25 января 2014 г. вступит в силу Закон РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» (далее — Закон № 61-З), который направлен на совершенствование действующих норм законодательства об охране труда с учетом правоприменительной практики и зарубежного опыта.
В новой редакции, уточняются определения отдельных терминов, конкретизируются положения, регулирующие сферу действия закона, изменяются полномочия республиканских органов госуправления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству, а также местных исполнительных и распорядительных органов в области охраны труда.
О произошедших изменениях беседуем с начальником управления охраны и государственной экспертизы условий труда Минтруда и соцзащиты РБ Иваном Карчевским.
Справочно: Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда).
Новая редакция Закона об охране труда: травматизм – ниже, безопасность труда – выше
— Иван Александрович, какие различия действующей и новой редакции Закона об охране труда, по вашему мнению, стоит отметить?
— Новая редакция Закона об охране труда предполагает максимально полный охват категорий работодателей и работающих граждан, в отношении которых применяются нормы закона.
Справочно: настоящий Закон применяется в отношении всех работодателей и работающих граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 3 Закона об охране руда).
В законе появятся новые термины. Необходимые изменения претерпят термины, используемые в настоящее время.
Справочно: термины которые вводятся в новой редакции Закона об охране труда: «аккредитация юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда», «инструктаж по охране труда», «обучение по вопросам охраны труда», «проверка знаний по вопросам охраны труда», «стажировка по вопросам охраны труда» и др.
Термин «средства индивидуальной и коллективной защиты» заменяется двумя терминами: «средство индивидуальной защиты» и «средство коллективной защиты». В законе уточняются определения этих двух терминов с учетом их функциональных назначений.
Закон об охране труда расширяет полномочия Минтруда и соцзащиты РБ. К числу полномочий отнесена организация создания и актуализации банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Это дополнение обусловлено необходимостью обеспечения долговременного хранения результатов аттестации рабочих мест. Таким образом, будет обеспечен контроль за соблюдением законодательства о труде по вопросам обоснованности установления компенсаций по условиям труда работникам, за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда. Еще одна сторона вопроса — возможность контроля за качеством проведения работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда.
Министерство также уполномочено на осуществление аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда. Данная норма обусловлена тем, что законом предусмотрена новация в части введения института аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), оказывающих услуги в области охраны труда.
— Что это за аккредитация? В чем заключается суть нового института?
— У нанимателя появляется альтернативная возможность для организации работы по охране труда в своей организации в случае отсутствия в ней работников, на которых можно возложить эти обязанности. Так, наряду с созданием службы охраны труда, введением в штат должности специалиста по охране труда или возложением соответствующих обязанностей по охране труда на уполномоченное должностное лицо, наниматель сможет привлечь для оказания услуг в области охраны труда юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание таких услуг в соответствии с законодательством. Но это, возможно только в случае, когда создание службы охраны труда либо введение должности специалиста по охране труда не является обязательным (в частности, если штатная численность работающих в организации производственной сферы составляет менее 100 человек, а в непроизводственной — менее 200 человек).
Таким образом, специально аккредитованные юридическое лицо или индивидуальный предприниматель смогут осуществлять функции специалиста по охране труда, а также проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Договор об оказании услуг в области охраны труда с такими «подрядчиками» должен содержать конкретный перечень услуг, которые обязуются оказать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на оказание услуг в области охраны труда будет проводить министерство на безвозмездной основе. И это логично: установление обязательной аккредитации субъектов, оказывающих услуги в области охраны труда, направлено исключительно на повышение качества предоставления данных услуг и соответственно улучшение ситуации с обеспечением безопасных условий труда работников организаций, которым они оказываются.
К аккредитации не будут допускаться органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) в области охраны труда.
Справочно: Правительством РБ будет разработан и утвержден порядок аккредитации юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на оказание услуг в области охраны труда, включающий порядок ведения реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, осуществления контроля за соблюдением ими условий аккредитации, приостановления или аннулирования аккредитации.
— Какие изменения произойдут в сфере защиты прав работающих?
— С целью урегулирования процедуры отказа работника от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности, а также при не предоставлении ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, ст.11 Закона об охране труда предусмотрено, что при отказе от выполнения порученной работы — по указанным основаниям — работник обязан незамедлительно письменно сообщить нанимателю или его уполномоченному должностному лицу о мотивах такого отказа. В то же время никто не снимает с работника обязанности подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка (далее – ПВТР), за исключением выполнения опасной работы, условно назовем ее так.
Подобное право предоставляется и лицу, работающему по гражданско-правовому договору на территории работодателя и действующему под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) либо действующему под контролем работодателя за безопасным ведением работ (оказанием услуг) вне территории работодателя. Оно наделяется правом отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если работодателем не созданы или ненадлежащим образом созданы безопасные условия для выполнения работ (оказания услуг), предусмотренные договором.
Справочно: перечень средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 15. 10.2010 № 145.
Из Закона об охране труда исключаются нормы об ограничениях на выполнение отдельных видов работ. Законодатель логично посчитал, что установление предельных норм подъема и перемещения тяжестей вручную для всех категорий работающих не целесообразно. Общая норма создавала определенные сложности, например, в сфере профессионального спорта.
В качестве компенсаций по условиям труда законодательство предусматривает предоставление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительных отпусков за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы, сокращенной продолжительности рабочего времени, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат и другие компенсации.
Видимо, именно здесь следует вспомнить и о норме, которая установлена ст. 29 новой редакции Закона об охране труда. С одной стороны, она устанавливает гарантию работникам в их праве на безопасные условия труда, с другой стороны, — устанавливает обязанность для нанимателя. Я говорю о дополнительных специальных перерывах в работе. Работникам, выполняющим работы на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях зимой, а также отдельные виды работ, наряду с перерывом для отдыха и питания должны предоставляться дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов следует определять ПВТР и (или) коллективным договором. Для таких работников наниматель обязан устанавливать режим работы, исключающий причинение вреда их жизни и здоровью при сильной жаре и сильном морозе. Согласно законодательству сильным морозом признаются погодные условия, когда минимальная температура воздуха составляет –25оС – –34оС; сильной жарой — когда максимальная температура воздуха достигает +30оС – +34оС.
Закон об охране труда дополнен ст.15 «Охрана труда женщин» и ст.16 «Охрана труда несовершеннолетних».
— Данные нормы приняты в целях распространения норм и гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РБ (далее – ТК) на работающих по гражданским договорам?
—В настоящее время ТК определяет особенности регулирования труда женщин и молодых людей (в частности, несовершеннолетних работников), заключивших, трудовые договоры на территории РБ. Таким образом, пока в отношении женщин и несовершеннолетних, работающих по гражданско-правовому договору (договору подряда) работодателем может не соблюдаться ряд ограничений в сфере охраны труда. А установление запретов позволит обеспечить безопасные условия труда и снижение производственного травматизма среди указанных категорий работающих как по трудовому договору, так и по гражданско-правовому договору.
— Какие это запреты?
— В частности, запрещается привлечение женщин к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также подземных работ, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию).
Запрещается также привлечение женщин к выполнению работ, связанных с подъемом и перемещением тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы, если иное не установлено законодательными актами.
Справочно: Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Совета Министров РБ от 26.05.2000 № 765.
Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную установлены постановлением Минздрава РБ от 13.10.2010 № 133.
— А что касается охраны труда несовершеннолетних?
— В новой редакции Закона об охране труда лица моложе 18 лет могут привлекаться к выполнению работ лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, подлежат обязательному медицинскому осмотру в соответствии с законодательством.
Лица в возрасте от 14 до 16 лет могут привлекаться к выполнению легких видов работ в соответствии с законодательством.
Не допускается привлечение лиц моложе 18 лет к выполнению тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к подземным и горным работам, кроме случаев привлечения к выполнению указанных работ обучающихся в учреждениях образования в возрасте от 16 до 18 лет при прохождении ими практики, производственного обучения. При прохождении практики, производственного обучения обучающиеся в учреждениях образования в возрасте от 16 до 18 лет могут выполнять указанные работы не более 4 часов в день.
Справочно: Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, а также список работ, на которых запрещается привлечение к труду лиц моложе 18 лет, утвержден постановлениями Минтруда и соцзащиты РБ от 15.10.2010 № 144 и от 27.06.2013 № 67.
Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную установлены постановлением Минздрава РБ от 13.10.2010 № 134.
Законом запрещено привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом РБ нерабочими, работам в выходные дни, если иное не установлено законодательными актами.
Установление этих запретов направлено на обеспечение безопасных условий труда и снижение производственного травматизма и в целях распространения норм и гарантий, предусмотренных ст. 272, 274, 276 ТК, на несовершеннолетних, привлекаемых к работам (оказанию услуг) работодателем на условиях гражданско-правового договора.
— Изменяются ли при этом права работодателей — за исключением тех положений, о которых мы уже успели сказать?
— Да, работодатели также получают определенные права, которых у них не было прежде.
Учитывая, что нахождение работающего в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении является нарушением законодательства об охране труда, а кроме того влечет необходимость принятия безусловных и незамедлительных мер, предусмотренных Директивой Президента РБ от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины», в Законе об охране труда закреплена норма, дающая право работодателю (абз. 3 часть первая ст. 18) организовать проведение освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Для этого могут быть использованы приборы, предназначенные для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующие требованиям технических нормативных правовых актов, экспресс-тесты (тест-полоски, экспресс-пластины), предназначенные для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах, забранных у работающего.
Данное право может быть реализовано работодателем только при наличии достаточных оснований — запах алкоголя изо рта, нарушение речи, затруднение при сохранении равновесия и других.
Более того, все то, о чем мы сейчас говорим, следует назвать скорее не новым правом, а расширением возможностей работодателя при исполнении им своих обязанностей.
Пока контроль состояния работающих перед началом смены (рейса) предусмотрен только в отношении водителей транспортных средств. В отношении иных категорий работников такое право работодателю не предоставлено. Тут же отмечу, что сейчас порядок освидетельствования работника на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, токсических или других одурманивающих веществ, законодательством не установлен, его еще только предстоит разработать.
Закон дополняет права работодателя возможностью обращаться в организации здравоохранения за сведениями о тяжести полученных работающими производственных травм, наличии у работающего заболевания, которое могло привести к получению травмы работающим, а также о его нахождении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (абз. 4 часть первая ст. 18 Закона об охране труда).
– Что изменится в работе службы охрана труда организации и специалиста на которого возложены обязанности по охране труда со вступлением в силу новой редакции закона?
— Изменения произойдут. К этому есть и прямые, и косвенные предпосылки.
Так, с учетом предложений, поступивших в ходе подготовки проекта Закона № 61-З, предусмотрено переподчинение службы охраны труда (специалиста по охране труда) непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю. Это позволит усилить ответственность руководителей, поднять статус служб охраны труда (специалиста по охране труда), а им в свою очередь — быть более принципиальными при принятии решения.
Специалисты по охране труда кроме выполнения своих основных функций смогут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вводится норма, которая позволит социально защитить специалистов по охране труда от сокращения. Так, исключение из структуры организации службы охраны труда, а также сокращение должности специалиста по охране труда допускаются только в случаях реорганизации (ликвидации) организации, сокращения численности или штата работников (часть восьмая ст. 20 Закона об охране труда).
Предписание работника службы охраны труда (специалиста по охране труда) может быть отменено руководителем службы охраны труда либо руководителем организации в письменной форме с указанием обоснованных причин (ст. 21 Закона об охране труда)..
Справочно: отменить предписание службы охраны труда или выполнение отдельных его мероприятий, а также перенести сроки их выполнения имеет право руководитель организации или его заместитель, которому подчинена служба охраны труда, а резолюция о принятом решении по названным вопросам должна быть подписана и датирована (подп.15.3. п. 15 Типового положения о службе охраны труда организации, утвержденного постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82).
С целью устранения пробела в законодательстве полномочия служб охраны труда холдингов будут определяться уставом (учредительным договором) управляющей компании и уставами дочерних компаний холдинга, договорами доверительного управления либо иными договорами. В настоящее время урегулированы полномочия служб охраны труда только в юридических лицах, а холдинги не являются юридическими лицами.
— Кто должен контролировать соблюдение правил охраны труда в организации?
— В соблюдении таких правил в первую очередь должен быть заинтересован сам работодатель. Это мое твердое убеждение. Например, в организации по инициативе работодателя или профсоюза создается комиссия по охране труда, которая формируется из представителей нанимателя и профсоюза на паритетной основе.
Внимание! Минтруда и соцзащиты РБ будет разработано Типовое положение о комиссии по охране труда.
Такая комиссия участвует в разработке системы управления охраной труда, раздела об охране труда коллективного договора, планов мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в совместных действиях нанимателя и работников по обеспечению требований по охране труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в проведении проверок состояния условий труда, соблюдения требований по охране труда на рабочих местах и информировании работников об их результатах.
Комиссия по охране труда принимает решения, необходимые для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Решения эти хоть и носят рекомендательный характер, но наниматель в свою очередь обязан их рассмотреть и письменно информировать комиссию о принятых мерах в установленный срок.
Кроме того, инструкции по охране труда, содержащая требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) должны стать более четкими и конкретными. В них не должно быть отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие в организации (ст. 26 Закона об охране труда). Инструкция должна содержать только те требования, которые относятся к охране труда и выполняются самими работающими.
Что касается внешнего контроля.
Надзор за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет Департамент государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ, его обособленные территориальные подразделения, иные органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора), в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности. Ведомственный контроль осуществляют республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству РБ, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.
Государственная экспертиза условий труда проводится органами государственной экспертизы условий труда, которые создаются в структуре Минтруда и соцзащиты РБ и в комитетах по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов в соответствии с законодательством.
И, безусловно, общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда в порядке, установленном законодательством, осуществляют профсоюзы через их технических инспекторов труда, общественных инспекторов по охране труда, других уполномоченных представителей профсоюзов.
- Иван Александрович, спасибо вам за интервью. В ходе нашей беседы у меня сложилось только положительное мнение о новой редакции Закона об охране труда.
- Так и есть. Все эти корректировки в комплексе создают правовые предпосылки для дальнейшего развития законодательства об охране труда. И позволяют добиться от реализации измененных норм законодательного акта требуемого социального эффекта. Заключается он в сокращении производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда и социальной защищенности работающих.
Подготовил Вячеслав Мильяненко