Во многих организациях для выполнения определенного вида работ , а также для выполнения разовых работ (оказания услуг) привлекаются лица (исполнители), с которыми оформляются не трудовые, а гражданско-правовые договоры (подряда, возмездного оказания услуг, и т.д.). Всегда ли, при заключении гражданско- правового договора, гражданин является застрахованным, об этом читайте в статье.
Ситуация
Организация заключила с гражданином договор подряда. Но возникает вопрос, является ли этот гражданин застрахованным по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний?
Справочно: Договор подряда является разновидностью гражданско-правовых договоров
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы). Работа выполняется за риск подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или соглашением сторон (ст. 656 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее- ГК)
В соответствии с пунктом 243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 (далее – Положение о страховой деятельности), обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – ОСНСПЗ) подлежат жизнь и здоровье граждан, работающих по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующих под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя.
При этом согласно абзацу третьему части первой пункта 242 Положения о страховой деятельности под гражданами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие (постоянно или временно) на территории Республики Беларусь. Соответственно, физическое лицо, временно пребывающее на территории республики, не может быть застрахованным по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Первое условие для распространения страховой защиты на гражданина.
Таким образом, первым условием для распространения страховой защиты по ОСНСПЗ на гражданина является факт проживания его на территории Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь считаются проживающими в Республике Беларусь, если они зарегистрированы по месту жительства в пределах Республики Беларусь (в паспорте имеется действующий штамп о регистрации по месту жительства).
Иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь разрешение на постоянное или временное проживание, которое выдается подразделением по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту предполагаемого постоянного или временного проживания иностранного гражданина или лица без гражданства по его заявлению (если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь).
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший шестнадцатилетнего возраста и получивший в установленном порядке разрешение на постоянное проживание, обязан иметь вид на жительство.
Второе необходимое условие для распространения страховой защиты на гражданина
Вторым необходимым условием распространения страховой защиты на гражданина, работающего по гражданско-правовому договору, является контроль страхователя (в данном случае – организацией) за безопасным ведением работ этим гражданином.
Контроль за безопасным ведением работ
Попробуем разобраться, что понимается под контролем за безопасным ведением работ.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее – Указ № 314) юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, такие существенные условия, как обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора и ответственность за их невыполнение.
Возникает вопрос, «осуществление контроля за безопасным ведением работ» и «обеспечение безопасных условий работы» равнозначные понятия или нет?
Справочно: Термин "контроль" происходит от французского "controle", означающее "проверку чего-либо, например выполнения законов, планов, решений"
С.И.Ожегов трактует контроль как проверку, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора.
Таким образом, в упрощенном понимании контроль - это целенаправленные практические действия, которые позволяют убедиться в правильности чего-либо.
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» безопасные условия труда - условия труда, при которых исключено воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. А условия труда - совокупность факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности.
Таким образом, если объединить данные понятия, то под безопасными условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работающего, при которой воздействие на работающего вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Обязательства заказчика по обеспечению безопасных условий работы
Обязательства заказчика по обеспечению безопасных условий работы определяются исходя из его обязанностей, перечисленных в подпунктах 1.1 и 1.3 пункта 1 (Указа № 314), и вида гражданско-правового договора. В рамках таких обязательств Указом № 314 предусмотрены следующие обязанности заказчика:
предоставлять при необходимости места для выполнения работ, соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;
осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;
не допускать (отстранять) к выполнению работ в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;
обеспечивать беспрепятственный допуск представителей государственных органов и иных организаций, в компетенцию которых входит осуществление проверок и контроля за соблюдением законодательства, в том числе проверок условий выполнения работ, а также представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий;
расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном законодательством.
В перечне обязательств отсутствует обязанность по осуществлению контроля
Как видно, в данном перечне обязательств заказчика отсутствует его обязанность по осуществлению контроля за безопасным ведением работ гражданином.
Обязанность заказчика по расследованию несчастных случаев на производстве
Здесь важно отметить, что обязанность заказчика по расследованию либо принятию участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должна устанавливаться не по всем без исключения гражданско-правовым договорам. На это указывает подпункт 1.3 пункта 1 Указа № 314, в котором предусмотрено, что данная обязанность устанавливается исходя из вида гражданско-правового договора. Для того чтобы разобраться, в каких случаях заказчик обязан расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимо обратиться к Правилам расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30. Из подпункта 2.4.8 пункта 2 и пункта 3 этих Правил следует, что обязанность заказчика по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний наступает (и соответственно должна предусматриваться в гражданско-правовом договоре), если гражданин работает по гражданско-правовому договору под контролем страхователя за безопасным ведением работ. В иных случаях такая обязанность предусматриваться в договоре не должна.
Таким образом, мы определились, что контроль за безопасным ведением работ и обеспечение безопасных условий труда - это совершенно разные понятия, которые ни в коем случае нельзя отождествлять.
В этой связи является ошибочной точка зрения, что по всем гражданско-правовым договорам заказчик обязан осуществлять контроль за безопасным ведением работ гражданином. Далее мы рассмотрим, в каких случаях заказчик обязан осуществлять такой контроль.
Обязанность заказчика по осуществлению контроля за безопасным ведением работ
Как отмечено в абзаце третьем пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», обязанность по осуществлению контроля за безопасным ведением работ может быть возложена на заказчика - страхователя техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, либо предусмотрена в гражданско-правовом договоре.
Из пункта 18 Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (которые также распространяются и на работодателей, предоставляющих работу гражданам по гражданско-правовым договорам), следует, что в организации, исходя из особенностей производства, составляется перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду-допуску, требующих осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством (огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях и иные). Перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых по наряду допуску, утверждается руководителем организации. Такой перечень должен соответствовать типовому перечню работ с повышенной опасностью, установленному приложением 1 к Инструкции о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175. В него входят такие распространенные работы, как строительные, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы, работы с применением ручных пневматических и электрических машин и инструмента, кровельные и другие работы на крыше здания, работы на высоте, работы с использованием методов промышленного альпинизма и др.
Таким образом, если предметом гражданско-правового договора является выполнение работ с повышенной опасностью, указанных в перечне таких работ, утвержденных заказчиком, то от заказчика требуется осуществление постоянного контроля за безопасным ведением этих работ независимо от того, указана ли эта обязанность страхователя в соответствующем гражданско-правовом договоре.
Из всего вышеизложенного следует, что если в гражданско-правовом договоре (в том числе договоре подряда), указана обязанность заказчика по контролю за безопасным ведением работ гражданином (подрядчиком) со стороны страхователя либо если не указана, но предметом гражданско-правового договора является выполнение работ, предусмотренных в перечне работ с повышенной опасностью, то данный гражданин (подрядчик) является застрахованным по ОСНСПЗ.
Возможность осуществления контроля заказчиком
Вместе с тем при заключении гражданско-правого договора на выполнение работ и решении вопроса, включать или не включать в него обязанность заказчика по контролю за безопасным ведением работ, необходимо четко представлять, имеет ли возможность заказчик осуществлять такой контроль. Так, если работа выполняется гражданином в местах, не предоставленных заказчиком (на дому, в собственных мастерских и т.д.), то указанный контроль практически невозможен.
В заключение необходимо отметить, что заключение договора подряда подразумевает выполнение гражданином разовой работы, т.е. выполнение работ по заданию заказчика, которые направлены на конечный результат. Следовательно, в случае постоянного выполнения работ силами гражданина необходимо заключение с ним трудового договора (контракта) как с работником. В таком случае он будет являться застрахованным по ОСНСПЗ со дня вступления в силу трудового договора (контракта) согласно абзацу второму пункта 243 Положения о страховой деятельности.
Борис Бондарик, начальник управления страхования
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
БРУСП «Белгосстрах»