На предприятии произошла реорганизация. Сменился собственник, однако сфера деятельности, рабочие места и условия труда на них не изменились. Все работники, с их согласия, переведены к новому нанимателю и продолжают трудиться на тех же рабочих местах и в тех же условиях. Необходимо ли в данном случае проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда. Очередная аттестация была проведена до реорганизации в 2011 году.
Аттестацию проводить не надо, в данной ситуации следует издать приказ о продолжении действия результатов аттестации проведенной в 2011году.
В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253, аттестация проводится один раз в пять лет. При этом начало и продолжительность проведения аттестации определяются с учетом того, что она должна быть завершена до окончания действия результатов предыдущей аттестации.
Аттестация считается завершенной со дня издания приказа нанимателя об утверждении ее результатов.
При смене собственника имущества организации и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации документы по результатам аттестации передаются правопреемнику в соответствии с законодательством.
В данном случае возможно действие результатов проведенной аттестации до истечения их сроков, если не появилось поводов для проведения внеочередной аттестации.
Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится:
в случае изменения законодательства, требующего ее проведение;
при изменении условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты;
по требованию органов государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь;
по инициативе нанимателя (при улучшении условий труда), профсоюза (профсоюзов).
Полагаю правильным в данном случае издать приказ о продолжении действия результатов аттестации (и предоставлении работникам соответствующих компенсаций по результатам аттестации) до проведения очередной аттестации.
По результатам аттестации, проведенной в 2008 году, на рабочих местах бухгалтеров, экономистов, инженерно-технических работников, уборщиков производственных и служебных помещений установлен класс условий труда 2 (допустимый). Необходимо ли проводить аттестацию данных рабочих мест в текущем году (по истечении 5 лет)?
Нет, не надо.
В соответствии с п.5 Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22.02.2008 № 253, перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, определяет аттестационная комиссия, созданная приказом нанимателя.
В обязательном порядке в него должны быть включены рабочие места, предусмотренные списками производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (Список № 1 и Список № 2), рабочие места работниц текстильных профессий для целей профессионального пенсионного страхования, рабочие места, предусмотренные списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными и(или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени (утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь 10.12.2007 № 170).
Также в данный перечень по решению аттестационной комиссии могут быть включены и другие рабочие места, где работник занят с вредными и(или) опасными условиями труда полный рабочий день. При этом следует отметить, что занятость во вредных и(или) опасных условиях труда должна быть постоянной в течение полного рабочего дня (не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством).
Следовательно, если при проведении аттестации в 2008 году на определенных рабочих местах установлен класс условий труда 2 (допустимый), условия труда не изменялись, то включать данные рабочие места в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации не нужно.
Оксана Ковалева, начальник управления государственной экспертизы по условиям труда и охране труда
Комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома
В штате частного предприятия – директор, заместитель директора, главный бухгалтер, юрист, мастер, инженер-технолог-химик и сливщик-наливщик. Трое последних – это персонал, связанный с производством. Структурных подразделений нет.
Какие работники (должности, профессии) должны проходить стажировку и аттестацию?
Если принимаются на работу бухгалтер, юрист или экономист, надо ли им проходить стажировку, первичный инструктаж на рабочем месте и кто должен проводить его в таком случае?
Для организации и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда необходимо установить наименования профессий рабочих и должностей служащих в соответствии с ОКРБ 006-2009 и характера фактически выполняемых работ характеристикам работ, приведенным в соответствующих выпусках Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей служащих.
Подойти к этому требованию нужно ответственно, особенно при составлении штатного расписания.
Так, например, указанная в вопросе профессия сливщик-наливщик отсутствует в названных нормативных правовых актах. В то же время есть сливщик-разливщик (код профессии 18598), но эта профессия предусмотрена Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536, что предусматривает обязательное подтверждение особых условий труда на рабочем месте.
Инженер-технолог и инженер-химик – это также 2 разные должности (в вопросе: инженер-технолог-химик).
Кроме того, для организации частной формы собственности более подошла бы должность юрисконсульт, нежели юрист.
Что касается стажировки, то, специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятые на подземных работах, перед допуском к самостоятельной работе при необходимости проходят стажировку по занимаемой должности (п. 37 Инструкции № 175).
Необходимость проведения стажировки определяется исключительно нанимателем.
Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте с «бухгалтером, юристом или экономистом», как правило, может проводиться только один – при работе с персональным компьютером.
Этот инструктаж с ними должен проводить непосредственный руководитель работ (начальник отдела, главный бухгалтер и т.п.).
Непосредственных руководителей работ, можно освободить, в свою очередь, от первичного на рабочем месте и повторного инструктажа по охране труда при работе с компьютером, согласно Перечню профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, составленному службой охраны труда с участием профсоюза и утвержденному руководителем организации (п. 55 Инструкции № 175).
Документ:
Общегосударственный классификатор РБ ОКРБ 006-2009 «Профессии рабочих и должности служащих», утвержденный постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 22.10.2009 № 125 (далее – ОКРБ 006-2009). (Поле)
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утверждена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175). (Поле)
Выдается ли экземпляр инструкции по охране труда каждому работнику на руки?
Выдается, но только в определенных случаях.
Инструкции по охране труда необязательно выдавать каждому работнику на руки (п. 58 Инструкция № 176).
Инструкции по охране труда должны храниться в месте, определяемом руководителем структурного подразделения, с учетом обеспечения доступности и удобства пользования ими работающими, либо вывешиваются на рабочих местах и участках.
И только в определенных случаях, когда доступ работающих к инструкциям по охране труда затруднен (выполнение работ (услуг) вне территории организации и других подобных случаях), инструкции выдаются работающим под роспись в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.
Документ:
Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176). (ПОЛЕ)
Выдаются ли на руки каждому работнику в обязательном порядке такие инструкции по охране труда, как:
– при работе с персональными компьютерами (для работающих с ними, соответственно);
– по оказанию первой помощи пострадавшим;
– по пожарной безопасности и т.п.;
– не касающиеся какой-либо отдельной профессии, должности?
Нет, в обязательном порядке такие инструкции по охране труда на руки каждому работнику не выдаются.
Инструкции по охране труда при работе с персональными компьютерами доводятся до работников под роспись в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.
Что касается Инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим от электрического тока и при других несчастных случаях (далее – Инструкция по оказанию первой помощи), то инструктаж по ней с работающими должен проводиться в обязательном порядке.
Если обратиться к правилам по охране труда или к межотраслевым типовым инструкциям по охране труда, то практически в каждом подобном документе, встречается фраза определяющая, что работники обязаны знать приемы оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве.
Это требование имеет место так же и в Межотраслевой типовой инструкции по охране труда при работе с персональным компьютером, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2004 № 138.
Поэтому для обучения работающих этому знанию (и соответственно при необходимости к привлечению к ответственности) можно внести инструкцию в перечень инструкций по охране труда организации и проводить инструктаж по оказанию первой помощи вместе с другим инструктажем по охране труда.
Для изучения правил пожарной безопасности все рабочие и служащие должны пройти противопожарный инструктаж. Порядок проведения такого инструктажа установлен в Общих правилах пожарной безопасности Республики Беларусь для промышленных предприятий. ППБ РБ 1.01-94, утвержденных приказом Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору от 30.12.1994 № 29 и в Общих правилах пожарной безопасности Республики Беларусь для общественных зданий и сооружений. ППБ 1.04-2002, утвержденных приказом Главного государственного инспектора РБ по пожарному надзору от 28.01.2003 № 13.
Можно ли не делать отдельно инструкции по охране труда для бухгалтера, юриста, экономиста, а отнести все эти должности к офисным работникам и сделать одну инструкцию по охране труда для офисных работников?
Можно.
Действующее законодательство о труде и об охране труда не требует разработки инструкций по охране труда для руководителей и специалистов.
Профессиональная деятельность этих работников регламентирована должностными инструкциями, которые обуславливают круг их должностных обязанностей, прав и характер ответственности.
Должностная инструкция является локальным нормативным правовым актом организации, которая разрабатывается и утверждается нанимателем самостоятельно.
В должностных обязанностях служащих, наряду с выполнением трудовых функций, изложенных в соответствующей квалификационной характеристике должности, предусматривается обязательное соблюдение на каждом рабочем месте требований по охране труда и пожарной безопасности. Кроме того, в должностных обязанностях руководителей предусматривается создание здоровых и безопасных условий труда для подчиненных им исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности.
Поэтому при разработке системы управления охраной труда в организации по своему желанию наниматель может ужесточить процедуру предусмотренную п. 4.4.2 «Компетентность, обучение и осведомленность» СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования» и разработать локальные нормативные правовые акты в виде инструкций по охране труда для руководителей и специалистов или для офисных работников, в то же время автор считает, что в этом нет надобности и это делать бессмысленно.
Документ:
Государственный стандарт РБ СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования», утвержденный и введенный в действие Приложением 2 к постановлению Государственного комитета по стандартизации РБ от 24.04.2009 № 19 (далее – СТБ 18001-2009 «Система управления охраной труда. Требования»). (ПОЛЕ)
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»
Существуют нормативные требования при организации работ с повышенной опасностью?
В законодательстве по охране труда Республики Беларусь используются несколько похожих понятий: "работы с повышенной опасностью", "работы с повышенной опасностью, выполняющиеся по наряду-допуску", "работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством". Не добавляет ясности и сходное понятие "опасные условия труда" в Трудовом кодексе Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З "Об охране труда", связанное с аттестацией рабочих мест. Запутывает дело понятие "особо опасные работы", примененное, например, в п. 19 Правил охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52.
Понятия со словами "работы с повышенной опасностью", используемые в национальных нормативных правовых актах, не имеют определений, поэтому такие работы можно не всегда различить при изучении вопросов охраны труда. В первую очередь работы с повышенной опасностью выделяются из общего числа работ с точки зрения необходимости проведения дополнительных мероприятий для обеспечения безопасной работы.
Но следует учитывать, что набор таких дополнительных мероприятий различен для отдельных работ с повышенной опасностью.
Анализируя действующее законодательство, можно выделить три группы работ повышенной опасности. "Работы с повышенной опасностью" рассматриваются как наиболее общее понятие, "работы с повышенной опасностью, выполняющиеся по наряду-допуску" и "работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных и технических мероприятий" - как более конкретные, которые имеют в основе общее понятие, но с добавленными к нему квалифицирующими признаками. Соответственно для этих групп применяется различная степень организации их безопасной работы.
Общим требованием для работ с повышенной опасностью является проверка знаний и стажировка перед допуском к работе. Это определено Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее- Инструкция № 175).
В приложении 1 к Инструкции № 175 приведен типовой перечень работ с повышенной опасностью (далее - типовой перечень), в составе 82 позиций.
Следует отметить наличие в этом типовом перечне работ в пределах зон с постоянно действующими опасными производственными факторами. Это позволяет все работы считать опасными, в любой инструкции по охране труда перечисляются опасные факторы для каждой профессии.
Из общего состава работ с повышенной опасностью Межотраслевыми общими правилами по охране труда выделены отдельные работы, безопасность которых, наряду с проверкой знаний и стажировкой, дополнительно обеспечивается специальными организационными и техническими мероприятиями. Такие работы организуются с выдачей нарядов-допусков (работы с повышенной опасностью, выполняющиеся по наряду-допуску) или без выдачи нарядов-допусков (работы с повышенной опасностью, требующие осуществления специальных организационных и технических мероприятий, а также постоянного контроля за их производством).
Общий перечень работ, для выполнения которых необходима выдача наряда-допуска, не разработан. В п. 18 (Межотраслевых общих правил по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 (далее- Межотраслевые общие правила) ) приведены лишь некоторые наиболее характерные примеры этих работ: огневые работы на временных рабочих местах, работы на крыше зданий, в резервуарах, колодцах, подземных сооружениях. Более конкретные, так называемые примерные перечни работ, выполняемых по наряду-допуску, разработаны при регламентации охраны труда в отдельных сферах деятельности (при работе на высоте, в электроустановках, в строительстве).
Ряд работ с повышенной опасностью требует осуществления специальных организационных и технических мероприятий, постоянного контроля за их производством, но выдача наряда-допуска не требуется. В Межотраслевых общих правилах примеры таких работ не приведены. В правилах отдельных отраслей они в отдельные перечни не выделены.
Организация проведения данных работ отличается по своей специфике. В ряде правил предполагается проведение таких работ с повышенной опасностью с обязательной регистрацией этих работ перед их началом в журналах установленной формы. Другие работы с повышенной опасностью, например в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе, в иных отраслях и производствах должны проводиться с соблюдением повышенных мер безопасности и под наблюдением ответственных лиц. Кроме того, такие работы должны также выделяться, и должен прописываться порядок их организации.
Владимир Новожилов, главный технический инспектор труда Белхимпрофсоюза