметить, что частое проведение ПТО может привести к быстрому износу конструкций крана при испытаниях на максимальных нагрузках (данное предложение, с предложением о внесении изменений в Правила направлено автором статьи в Госпромнадзор).
После замены стреловых, грузовых и других канатов, а также после их перепасовки техническое освидетельствование производить не следует, но необходимо тщательно проверить правильность запасовки и надежность крепления канатов, а также произвести обтяжку их рабочим грузом, эта работа может быть возложена на лицо, ответственное за содержание в исправном состоянии грузоподъемных машин.
Порядок проведения полного и частичного технического освидетельствования
Полное (очередное и внеочередное) техническое освидетельствование кранов в течение нормативного срока службы, указанного в паспорте крана, проводится экспертом Госпромнадзора или экспертом организации, имеющей соответствующее разрешение Госпромнадзора на данный вид деятельности (п.355 Правил).
Частичное техническое освидетельствование кранов проводится специалистом по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов. При проведении освидетельствования обязательно присутствие специалиста, ответственного за содержание крана в исправном состоянии.
Госпромнадзор направляет эксперта для проведения технического освидетельствования по заявке организации – владельца крана, направленной не позднее 10 дней до даты освидетельствования.
При полном техническом освидетельствовании кран подвергается:
- осмотру;
- статическим испытаниям;
- динамическим испытаниям.
При частичном освидетельствовании испытание крана грузом не производится.
Для проведения статических и динамических испытаний владелец крана должен обеспечить наличие комплекта контрольных грузов с указанием их фактической массы.
Испытания кранов, имеющих сменное стреловое оборудование, могут проводиться с установленным на них для работы оборудованием. После установки на кран сменного стрелового оборудования испытание проводится в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана при установленном оборудовании.
При осмотре крана проверяются в рабочем состоянии все механизмы и оборудование, приборы безопасности, тормоза и аппараты управления. Проверка исправности действия ограничителя грузоподъемности крана стрелового типа должна проводиться с учетом его грузовой характеристики.
Кроме того при техническом освидетельствовании должны быть проверены:
1. металлоконструкции крана и его сварные соединения на отсутствие трещин и деформаций, крепление кабины, лестниц, площадок и ограждений, крюк и детали его подвески, крепление канатов, состояние блоков, осей и деталей их крепления. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и жидкий шлак, у механизмов подъема и кантовки ковша ревизия кованых и штампованных крюков и деталей их подвески, а также деталей подвески пластинчатых крюков должна проводиться лабораторией, аккредитованной в соответствующем порядке, по инструкции с применением методов неразрушающего контроля. Заключение лаборатории должно храниться вместе с паспортом крана.
При неразрушающем контроле должно быть проверено отсутствие трещин в нарезной части кованого (штампованного) крюка, отсутствие трещин в нарезной части вилки пластинчатого крюка и в оси соединения пластинчатого крюка с вилкой или траверсой. Такая проверка должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев. Необходимость и периодичность проверки деталей подвески устанавливаются владельцем;
2. фактическое расстояние между крюковой подвеской и упором при срабатывании концевого выключателя и остановке механизма подъема;
3. состояние изоляции проводов и заземления электрического крана с определением их сопротивления;
4. соответствие массы противовеса и балласта у крана стрелового типа значениям, указанным в паспорте;
5. состояние кранового пути и соответствие его настоящим Правилам, проекту и руководству по эксплуатации крана;
6. состояние канатов и их крепления;
7. состояние освещения и сигнализации.
Нормы браковки кранового пути, канатов и элементов крана должны быть указаны в руководстве по эксплуатации. При отсутствии в руководстве соответствующих норм браковка канатов и элементов кранов проводится в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложениях 13 и 22 к Правилам.
Работы, предусмотренные осмотром крана, могут быть проведены отдельно, но не ранее чем за 10 дней до технического освидетельствования. Результаты осмотров и проверок должны оформляться актом осмотра крана (форма и образец заполнения акта осмотра крана в приложении 1), подписанным лицом, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а для электрических кранов желательно и представителем энергетической службы организации.
Все грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах технического надзора, но регистрируемые на предприятии, подлежат обязательному техническому освидетельствованию.
ЭТО ВАЖНО!
Краны, отработавшие нормативный срок службы (это чаще всего от 10 до 13 лет) в соответствии с п.370 Правил подлежат экспертизе промышленной безопасности, в которую входит техническое диагностирование и оценка остаточного ресурса. Техническое диагностирование проводится специализированными организациями. После диагностирования и устранения замечаний экспертом Госпромнадзора проводится ПТО крана. Результаты работы заносятся в паспорт крана представителем организации, проводившей диагностирование и лицом, проводившим освидетельствование, с ознакомлением под роспись лица, ответственного за содержание крана в исправном состоянии.
Александр Жук, Начальник службы надзора ОАО «Управление механизации №12»
Документ: «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» от 28.06.2012 №37 (далее - Правила)
Справочно: Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Госпромнадзор)
Справочно: Правила распространяются на:
краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом и краны-манипуляторы (далее - краны);
грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления (далее - краны);
краны-экскаваторы, используемые для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом (далее - краны);
электрические тали (далее - краны);
подъемники крановые (далее - краны);
лебедки с машинным приводом, предназначенные для подъема груза и (или) людей (далее - краны);
грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);
грузозахватные приспособления (стропы, клещи, траверсы и т.п.);
тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами;
машины грузоподъемные военного назначения (за исключением оборудования, указанного в пункте 3 Правил) (п.2 Правил )
Справочно: Решение о возможности применения приобретенных за рубежом кранов, их узлов, механизмов, приборов безопасности, канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары принимает Госпромнадзор.
Решение о возможности применения приобретенных за рубежом грузоподъемных машин военного назначения принимает орган надзора Министерства обороны по согласованию с Госпромнадзором (п.10 Правил).