В штатном расписании имеется рабочая профессия «оператор заправочных станций».
Может ли по данной профессии работать беременная женщина, которой в соответствии с медицинским заключением показано освобождение от всех вредных производственных факторов и от работы в ночную смену, в случае полного исключения из ее функциональных обязанностей видов работ, которые связаны с воздействием таких факторов?
Не может.
Беременность и период лактации являются общими противопоказаниями к работе с вредными и (или) опасными условиями труда (п. 3 Инструкции № 47).
Функциональные обязанности работника определяются по той или иной профессии, исходя из характеристики работ по профессии, содержащейся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (далее – ЕКТС).
Так, в характеристике работ по профессии «оператор заправочных станций», содержащейся в выпуске 1 ЕТКС, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.03.2004 № 33, предусмотрено выполнение работником следующих работ:
– заправка различными видами моторного топлива и маслами транспортных средств с помощью топливно-раздаточных (ТРК) и маслораздаточных колонок (МРК) с механическим управлением;
– заказ, прием, хранение, отпуск и учет нефтепродуктов;
– наблюдение за исправностью и безотказной работой технологического оборудования заправочной станции (резервуаров, трубопроводов, топливораздаточного оборудования);
– контроль за полнотой слива нефтепродуктов;
– отбор проб для проведения анализов;
– определение плотности и температуры нефтепродуктов, наличия воды в нефтепродуктах при приеме и хранении;
– проверка топливо- и маслораздаточных колонок на точность дозы отпуска, производительность, наличие и исправность пломб;
– контроль за процессом заправки;
– при приеме и сдаче смены: снятие показаний суммирующих счетчиков колонок, замер уровня нефтепродуктов и подтоварной воды в резервуарах; проверка технического состояния технологического оборудования и резервуаров, исправности заземляющих устройств, электрооборудования, наличия и исправности средств измерения и противопожарной защиты, охранной и пожарной сигнализации, связи и рекламы, состояния территории;
– реализация нефтепродуктов за наличный расчет, подсчет денежной выручки, оформление и сдача ее инкассаторам;
– передача по смене остатков денежных средств, подотчетных товарно-материальных ценностей, документации;
– поддержание чистоты топливораздаточного оборудования, помещений и территории станции;
– ведение установленной документации.
При выполнении этих работ на работника будут воздействовать те или иные вредные и (или) опасные факторы, которые приведены в приложении 1 (смесь углеводородов (К): нефти, углеводороды, бензины, керосин (п. 1.2.5); наблюдение за экранами видеодисплейных терминалов: при буквенно-цифровом типе отображения информации – более 3 ч в смену, при графическом типе отображения – более 5 ч в смену (п. 5.6.3)) и приложении 2 к Инструкции № 47 (работы на высоте (работы, при выполнении которых работник находится на расстоянии менее 2 м от неогражденных перепадов по высоте 1,3 м и более) (п. 1); работы, связанные с применением взрывчатых материалов (п. 8)).
Воздействие указанных факторов будет исключено только при переводе работника на выполнение работ по другой профессии, не связанной с вредными и (или) опасными условиями труда.
Возможно ли применение труда женщин на работах, предусмотренных в Списке № 765?
Возможно, но только в случае, если будут проведены работы по внедрению оздоровительных мероприятий и устранению факторов, препятствующих применению труда женщин, и получено положительное заключение из органов государственной экспертизы условий труда и государственного санитарного надзора.
Определяющими условиями при решении вопроса о возможности применять труд женщин в производствах и на работах, перечисленных в Списке № 765, является соответствие параметров величин факторов производственной среды и показателей трудовых нагрузок требованиям СанПиН от 12.12.2012 № 194 «Требования к условиям труда женщин» (далее – СанПиН № 194). Санитарные нормы и правила устанавливают требования к состоянию производственной среды, трудовому процессу, рабочим местам для женщин, условиям труда в период их беременности. На таких рабочих местах должны быть исключены факторы риска для жизни и здоровья (горные, верхолазные, подземные работы, работы в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях, работы с сосудами под давлением и другие, связанные с высоким эмоциональным напряжением и риском для жизни), при наличии которых не допускается применение труда женщин детородного возраста.
Для решения вопроса о возможности применения труда женщин в производствах и на работах, перечисленных в Списке № 765, наниматель проводит работу по внедрению оздоровительных мероприятий и устранению факторов, препятствующих применению труда женщин, или приведению их параметров к допустимым нормам, после чего обращается в органы государственной экспертизы условий труда и государственного санитарного надзора по месту своего нахождения. Названные органы совместно подготавливают соответствующее заключение.
Положительное заключение может быть выдано в том случае, если оценка санитарно-гигиенических, психофизиологических факторов и условий трудового процесса на рабочем месте соответствует требованиям СанПиН № 194.
При положительном заключении наниматель вправе принять решение о применении труда женщин в производствах и на работах, перечисленных в Списке № 765.
Руслан Кононов, инженер по охране труда
На производстве произошел несчастный случай. В связи с этим было проведено специальное расследование, но наниматель не согласен с заключением госинспектора.
Куда и в каком порядке можно обжаловать заключение гос-
инспектора?
Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае на производстве может быть обжаловано организацией, нанимателем, страхователем, потерпевшим или лицом, представляющим его интересы, страховщиком, лицами, допустившими нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю, в порядке подчиненности у начальника межрайонной инспекции труда, главного государственного инспектора труда области или г. Минска, Республики Беларусь (лиц, исполняющих их обязанности), после чего – в суде (п. 80 Правил расследования несчастных случаев на производстве, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования)).
Заключение государственного инспектора труда о несчастном случае может быть отменено в порядке подчиненности решением начальника межрайонной инспекции труда, главного государственного инспектора труда области или г. Минска, Республики Беларусь (лиц, исполняющих их обязанности), после чего – судом (п. 82 Правил расследования).
Срок обжалования заключения согласно Правилам расследования – 3 года с даты происшествия (п. 78 Правил расследования).
Правом на обжалование обладают:
– организация (наниматель, страхователь), работником которой является потерпевший;
– сам потерпевший или лицо, представляющее его интересы;
– структурное подразделение БРУСП «Белгосстрах»;
– лица, допустившие нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю.
Подача нанимателем, страхователем жалобы не является основанием для неисполнения им заключения государственного инспектора труда (п. 81 Правил расследования).
В организации, которая занимается продажей и гарантийным обслуживанием компьютерной техники, работает всего 5 работников.
Надо ли при таком количестве работников разрабатывать программу противопожарного минимума и проводить занятия по ней или достаточно разработать инструкции по пожарной безопасности?
Пожарно-технический минимум по программам проводится во всех организациях независимо от количества работающих.
Занятия по пожарно-техническому минимуму проводит руководитель организации. Для проведения занятий могут приглашать работников МЧС.
Руководители объектов согласно ГОСТ 12.0.004 и разд. IX Правил (подп. 11.6 п. 11 Правил) обязаны создать систему обучения рабочих и служащих требованиям пожарной безопасности, изучения Правил, прохождения противопожарных инструктажей, утвердив своим приказом:
– программу пожарно-технического минимума (далее – ПТМ) и противопожарного инструктаж;
– порядок и сроки их прохождения (перечень участков (помещений) или профессий, работники которых должны проходить обучение по ПТМ; перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение противопожарного инструктажа и занятий по ПТМ; место их проведения; порядок учета лиц, прошедших противопожарный инструктаж и обученных по программе ПТМ).
Ирина Бачило, инженер по охране труда