Производственный травматизм остается одной из насущных проблем. Очень важно предупредить несчастный случай на производстве, но если он произошел, необходимо принять меры, чтобы подобное происшествие не повторилось. В связи с этим, большое профилактическое значение имеют правильное расследование производственных травм, анализ их причин, определение мер превентивного характера.
От несчастных случаев на производстве, к сожалению, не застрахована ни одна организация.
Обстоятельства несчастного случая
На склад выгрузки и хранения зерна комбикормового завода, был доставлен очередной вагон с мукой в мешках. Директор завода, перед уходом в трудовой отпуск заранее договорился с председателем СПК на выделение техники и людей для разгрузки вагона. Приказом директора на время его отсутствия исполняющим обязанности директора назначен главный инженер. Ответственным за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ назначен заведующий складом. Из прибывших на разгрузку лиц была сформирована бригада. У одного из членов бригады имелось удостоверение тракториста-машиниста на право управлять всеми видами тракторов и самоходных машин. Заведующий складом дал устное задание рабочим на разгрузку. Муку из вагона выгружали в ковш погрузчика. Рабочие приступили к работе после прохождения инструктажа по охране труда (о чем сделана запись в журнале регистрации инструктажей). Так как, вагон был заполнен грузом, рабочие в качестве подставки использовали ковш погрузчика. В ковш бросали по 25-29 мешков. Мешки с мукой подымались погрузчиком путем подвоза по пандусу к месту складирования, где штабелировались. Около 11.00 ч завскладом направился в контору. К 11.20 ч разгрузив 750 мешков рабочие А, О, Р, и Ф сели в ковш погрузчика сверху на мешки и поехали. При движении несколько мешков с мукой выпали из ковша погрузчика. Рабочие вышли из ковша, и направились на технологический перерыв. В 11.30 ч рабочие А. и Р. не дожидаясь остальных рабочих, направились в сторону вагона и подали механизатору знак «начать движение к вагону». После начала движения они опустились в ковш погрузчика, погрузчик приблизился к вагону. Однако ковш погрузчика попал под вагон. Меры принимаемые механизатором к торможению погрузчика не привели к желаемому результату. Рабочие А и Р, стоя в ковше спиной к вагону, оказались зажаты между вагоном и ковшом погрузчика. Через 2 ч и 20 мин они были доставлены в больницу г. С. , где скончались от шока, кровопотери и переломов костей таза. По заключению медиков, у механизатора и грузчиков Р. и А. алкоголь в крови не обнаружен. Проверкой установлено, что за 2 дня до произошедшего несчастного случая рабочий Р. уже совершал передвижения в ковше погрузчика, за что получил замечание от руководителя бригады.
Причины несчастного случая, выявленные в ходе специального расследования
По результатам специального расследования, которое проводило областное управление Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, установлено, что основной причиной, приведшей к несчастному случаю, является неудовлетворительная организация погрузочно-разгрузочных работ на складе комбикормового завода, выразившаяся:
- в осуществлении погрузочно-разгрузочных работ без наличия технологической документации, предусматривающей последовательность выполнения работ и средства технологического оснащения, обеспечивающие безопасность труда;
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 12.12.2005 №173.Требования охраны труда, содержащиеся в правилах, являются обязательными для исполнения всеми нанимателями независимо от их организационно-правовых форм.
- в допуске к выполнению погрузочно-разгрузочных работ погрузчика ТО-18Б к месту погрузки с уклоном, превышающим 5 градусов (п.8.2 Руководства по эксплуатации ТО-18Б 00.00.000РЭ. Погрузчик фронтальный одноковшовый ТО-18Б), и не использовании других средств механизации, при перемещении грузов массой более 20 кг. на расстояние более 25м.;
- в неустановке (имелась в наличии) перильного ограждения высотой не менее 1м с левой стороны съезда из склада к вагону (железнодорожные эстакады должны иметь производственные площадки шириной не менее 0,7 м по обе стороны железнодорожного полотна с перильными ограждениями высотой не менее 1 м (в том числе и с торцов), через каждые 25 м длины эстакады должны быть установлены стационарные лестницы с перильными ограждениями).
Недостатки в обучении безопасным приемам труда
Кроме того, было установлено, что рабочие не проходили ежегодного обучения с последующей проверкой знаний по охране труда. Механизатор не провел с работниками первичный инструктаж на рабочем месте (складе комбикормового завода) при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, таким образом, имелось прямое нарушение норм постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 «Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда».
Нарушение производственной дисциплины
В ходе расследования несчастного случая были выявлены нарушения производственной дисциплины, выразившиеся в проведении механизатором работ на участке с уклоном, превышающим допустимую величину по техническому паспорту машины, а также нахождение на участке производства работ (в ковше погрузчика) лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, а именно нахождение рабочих А. и Р. во время движения погрузчика ТО-18Б в ковше.
Лица, допустившие нарушения и меры ответственности примененные к ним
Нарушение правил техники безопасности, правил охраны труда, должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда) повлекшее по неосторожности смерть двух лиц наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 306 Уголовного кодекса РБ).
Заведующий складом комбикормового завода, в соответствии с приказом нанимателя являясь ответственным лицом за проведение погрузочно-разгрузочных работ, допустил:
- проведение таких работ без технологической документации, предусматривающей последовательность выполнения работ и средства технологического оснащения, обеспечивающей безопасность труда;
- работу погрузчика ТО-18Б в месте, где съезд превысил допустимую величину уклон -5 градусов;
- не обеспечил наличие перильного ограждения высотой не менее 1м с левой стороны съезда из склада к вагону;
- не провел первичный инструктаж на рабочем месте с командированным в его распоряжение механизатором.
Председатель СПК являясь руководителем организации, не организовал ежегодное обучение безопасным методам работы подчиненных ему механизаторов.
Директор комбикормового завода, являясь руководителем организации, на которого возложены руководство и ответственность за создание безопасных условий труда, не организовал разработку технологической документации погрузочно-разгрузочных работ, не обеспечил выполнение подчиненными норм и правил по охране труда, что привело к неудовлетворительной организации погрузочно-разгрузочных работ на складе.
Механизатор СПК, допустил проведение работ на погрузчике на участке с уклоном, превышающим допустимую величину по техническому паспорту машины при нахождении на участке производства работ (в ковше погрузчика) лиц, не связанных с выполнением технологического процесса.
На основании решения суда заведующий складом комбикормового завода и механизатор СПК, были привлечены к уголовной ответственности по части третьей ст. 306 УК. С председателем СПК и директором комбикормового завода, трудовые договоры расторгнуты по п.9 ст.42 ТК, указанные лица, в том числе, были привлечены к административной ответственности.
Игорь Пасеков, инженер по охране труда.
Внимание!
При проведении погрузочно-разгрузочных работ должны соблюдаться требования Правил дорожного движения, утвержденные Указом Президента РБ от 28.11.2005 № 551 (в ред. от 08.01.2013), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов утвержденные постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37, Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании утратившими силу некоторых постановлений Минздрава РБ, утвержденной постановлением Минздрава РБ 28.04.2010 № 47 (в ред. от 26.04.2011).
Справочно:
Для организации и проведения погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями охраны труда наниматель приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов назначает лиц, ответственных за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, - при производстве работ грузоподъемными машинами).
Справочно:
На время отпуска, командировки и в других случаях отсутствия лица, ответственного за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (лица, ответственного за безопасное производство работ кранами), выполнение его обязанностей должно быть возложено приказом (распоряжением) на работника, замещающего его по должности и дополнительно прошедшего обучение и проверку знаний особенностей технологического процесса, требований правил устройства и безопасной эксплуатации подъемно-транспортного оборудования и других нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда при проведении конкретных видов погрузочно-разгрузочных работ в объеме требований по замещаемым должностям.
Внимание!
К выполнению погрузочно-разгрузочных и складских работ допускаются лица, прошедшие в установленном порядке медицинский осмотр, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Важно!
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускается применять неисправные приспособления и инструмент, использовать немаркированные, неисправные или не соответствующие по грузоподъемности и характеру груза съемные грузозахватные приспособления и тару; выполнять работу без СИЗ, использовать СИЗ, не прошедшие испытания в установленные сроки; производить погрузочно-разгрузочные и складские работы при отсутствии достаточного освещения.