Электротравмы имеют сравнительно небольшой удельный вес среди общего числа несчастных случаев, однако среди этого вида травм относительно велико значение тяжелых поражений со смертельным исходом. Процент летальных исходов при электротравме колеблется от 5 до 16. О том, какие причины могут привести к поражению электрическим током, а как следствие к групповому несчастному случаю на производстве, читайте в данной статье.
Электротравматизм и как с ним бороться!
Наиболее часто несчастные случаи, вызванные поражением электрическим током, происходят среди электриков и электромонтеров. Электротравмы чаще всего связаны с неправильным устройством электротехнических установок, отсутствием заземления, применением голых проводов, нарушением техники безопасности при проведении ремонтных работ. На примере, приведенного ниже несчастного случая, произошедшего с элетромонтерами, при производстве ремонтных работ, еще раз хотелось бы обратить внимание, должностных лиц нанимателя, на важность , такого действия как, осуществление постоянного контроля за выполнением работ с повышенной опасностью.
Обстоятельства несчастного случая.
На планерке, начальник района контактной сети ст. Б. Лапин И.В. дал задание электромеханику Иванову И.И. на ревизию контактной подвески 4-го пути ст. К., а старшему электромеханику Петрову П.П. на ревизию воздушного изолирующего сопряжения "Г"/2-го главного пути ст. К. в пределах опор 68-78 и его высоковольтного разъединителя. Для производства данной работы Петрову П.П. был выдан наряд- допуск №30, а Иванову И.И. наряд- допуск №32.
По наряду- допуску №30, руководитель работ Петров П.П. и бригада 6 человек, должна была произвести ремонтные работы с частичным снятием напряжения, наложением заземления, с вышки АДМ-504. Для производства работ отключить высоковольтный разъединитель "Б" ст. К, "П-1" ст.К., "Б" ст. Р., включить "Г" ст. К., а также наложить по 2 заземления с двух сторон согласно ПТБ, (всего 4 штуки).
В 11 ч. 52 мин. по окончании работ по наряду- допуску №32, начался обеденный перерыв. Для организации производства работ по наряду- допуску № 30, примерно в 12 ч. 20 мин. старший электромеханик Петров П.П. зашел к дежурной по станции К. (ДСП К.), для того, что бы согласовать работу с поездным диспетчером и ДСП К. Затем Петров П.П. вышел на связь с энергодиспетчером (ЭЧЦ-1) Мишиным М.М. и доложил о возможности подготовки рабочего места. В 12ч. 37 мин. ЭЧЦ-1 Мишин М.М. подготовил рабочее место и дал приказ №226 на работу, разрешив ее выполнеие до 14ч. 00 мин. После чего Петров П.П. на автомотрисе выехал с бригадой к месту работ.
Прибыв на место работ, Перов П.П. провел инструктаж по охране труда членов бригады. Расписавшись в наряде и наложив заземление, бригада приступила к производству работ. Примерно в 13 ч. 30 мин. ДСП К. по радиосвязи дала команду освободить 2-й главный путь, для возможности пропуска вагона-путеизмерителя, следовавшего на тепловозной тяге от ст. Р. по 2-му главному пути. Руководитель работ Петров П.П. дал команду на прекращение работ и снятие заземляющих штанг. Работа по наряду- допуску № 30 была закончена, но уведомление ЭЧЦ-1 Мишину М.М. об окончании работ дано не было, т.к. снятие напряжения было разрешено до 14 ч. 00 мин.
Запросившись у ДСП Ждановичи на 4-й путь, Петров П.П. переговорив с электромехаником Ивановым И.И. решил осмотреть и устранить ранее обнаруженный дефект по 4-му пути (обрыв жил несущего троса на опоре № 26 в седле гирлянды подвесных изоляторов).
Данная работа производилась без оформления наряда на производство работ тем же составом бригады, что и при работе по наряду- допуску №30. Подъехав к опоре №26, на которой находился мачтовый секционный разъединитель "П-4" соединяющий секции контактных сетей 2-го и 4-го пути. На 4-й путь было наложено два заземления (переносная штанга заземления и стационарно закрепленная к металлической раме дрезины). Петров П.П. устно проинструктировал поднимавшихся на вышку для производства работ членов бригады.
Электромонтер Сидоров С.С. произвел осмотр места обрыва жил несущего троса и, для исключения дальнейшего разматывания жилы, наложил бандаж и произвел замену гирлянды подвесных изоляторов. После чего Сидоров С.С. совместно с Ивановым И.И. приступили к замене подвешенного к несущему тросу изолятора типа ИСС-27,5 кВ., фиксирующего шлейф из провода МГГ-70 разъединителя "П-4". Изолированная вышка в это время находилась в приподнятом состоянии, но не касалась ограждением заземленных проводов контактной сети 4-го пути. Иванов И.И. стоя на ограждении и зажав между колен верхнюю часть ограждения вышки, приступил к демонтажу крепления старого изолятора, к которому при помощи плашки фиксировался шлейф. В этот момент, Сидоров С.С. попытался открутить плашку, удерживающую шлейф, но из-за коррозии металла болта не смог этого сделать. Тогда, не уведомляя находящегося внизу Петрова П.П. и других рядом находящихся с ними на вышке работников, Сидоров С.С. и Иванов И.И. приняли решение освободить изолятор путем разрезания шлейфа. В 13 ч. 45 мин. Сидоров С.С. держась левой рукой за шлейф, при помощи ножовки по металлу, произвел разрез шлейфа от изолятора со стороны разъединителя, грубо нарушив правила техник безопасности. Электромонтеры Ленько Л.Л., Ментюк М.М., Позняк П.П. занимались уборкой на вышке замененных изоляторов и инструмента и за работающими не наблюдали.
Услышав вскрик Иванова И.И., Ментюк М.М. и Позняк О.О. обернулись и увидели лежащего на полу вышки Сидорова С.С., а так же оседающего в вышку, держащегося за шлейф с другой стороны крепления к изолятору, Иванова И.И.. Рядом с Сидоровым С.С. на ограждении вышки лежал шлейф разъединителя "П-4".
Электромонтер Ментюк М.М. крикнул находящимся внизу работникам: -"Разрезали шлейф, опускайте вышку". Электромонтер Позняк О.О. приблизился к Иванову И.И. и оттолкнул его, тем самым освободил его от воздействия наведенного напряжения. Иванов И.И. упал на пол вышки без признаков жизни.
Поняв, что случилось, Петров П.П.,. дал команду машинисту автомотрисы Кучко К.К. через ДСП К. вызывать скорую помощь, а сам совместно с помощником машиниста Хорошко А.А. стали разматывать дополнительную заземляющую штангу для завешивания на контактную сеть 6-го пути. Сидоров С.С. находясь в состоянии шока, приподнялся и сел на полу вышки. Отрезанный шлейф разъединителя в этот момент соскользнул с ограждения вышки и упал на конструкцию разъединителя. Увидев это, Петров П.П.. дал команду машинисту Кучко К.К. опускать вышку и следовать на середину станции к вокзалу, а сам для оказания помощи поднялся на вышку.
Потерпевшему Иванову И.И. на вышке Позняком О.О. и Петровым П.П. была оказана первая помощь, сделано искусственное дыхание и непрямой массаж сердца до появления признаков жизни. В это время состояние Сидорова С.С. резко ухудшилось и он повалился набок. Петров П.П. и Позняк О.О. незамедлительно приступили к реанимационным мероприятиям Сидорова С.С.
Когда автомотриса подъехала к середине станции, электромонтер Ментюк М.М., для оказания квалифицированной помощи пострадавшим, позвал медработников амбулатории. Для этого, Сидорова С.С. пришлось снять с вышки на землю, где прибывшие медработники амбулатории констатировали смерть, а пострадавшего Иванова И.И. сопроводили в амбулаторию, откуда его забрала прибывшая бригада скорой помощи. Иванов И.И. был доставлен в реанимационное отделение областной больницы.
О произошедшем несчастном случае было сообщено в 14 ч. 07мин. ЭЧЦ-1 Мишину М.М. после чего к 4-му пути подключен обрезанный шлейф и в 14ч. 17 мин., дано уведомление № 227 об окончании работ по наряду- допуску №30. Собрана нормальная схема электроснабжения.
Травмирующим фактором Сидорова С.С. и Иванова И.И., попавших в разрыв цепи явилось наведенное напряжение на отключенном участке контактной сети.
Оперативных переключений на данном участке и аварийного срабатывания защит на тяговой подстанции в этот период зафиксировано не было.
Причины несчастного случая
1. Выполнение работ без наряда на производство работ на контактной сети. Отсутствие контроля со стороны специалистов за соблюдением техники безопасности работниками (Правила техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки (ЦЭ 3066), гл. III -2, п. Ш-2-2 и Ш-2-4, п. Ш-2-23).
2. Грубая неосторожность при демонтаже изолятора с разрезанием провода (шлейфа) без выполнения дополнительных мероприятий по установке заземлений или шунтов. (ЦЭ 3066, гл. Ш-3, п.Ш-3-20, абз.2 и п. 2.8.10 Инструкции для электромонтера ОТ-1).
3. Нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного опьянения (ПВТР согласованные с профсоюзным комитетом и утвержденные приказом начальника дистанции электроснабжения от 17.05.2010г.).
Лица, допустившие нарушение законодательства о труде и охране труда
1. Старший электромеханик Петров П.П. -производивший работу без оформления наряда- допуска и приказа энергодиспетчера, не осуществлявшего постоянный контроль за работающими на вышке работниками.
2. Электромонтер Сидоров С.С.– допустил грубую неосторожность, выразившуюся в производстве работ с нарушением целостности проводов без установки дополнительных заземлений или шунта (п.2.8.10 Инструкции для электромонтера (ОТ-1)), а также нарушил трудовую дисциплину, так как находился при выполнении работ в состоянии алкогольного опьянения. (Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР), согласованные с профсоюзным комитетом и утвержденные приказом начальника дистанции электроснабжения от 17.05.2010 г.).
3. Электромеханик Иванов И.И.– допустил грубую неосторожность выразившуюся в производстве работ с нарушением целостности проводов без установки дополнительных заземлений или шунта п. Ш-3-20, абз.2 ЦЭ 3066.
Справочно: переменный ток значительно более опасен, чем постоянный электрический ток такого же напряжения. Кроме того, переменный ток шире применяется, поэтому он и дает в несколько раз больше несчастных случаев и смертельных исходов.
Справочно: наиболее опасным считается технический переменный ток с частотой 50 Гц (50 периодов в секунду), силой 0,1 и напряжением выше 250 V . При значительном увеличении числа периодов, например до 1000000 периодов в секунду, опасность переменного тока значительно падает. Это явление объясняется тем, что при столь высокой частоте реакция нервной ткани не успевает развиться и человек ощущает только тепло в месте прохождения тока. Опасность тяжелых ожогов при этом сохраняется.
Справочно: степень воздействия электрического тока на организм определяется разными факторами, в т.ч. физическими параметрами тока, физиологическим состоянием организма, особенностями окружающей среды и др. Установлено, что при напряжении до 450—500 В более опасен переменный ток, а при более высоком напряжении — постоянный. Начальное раздражающее действие электрического тока появляется при токе силой 1 мА. При токе силой 15 мА возникает судорожное сокращение мышц, что как бы «приковывает» пострадавшего к источнику электрической энергии. Однако «приковывающий» эффект возможен и при меньших значениях силы тока. Смертельна электротравма при силе тока более 100 мА.
Справочно: до сих пор точно не установлено, начиная с какого напряжения электрический ток может вызвать электротравму. Известно, что электрический ток даже напряжением 46 в может вызвать смертельное поражение. Все же считается, что ток напряжением до 40 V только в редких случаях вызывает смертельную электротравму. Наиболее опасен переменный ток напряжением свыше 250 в, хотя имеются наблюдения, что даже воздействие тока высокого напряжения (20 000-30 000 V ) в некоторых случаях заканчивается благополучно. В общем, нужно считать, что, имея дело с током напряжением свыше 50 V , необходимо строго соблюдать правила предосторожности.
Светлана Басько, инженер по охране труда