Если к вам пришел груз по железной дороге
При выполнении работ по разгрузке железнодорожных вагонов (полувагонов) с повышенных путей (эстакад) нередки несчастные случаи с различным исходом как по вине работника, так и по вине нанимателя. Если первые чаще всего нарушают правила в связи с их незнанием или в связи с личной самонадеяностью, то вторые чаще всего попросту халатно относятся к возложенным на них обязанностям по охране труда работников, занятых на разгрузке.
Производственный травматизм, причины.
Производственный травматизм грузчиков – явление, увы, нередкое. Работник, осуществляющий погрузку-выгрузку по роду своей деятельности, лицо- постоянно работающее в сфере серьезного производственного риска. Если при слове «грузчик» у Вас возникают ассоциации с работой «без затей», а также непрофессионалом, который просто вручную переносит тяжести – это значит, что Вы не имеете отношения к транспортировке грузов и ничего не знаете о технике безопасности таких работ.
Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь постоянно ведется систематическая работа по профилактике производственного травматизма при производстве погрузочно-разгрузочных работ в организациях различных форм собственности, связанных с перевозкой грузов, однако нельзя сказать, что ситуация полностью находится под контролем.
Поэтому в данной статье мы хотим акцентировать внимание на наиболее типичные ситуации, приводящие к несчастным случаям, а также дать практические рекомендации по основным нормативным актам, регулирующим данную сферу отношений нанимателя и работника.
Игнорирование отдельными нанимателями своих непосредственных обязанностей по охране труда работников зачастую приводит к трагедии.
Ситуация, при выгрузке минеральных удобрений с железнодорожного вагона-хоппера, расположенного на повышенном железнодорожном пути (эстакаде) в здании склада базы минеральных удобрений, были смертельно травмированы (засыпаны) два работника ОАО «М».
Причиной группового несчастного случая явилось невыполнение руководителем организации и специалистом по охране труда своих должностных обязанностей в данной сфере. Дело в том, что при разработке технологического процесса (специальной технологической документации) ими не были учтены все вопросы обеспечения безопасного производства работ по разгрузке железнодорожных вагонов-хопперов модели 19-9774 с повышенного пути.
Кроме того, указанными должностными лицами были допущены к работе лица (впоследствии потерпевшие) без повторного инструктажа по охране труда, а также ими не осуществлялся должный контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте и за качеством разработанной технической документации – например, доступ к механизму разгрузки вагонов-хопперов, расположенных на повышенном пути, осуществлялся при помощи приставной лестницы, что недопустимо.
Другая ситуация, на железнодорожном пути высотой 2,75 м разгрузка удобрений осуществлялась посредством открытия люков полувагонов с кузова автомобиля МАЗ-555-142. Последний вагон-хоппер модели 19-9755 работники коммунального унитарного сельскохозяйственного производственно-торгового предприятия (далее – КУСПТП) решили разгрузить с насыпи минеральных удобрений. В результате открытия люков вагона рабочие, попав под поток высыпающегося груза, были засыпаны минеральной массой и погибли.
Следствием пренебрежения к требованиям безопасности явилась гибель двух работников КУСПТП.
Как и в случае, описанном выше, групповой несчастный случай произошел при выполнении работ по разгрузке минеральных удобрений из железнодорожного состава, находившегося на повышенном пути.
Причинами несчастного случая явились: нарушение технологического процесса при проведении работ по разгрузке минеральных удобрений из вагона-хоппера, недостатки в разработке технологии разгрузки сыпучих грузов, нарушения требований безопасности при допуске работников к выполнению работ с повышенной опасностью. Как видим из приведенных причин – все относятся к компетенции нанимателя.
Предупредительные меры
Как показывает анализ практики, приказы руководителя организации, которыми поручается начальникам структурных подразделений организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ в соответствии с требованиями правил и норм по охране труда, не должны носить декларативный характер. Основанная смысловая нагрузка такого документа обеспечить безопасность труда работников при выполнении данного вида работ и выполнение задания в срок.
Кроме того, нанимателям следует внимательно относиться к рассылаемым Департаментом государственной инспекции труда информационным письмам, в которых описываются несчастные случаи, а также анализируются причины, приведшие к тому или иному несчастному случаю. По итогам изучения таких писем руководителю юридического лица следует акцентировать внимание лиц, ответственных за охрану труда, на причины, приведшие к несчастным случаям и активно содействовать их устранению на своем предприятии, учреждении, организации.
Вывод .Знание и неуклонное соблюдение правил и норм законодательства в сфере охраны труда руководством юридических лиц и индивидуальными предпринимателями, жесткое требование к наемным работникам о соблюдении трудовой дисциплины, а также постоянный контроль уровня знаний работников по вопросам охраны труда - вот те первоочередные меры, которые необходимо предпринимать с целью предупреждения производственного травматизма в сфере хозяйственных взаимоотношений, связанной с транспортировкой грузов.
83. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии.
83. При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии.
Документ Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 12.12.2005 № 173 (далее – Правила № 173)
Справочно: в соответствии с п. 83 Правил № 173 при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов люки следует открывать специальными приспособлениями, позволяющими работникам находиться на безопасном расстоянии.
Справочно : в соответствии с п. 84 Правил № 173, при разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на эстакадах, на путях, расположенных на высоте более 2,5 м, открытие люков следует производить со специальных мостков.
В соответствии с п.214 Правили № 173, открывание люков полувагонов, расположенных на высоте более 2,5 м (на повышенных путях), следует производить со специальных мостиков. Крышки люков должны открываться поочередно с обеих сторон полувагона с помощью специальных приспособлений (багров, легких ломиков или кувалд массой не более 5 кг), позволяющих работникам находиться на безопасном расстоянии, а также с применением подъемников крышек люков.
Татьяна Новая, юрист