Бытовые и производственные травмы в командировке. Как их отличать?
Существует разница между понятиями «несчастный случай» и «несчастный случай на производстве». Только второй, согласно действующему законодательству, подлежит расследованию работодателем. Для того чтобы определить, можно ли квалифицировать конкретный случай как «несчастный случай на производстве», необходимо учитывать многочисленные нюансы, поскольку увечье или иное повреждение здоровья, работник может получить не только по месту работы, но и в другом месте, например в командировке. Всегда ли такое событие будет считаться несчастным случаем на производстве?
Справочно: несчастный случай на производстве определяется как событие, в результате которого работник при исполнении им трудовых обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других определенных случаях, как на территории страхователя (нанимателя), так и в ином месте, где он находился в связи с работой или совершал действия в интересах страхователя (нанимателя), либо во время следования на транспорте, предоставленном страхователем, к месту работы или с работы, получил телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом.
Когда травма может быть признана производственной .
Работник получил командировочное удостоверение, суточные, собрал чемодан и закрыл дверь дома. Он в командировке. Предстоит трехсоткилометровая дорога и трехдневная жизнь со сменой обстановки.
Дай Бог ему вернуться живым и здоровым. Но бывает всякое. А теперь давайте разберемся в каких случаях полученная в период командировки травма будет считаться полученной на производстве?
Справочно: Правила расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждены постановлением совета Министров РБ от 15.01.2004 №30 (далее – правила расследования несчастных случаев на производстве)
Ответ на этот вопрос дают два документа: Правила расследования несчастных случаев на производстве и письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.02.2011 №21/478, в котором подробно разъясняются вопросы квалификации несчастных случаев, происшедших с работающими при выполнении ими трудовых обязанностей за пределами организаций (в командировке, перемещении между объектами и т.п.)
В соответствии с пунктом 3 Правил расследования, квалифицируются как производственные и подлежащие расследованию несчастные случаи, происшедшие
«3.1. на территории организации, нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в том числе в служебной командировке при выполнении служебного задания, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах организации, нанимателя, страхователя;
3.2. во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном организацией, нанимателем, страхователем;
3.3. на личном транспорте, используемом в рабочее время в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем об использовании личного транспорта работающего в интересах организации, нанимателя, страхователя или по соглашению сторон трудового договора;
3.4. на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также во время следования пешком при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения организации, нанимателя, страхователя;
3.5. при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель, проводник, другой работник);
3.6. при работе вахтовым (экспедиционным) методом во время междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;
3.10. при следовании к месту служебной командировки и обратно:
на транспорте общего пользования (кроме транспорта общего пользования, осуществляющего городские перевозки);
на транспорте, предоставленном работодателем;
на личном транспортном средстве в случае использования его в производственных целях в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем;
на ином транспорте при следовании от населенного пункта – местонахождения постоянного места работы к населенному пункту – месту служебной командировки и обратно);
при следовании на транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки, и (или) пешком при перемещении в пределах населенного пункта от места высадки из транспортного средства, перечисленных в абзацах втором-пятом настоящего подпункта, до места служебной командировки и от места служебной командировки до места посадки в транспортные средства, перечисленных в абзацах втором-пятом настоящего подпункта».
Квалификация несчастного случая
Поскольку во всех описанных выше случаях, производственным признается случай, который произошел во время посадки в транспортное средство, поездки на нем и высадки из него.
То, следуя этим указаниям, составим график движения работника к рабочему месту на другом предприятии в другой местности с точки зрения квалификации случая «производственный (П)» - «бытовой (Б)»:
-вышел из дома и движется на остановку городского автобуса – «Б»
-садится в автобус и следует до остановки «ЖД вокзал» - «П»
-выходит из автобуса, идет в кассы, покупает билет и выходит на перрон «Б»
-садится в вагон, едет и выходит из вагона – «П». (Отмечаем, что посадка начинается с момента, когда работник одной ногой встал на подножку транспортного средства, а высадка – когда работник обеими ногами стоит на перроне)
-идет по вокзалу до остановки такси – «П»
-на остановке такси его встречает автомобиль, предоставленный и принадлежащий организации, в которую направляется командированный. Работник садится в автомобиль, едет и выходит возле проходной предприятия – «П»
-идет от автомобиля до проходной – «П»
-проходит проходную, знакомится с работой, переодевается, выполняет работу, заканчивает работу и выходит за проходную – «П»
-пешком движется в гостиницу, располагается, обедает, гуляет по городу, с разным успехом знакомится с одушевленными и неодушевленными достопримечательностями, возвращается в гостиницу, спит, утром встает и идет к уже знакомой проходной - «Б».
Но это типичный случай.
Бывают и другие командировки, например, водитель - «дальнобойщик» выехал в международный рейс. Или механик рефрижераторной секции на железной дороге. И рабочее, и нерабочее время они проводят, как правило, не отходя от транспортного средства, на котором передвигаются, там же ночуют и т.п. Бывает, они отлучаются от автомобиля или вагона на почту, чтобы отправить нанимателю письменное сообщение, или в отделение банка, чтобы снять или отправить денежные средства. Все это – действия в интересах нанимателя, и несчастный случай во время совершения подобных действий квалифицируется, как производственный. Но если при расследовании выяснится, что водитель получил травму, будучи направленным в Москву, попал в ДТП возле Сочи (в случае, если маршрут следования не был согласован с нанимателем и не был заявлен в маршруте), то, естественно, такой случай не подпадает под действие Правил расследования, исходя из положений п. 3.1 Правил расследования несчастных случаев на производстве.
Виктория Зарембо, инженер по охране труда