Считается, что продукция театрально-зрелищных организаций предназначена только для получения эстетического удовольствия. В то же время, мало кто задумывается что, работники этой сфере подвержены профессиональным травмам и заболеваниям.
Актер – это тяжелая работа
Среди причин смертности актеров театра и кино выявили значительный процент рака легких, пищевода и мочевого пузыря у женщин, причем у театральных актрис этот уровень в 3,8 раза выше, чем у киноактрис. У актеров-мужчин повышенные показатели смертности от рака поджелудочной железы и толстого кишечника, рака яичек. Психологическая неуравновешенность ведет к самоубийствам и росту алкоголизма. У мужчин-актеров – высокий показатель смертности от цирроза печени.
Люди, для которых публичные выступления являются важной частью профессиональной деятельности, испытывают волнение чаще и интенсивнее других. Волнение исполнителя может сопровождаться многими физическими симптомами такими, как тремор рук, дрожащие губы, диарея, потные руки и учащенное сердцебиение.
Причинами стресса являются жесткая конкуренция на ограниченном рынке труда, необходимость играть каждый день и даже по несколько раз в день, ночная работа, гастроли, жесткие сроки съемок, частые дубли (особенно при съемке рекламных роликов) и т.д. Постоянные гастроли не только требуют психологической адаптации, но и физической. Для оптимальной работы артист должен иметь достаточно времени на нормальный сон. Резкие перемены часовых поясов вызывают нарушение суточного ритма и выражаются в хронической бессоннице, головной боли, заторможенности, головокружении, раздражительности и забывчивости.
Из-за частой смены обстановки и хаотичной работы у многих сбои режима питания, поздний обед после публичного выступления.
Под театральными софитами тяжелые костюмы могут оказаться очень жаркими. #G0Работа в театре влечет за собой риск общих производственных опасностей, связанные с театральной спецификой: ненормированный рабочий день, особая планировка помещений, плохое освещение, экстремальные температуры и необходимость укладываться в жесткие сроки работ.
Вредные производственные факторы, оказывающие влияние на работников театра
В театрах сцены с грязью, гравием, искусственным снегом могут вызывать раздражение глаз и респираторных путей работников, если использовались вредные материалы. Уборка этих материалов после спектакля ведет к загрязнению воздуха с превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны в несколько раз.
Театральный грим может вызывать аллергические реакции кожи и глаз. Довольно распространенная практика, когда несколько актеров пользуются гримом из одного контейнера, увеличивает риск бактериальных инфекций. Использование аэрозолей для волос и других продуктов в аэрозольной упаковке в непроветренной гримерной также вредно для здоровья. Грим может содержать опасные вещества: полиуретан, силиконовые каучуковые смолы, краски, пигменты, воск и другие ингредиенты. В гриме для спецэффектов иногда используют различные вредные растворители и клейкие вещества. При наложении грима его снятии есть опасность травмирования глаз.
Театральные художники, реквизиторы, бутафоры, декораторы подвергаются опасности во время работы с красками и другими химикатами. При этом на организм человека воздействуют чрезвычайно опасные вещества (ПДК менее 0,1 мг/м3 – 1-й класс опасности). К ним, например, относятся белила свинцовые (на основе соединений свинца), которые являются основой многих красок, соединения кобальта применяются для красок синей гаммы. Не на много безопаснее белила цинковые (на основе оксида цинка) (2-й класс опасности) или большинство растворителей, относящихся к 3-му классу опасности.
Для плотника основными проблемами являются шум и вибрация, вызываемые применяемым инструментом и оборудованием. Средства защиты от них и от древесной пыли (ПДК превышается часто в несколько раз) применяются, как правило, в недостаточной мере – на это просто не обращают внимания.
Постижеры и реквизиторы обычно вынуждены работать в неудобной позе. Другим риском для этой группы работников является силиконовые составы, которую они используют для накладных носов и лысин.
Мышечные боли, мигрени, невралгия возникают от работы за швейной машинкой и у гладильной доски. Текстильная пыль тоже представляет опасность для здоровья. Чистка и окраска костюмов, париков и обуви может требовать использования ряда вредных растворителей и аэрозолей.
Для оформления спектакля могут требоваться одни и те же стационарные декорации в течение всего представления, их обычно делают из тяжелых материалов. Во время перемещения и перевозки реквизита, монтировки, демонтажа и перемещения декораций и противовесов рабочие сцены могут получить травм рук, ног и спины. Иногда несчастные случаи происходят из-за усталости при демонтаже декораций сразу после спектакля. Декорации, по которым артисты ходят и на которые взбираются, должны быть достаточно прочными. Краски, лаки, растворители для красок и другие покрытия используются для покраски декораций. Опасность вызывается при контакте этих веществ с кожей, при попадании в органы дыхания.
Травмы актеров
Наиболее часто у актеров случаются травмы нижних конечностей (38 %), поясницы (15 %) и повреждения голосовых связок (17 %). Последние часто возникают из-за тумана и дыма на сцене, производимых при помощи гликолевых соединений и минерального масла. В результате у актеров появляются болезненные симптомы верхних (насморк, раздражение слизистых оболочек) и нижних дыхательных путей (кашель, хрипы, затруднение дыхания и сдавленность в груди).
Кинопроизводство отличается высокими показателями несчастных случаев, в основном из-за трюков.
Съемки на натуре, особенно, в экспедициях более трудны и опасны, чем павильонные. Актеры и съемочная бригада могут подвергаться всевозможным опасностям таким, как дикие животные, ядовитые рептилии, гражданские волнения, экстремальные климатические явления, заразные болезни, зараженная пища и вода, непрочность зданий, использование в строительстве асбеста и свинца, биологические опасности и т.д. Очевидна опасность при съемках на воде, в горах, в пустыне и других опасных местах.
Для прожекторов и ежедневного освещения на съемочной площадке требуется большое количество энергии. Электроборудование является источником повышенной опасности. Осветительные приборы также могут представлять угрозу для жизни и здоровья. Особенно опасны газовые лампы высокого напряжения такие, как неоновые, галлогеновые и лампы с углеродной дугой.
В кинопроизводстве применяются фейерверки и пиротехнические спецэффекты, которые чреваты незапланированными взрывами и пожарами.
В телевидении к опасностям, присущим кинопроизводству, добавляется ионизация воздуха, электромагнитные и электростатические поля. Работа с компьютерной графикой требует долгих часов за экраном компьютера. Подготовка телерепортажей с мест событий сопряжена с возможностью насилия во время мятежей и войн, воздействием плохие погодных условий, природных катаклизмов, агрессией при значительном скоплении людей, опасностью заражения во время эпидемий.
Ремонтом кино- и теле- оборудования занимаются техники и инженеры, их условия труда схожи с условиями труда их коллег в промышленности. В работе используются органические растворители, применяются электросварочные, паяльные работы, электрические инструменты.
Цирк – это не только зрелище, но и работа в условиях повышенной опасности
Для зрителей цирк это всего лишь развлечение, для работников, цирк – это нелегкая работа, а иногда и работа с повышенной опасностью.
Цирковые представления связаны с риском при выполнении акробатических и трюковых номеров, жонглировании, джигитовке – типичны травмы мышц, сухожилий и позвоночника. В номерах с животными несчастные случаи происходят из-за их непредсказуемого поведения в сочетании с тем фактом, что многие дрессировщики становятся слишком уверенными и теряют бдительность. Аналогично служители, которые кормят и ухаживают за животными за кулисами.
Во время гастролей цирков появляются опасности, свойственные с перемещением и транспортированием грузов и людей. Особой проблемой являются слишком быстрый темп работы, вызываемый желанием успеть дать как можно больше представлений за ограниченное время.
Профессиональные заболевания и травмы танцоров
Среди танцоров высок показатель перенапряжений и острых травм. У артистов балета, например, высокий уровень синдрома перенапряжения (63 %), переломы (26 %). Танцоры наиболее часто подвергаются травмам нижних конечностей (38 %), поясницы (22 %) и шеи (12 %). #G0Важным вопросом для танцоров является диета – они всегда должны выглядеть стройными, легкими и привлекательными, что может привести к анорексии и булемии. При интенсивной моторной деятельности увеличивается частота дыхания, и артист в основном дышит ртом. Это ведет к вдыханию большого количества дыма во время представления.
Профессиональные заболевания певцов
Для классического певца даже легкие повреждения голоса могут быть губительны. Среди певцов голосовые нарушения наиболее опасны для высоких голосов (сопрано и тенор), чем для низких (меццо сопрано, альт, баритон и бас). Примерно одна 1/5 эстрадных певцов и певцов музыкальных театров, особенно молодые женщины, страдают от тех или иных пищеварительных расстройств таких, как анорексия или булимия.
С другой стороны, некоторые вокальные исполнители (чаще всего поп и рок исполнители) специально вызывают голосовые патологии, которые придают голосу хрипоту и т.п. качества, тем самым пытаясь приобрести уникальность и повысить конкурентоспособность в шоу-бизнесе. Самым распространенным диагнозом бывают заболевания верхнего слизистого слоя голосовых складок доброкачественного характера. Среди острых состояний можно назвать ларингит или временный отек голосовых складок. В своей профессиональной деятельности певцы могут подвергаться воздействию этих и других вредных факторов, например, сигаретного дыма, театральной дымовой завесы.
Профессиональные заболевания музыкантов
Усилители звука тоже могут отрицательно отражаться на певцах. Когда уровень шума усиливается реакцией зала, певец часто не осознает, что поет слишком громко и использует ошибочную технику. Это может значительно усугубить развитие и обострение патологий голоса.
Игра на музыкальном инструменте требует контролируемых повторяющихся движений и часто предполагает работу в неестественной позе в течение долгих часов репетиций и спектаклей. Подобные нагрузки на организм могут привести к специфическим нарушениям здоровья.
Потеря слуха среди музыкантов является очень распространенной. Измерения уровня звука в оркестровых ямах показали в среднем 84-101 децибел при средней продолжительности спектакля 2,5 часа. По данным измерений, проведенных в Оперном театре и Концертном зале в Гетеборге (Швеция) уровень звука в среднем составил 83-89 децибел.
Риск потерять слух от воздействия музыкального шума зависит от интенсивности и длительности воздействия. Средняя продолжительность воздействия может быть примерно 40 часов в неделю, но многие профессиональные музыканты могут выступать до 60-80 часов в неделю.
Проверка слуха музыкантов показала, что 43 % хуже различали порог чистого тона, чем положено в их возрасте, причем наибольшая потеря слуха наблюдалась у музыкантов духовых инструментов. Музыканты получают травмы, которые могут оказаться губительными для их карьеры. Выявляются травмы мышц и сухожилий, синдромы защемления периферийного нерва и заболевания сенсорно-моторного характера, растяжение мышц и связок запястья и предплечья, плеч, рук и шеи. Другое распространенное явление среди музыкантов – боли в спине в результате неудобного положения или позы во время игры на музыкальном инструменте. Долгое статичное сидение, особенно в согнутой позе, порождает боль в группах поддерживающих мышц. Перенапрягаются нервы и мышцы запястья и пальцев.
Часто ориентация головы вперед и вниз, чтобы смотреть на клавиатуру и руки, и повторяющиеся движения вверх, чтобы смотреть в ноты, становятся причиной неврологической и мышечной боли в шее и спине.
Ударные инструменты могут способствовать травмам кистей рук и пальцев.
Наниматели, осуществляющие деятельность в театрально-зрелищной сфере обязаны соблюдать периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. В учреждениях культуры наниматели должны разрабатывать и внедрять процедуры, обеспечивающие идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности. Наиболее целесообразно это производить в рамках систем управления охраной труда.
Венедикт Кляуззе, заведующий отделом НИИ труда Минтруда и соцзащиты РБ