24 июля 2013 г. на Национальном правовом Интернет-портале РБ официально опубликован Закон РБ от 12.07.2013 № 61-З, которым в новой редакции изложен Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон). Нормы Закона действуют в отношении всех работодателей и работающих граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Закон вступает в силу с 25.01.2014. Итак, давайте рассмотрим, что нового привнесет Закон в сферу охраны труда, и как эти изменения отразятся на деятельности службы охраны труда и нанимателях.
Обзор новой редакции Закона РБ «Об охране труда»
Новая терминология в Законе об охране труда
В новой редакции Закона содержится ряд новых терминов.
В ст. 23 Закона дано определение термина «Аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда».
Справочно: аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда – деятельность республиканского органа государственного управления, проводящего государственную политику в области труда, по установлению соответствия содержания и качества предоставляемых услуг в области охраны труда юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) требованиям законодательства об охране труда (ст. 23 Закона).
Оуществление аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, формирование и ведение реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, поручено Минтруда и соцзащиты РБ.
Справочно: порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, включающий порядок ведения реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, осуществления контроля за соблюдением ими условий аккредитации, приостановления или аннулирования аккредитации, будет утвержден Правительством РБ.
Справочно: услуги в области охраны труда (ст. 22 Закона) ограничиваются:
-осуществлением функций специалиста по охране труда;
-проведением аттестации рабочих мест по условиям труда.
А вот, термин «безопасные условия труда» не претерпел изменений, и, по-прежнему, имеет неточность. Приведем формулировку термина из Закона «безопасные условия труда - условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов». По мнению автора ошибка заключается в том, что для опасных производственных факторов не устанавливаются допустимые уровни воздействия на работающего, поскольку ни в каком нормативном правовом акте они не установлены, и такие уровни в принципе не могут быть установлены. По мнению автора, более точное определение термина содержит ГОСТ 12.0.002-2003 «ССБТ. Термины и определения».
Справочно: Безопасные условия труда – состояние условий труда, при которых воздействие на работающего вредных и опасных производственных факторов исключено или воздействие вредных производственных факторов не превышают предельно допустимых значений (ГОСТ 12.0.002-2003 «ССБТ. Термины и определения»).
Другой термин «вредный производственный фактор» приведенный в Законе не содержит упоминание о возможном вредном влиянии на здоровье потомства, а в термине «опасный производственный фактор» не содержится упоминание об остром отравлении.
При этом, в некоторых других актах законодательства вопросам недопущения вредного влияния на наследственность человека уделяется соответствующее значение, например в ст. 23 Закона РБ от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
Из вышесказанного следует вывод, что приведенные в новой редакции Закона определения отдельных терминов не в полной мере согласуются с другими законами, а также указанным межгосударственным стандартом.
В новую редакцию Закона включены новые термины такие как: «обучение по вопросам охраны труда», «инструктаж по охране труда», «стажировка по вопросам охраны труда». Обратите внимание, по Закону стажировка не является составляющей частью процесса обучения, а представляет собой процесс адаптации работающего к его профессии или должности под руководством назначенного работодателем лица.
Следует отметить, что с учетом действующих нормативных правовых актов и новой редакции Закона остался нерешенным вопрос об ответственности за нарушения требований по охране труда как проходящим стажировку, так и руководителем стажировки. Было бы желательным детальнее изложить данный аспект в соответствующих нормативных правовых актах при их корректировке с учетом требований новой редакции Закона.
В новую редакцию Закона также введены уже в сложившемся понимании термины «межотраслевые правила по охране труда», «отраслевые правила по охране труда», «типовая инструкция по охране труда», а также раздельно даны определения терминам «средство индивидуальной защиты», «средство коллективной защиты».
Претерпел изменение и термин «охрана труда». В прежней редакции Закона в определении термина упоминались санитарно-гигиенические мероприятия, в новой редакции – санитарно-противоэпидемические мероприятия. С вступлением в силу Закона такие мероприятия должны дополнить деятельность по охране труда на предприятиях.
Справочно: санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие на организм человека факторов среды его обитания и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Санитарно-противоэпидемические мероприятия – организационные, профилактические и иные мероприятия, направленные на оценку риска неблагоприятного воздействия на организм человека факторов среды его обитания, устранение или уменьшение такого воздействия, предотвращение заноса, возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию (ст.1 Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Государственная политика в области охраны труда
К числу важных нововведений следует отнести сформулированное в ст.5 Закона содержание государственной политики в области охраны труда.
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда, закрепленных в ст. 5 Закона, является приоритет сохранения жизни и здоровья работающих.
Весьма важно, что одним из принципов государственной политики в области охраны труда является использование экономических методов управления охраной труда.
В настоящее время, экономические рычаги в деятельности по охране труда заключаются в установлении скидок и надбавок к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также штрафных санкциях применяемых к нанимателям и должностным лицам за нарушения требований по охране труда.
Справочно: п. 5.5 Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы» предусмотрено пересмотреть существующую систему административной и уголовной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности путем, в частности, исключения административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за административные правонарушения, не связанные с получением ими какой-либо выгоды. Очевидно, что нарушения требований по охране труда никому никакой выгоды не приносят.
Многие экономические аспекты охраны труда требуют проработки в теоретическом плане. В настоящее время нет четкого ответа на вопрос, сколько необходимо средств на охрану труда работника, какие расходы могут быть отнесены на мероприятия по охране труда, как рассчитывать экономический эффект от внедрения мероприятий по охране труда и др.
Деятельность службы охраны труда в рамках новой редакции Закона
Как и в прежней редакции, в новой редакции Закона права работающего на охрану труда и его обязанности в области охраны труда, обязанности работодателя по обеспечению охраны труда и его права в области охраны труда корреспондируются соответствующим образом.
В то же время необходимо отметить несбалансированность обязанностей и прав службы охраны труда. По мнению автора, данная служба не наделена необходимыми полномочиями для организации работы по охране труда. Полномочия службы охраны труда, установленные ст. 21 Закона ограничены. Например, служба охраны труда не может издавать распоряжения, носящие обязательный характер для работников, или распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами, также она не вправе применять меры дисциплинарной ответственности к нарушителям требований по охране труда.
На практике служба охраны труда может вносить необходимые предложения работодателю по вопросам организации работы по охране труда, но не может решать эти вопросы самостоятельно.
Многие наниматели игнорируют тот факт, что в дополнение к своим функциям специалисты по охране труда могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций. В относительно небольших организациях, при приеме на работу специалиста по охране труда в контракте с ним предусматривают выполнение обязанностей специалистов по гражданской обороне, по охране окружающей среды, пожарной безопасности и т.д.
В этих условиях вряд ли будет правомерным, опираясь на указанную норму Закона, обосновывать свой отказ от выполнения обязанностей, принятых по контракту.
Полномочия республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству РБ в области охраны труда, местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда
Новая редакция Закона наделяет Минтруда и соцзащиты РБ полномочиями осуществлять аккредитацию юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда.
Местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны труда теперь будут осуществлять и надзор за соблюдением законодательства об охране труда, законодательства о труде по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, расположенных на подведомственной им территории, и ведомственный контроль.
Наделение данных органов полномочиями по осуществлению надзора, очевидно, будет сопровождаться приданием их должностным лицам полномочий на применение мер административной ответственности за нарушения требований по охране труда.
Определен порядок действий работающего в случае отказа от выполнения порученной работы
При отказе от выполнения порученной работы по основаниям указанным в ст. 11 Закона работник обязан незамедлительно письменно сообщить уполномоченному должностному лицу нанимателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, за исключением выполнения порученной работы. Аналогичное право предоставлено и лицу, работающему по гражданско-правовому договору.
Справочно: Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, теперь будет утверждать Минтруда и соцзащиты РБ (в настоящее время действует Список, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 765).
Предсменный медицинский осмотр, освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
Закон предъявляет к нанимателям требование о разработке, внедрении и поддержании функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработке и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
На достижение целей профилактики производственного травматизма, включая борьбу с пьянством как одной из его причин, направлена, в частности, ст. 27 Закона, регламентирующая вопросы медицинских осмотров и освидетельствования некоторых категорий работающих.
Так, работающие, занятые на работах с повышенной опасностью, должны проходить предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Выполнение этого требования теперь входит в перечень обязанностей нанимателя.
Законом предусмотрено, что Минтрудом и соцзащиты РБ и Минздравом РБ будут установлены:
- перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- порядок проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, а также порядок проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих.
Важно! Типовой перечень работ с повышенной опасностью, утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175, включает целые отрасли экономической деятельности, многие виды производств и работ. Однако перечень не является исчерпывающим. Наниматель может включить в перечень работ с повышенной опасностью утвержденный в организации, работы с повышенной опасностью осуществляемые в организации, но при этом, не указанные в Типовом перечне.
Нетрудно представить каким может быть объем работы по предсменным медицинским осмотрам либо освидетельствованиям, который необходимо выполнить в таких организациях перед началом работы, смены. Поэтому, можно предположить, что не на все из указанных работ будет распространяться данное требование.
Данная проблема рассматривается также в ст. 18 Закона «Права работодателя в области охраны труда». Ею предусмотрено право работодателя проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин).
Такое освидетельствование можно проводить в случаях, когда в отношении работников имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
В Решении Конституционного Суда РБ от 05.07.2013 № Р-839/2013 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» отмечается, что в данном положении Закона «законодателем не в полной мере соблюден принцип правовой определенности. Прежде всего критерий, определяющий возможность проведения освидетельствования работающего, а именно в части достаточных оснований полагать о нахождении работника в указанном состоянии, носит оценочный характер и, следовательно, его установление зависит от субъективного усмотрения должностного лица работодателя, принимающего решение о проведении данного освидетельствования. На практике не исключается также возможность отказа работающего от прохождения данного освидетельствования, однако в Законе не регламентируется вопрос о действиях работодателя в случае такого отказа».
Остается лишь ждать, когда по вопросам применения указанных положений Закона будут даны соответствующие комментарии, разъяснения.
Введена норма о коллективной заботе о здоровье и безопасности всех работающих
Законом введена норма, обязывающая работающего заботиться о личной безопасности и личном здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации.
Многолетняя статистика свидетельствует о том, что значительное количество несчастных случаев происходит вследствие несоблюдения потерпевшими требований по охране труда, зачастую эти нарушения допускаются сознательно лицами, знающими требования безопасности труда.
На протяжении ряда лет около 3 процентов несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом происходят по причине нарушений требований по охране труда не потерпевшими, а другими работниками.
Поэтому вводимая правовая норма о коллективной заботе о здоровье и безопасности всех работающих является очень важной.
Будет утверждено Типовое положение о комиссии по охране труда
Минтруду и соцзащиты РБ поручено утвердить Типовое положение о комиссии по охране труда.
Частой ошибкой, допускаемой на практике при создании данной комиссии, является то, что она создается по приказу руководителя организации.
Комиссия по охране труда, создаваемая в соответствии со ст. 24 Закона, имеет свои особенности: это – не комиссия нанимателя и не комиссия профсоюза, это комиссия организации.
Законом установлено, что она формируется на паритетной основе.
Совершенно очевидно, что комиссия по охране труда не может быть создана приказом руководителя организации, так как это означало бы, что представителями профсоюза в ней могут быть угодные нанимателю люди, а наиболее активные и принципиальные из них не будут в нее включены. Тем самым будет нарушаться принцип независимости профсоюза и паритетности в деятельности комиссии.
Аналогичным образом профсоюзный комитет также не должен иметь возможности влиять на решение вопроса относительно целесообразности введения в состав комиссии того или иного представителя нанимателя.
В связи с изложенным состав представителей нанимателя должен определяться приказом руководителя организации, а представителей профсоюза – постановлением профсоюзного комитета. Только таким образом можно обеспечить независимость представителей работников в этой комиссии от воли нанимателя.
Естественно, что количества представителей нанимателя и трудового коллектива должно быть равным и определяться по соглашению сторон.
Дополнительные специальные перерывы. Режим работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях
Отдельной статьей регламентирован вопрос о дополнительных специальных перерывах и режиме работы при неблагоприятных погодных (метеорологических) условиях (ст. 29 Закона).
Справочно: работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания предоставляются дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах).
Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов должны определяться правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.
Для указанных работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе.
Дополнительные специальные перерывы для отдельных видов работ в настоящее время установлены соответствующими техническими нормативными правовыми актами.
Регламентирование перерывов, о которых идет речь в ст. 29 Закона, будет осуществляться в организации на локальном уровне.
Надзор за соблюдением законодательства об охране труда. Ведомственный контроль
Новая редакция Закона не содержит требований по охране труда для отдельных видов работ.
Несколько иначе озаглавлена ст. 38 Закона – «Надзор за соблюдением законодательства об охране труда. Ведомственный контроль». Ведомственный контроль осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.
В ст. 40 Закона содержится норма, устанавливающая отличные от полномочий других работников полномочия директора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ, его заместителей, начальников областных и Минского городского управлений Департамента, их заместители, начальников отделов инспекций труда. Нужно полагать, что это будет содержаться в Положении об указанном Департаменте, утверждаемом Правительством РБ.
В ст. 42 Закона «Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда» содержаться нормативные предписания, вытекающие из Указа Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и Указа Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами» (право общественных инспекторов по охране труда профсоюзов выдавать нанимателю рекомендации по устранению выявленных нарушений требований по охране труда).
Важно! При отсутствии профсоюза в организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации.
Закон в новой редакции вступает в действие через 6 месяцев после официального опубликования. За это период будет проведена работа по приведению в соответствии с Законом нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, и соответственно подлежат изменению локальные нормативные правовые акты по охране труда дейтсвующие в организациях.
Владимир Семич, инженер, член Общественного объединения «Сообщество трудового права».