В какие сроки и с какой периодичностью работник машиностроительной отрасли занятый во вредных условиях труда должен проходить медицинские осмотры?
Сроки проведения периодических медицинских осмотров для различных профессий, видов работ и вредных и (или) опасных факторов производственной среды различны. Их устанавливают с учетом приложений к Инструкции № 47 или, в случае отсутствия в них указания на сроки, с учетом результатов комплексной гигиенической оценки условий труда работающих:
– 1 раз в год – в случае отнесения условий труда к вредным третьей или четвертой степени (классы 3.3, 3.4) или опасным (класс 4);
– 1 раз в 2 года – в случае отнесения условий труда к вредным первой или второй степени (классы 3.1, 3.2);
– 1 раз в 3 года – в случае допустимых условий труда (класс 2).
В течение трудовой деятельности могут проводиться и внеочередные медицинские осмотры работающих. Проведение внеочередных медицинских осмотров осуществляется в следующих случаях:
1. По инициативе работодателя:
– в случае изменений условий труда работающего;
– при заболевании (травме) работающего с временной утратой трудоспособности свыше 3 месяцев;
– по окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
2. По инициативе организации здравоохранения:
– при вновь возникшем заболевании и (или) его последствиях, препятствующих продолжению работы;
– при необходимости проведения дополнительных исследований, динамического наблюдения, консультаций врачей-специалистов и другого (по результатам периодического медицинского осмотра);
– при угрозе возникновения или распространения групповых инфекционных заболеваний.
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Какие требования к контролю за состоянием здоровья предъявляются к работникам авиакомпании?
К контролю за состоянием здоровья работников гражданской авиации предъявляются особые требования. Так к ним относятся предполетные (предсменные) медицинские осмотры.
Предполетный (предсменный) медицинский осмотр работников гражданской авиации направлен на своевременное выявление лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к выполнению полета, а диспетчеры управления воздушным движением – к управлению воздушным движением.
Порядок проведения предполетных медицинских осмотров определяется гл. 64 Авиационных правил № 37, а также Авиационными правилами № 5.
Так все члены экипажа воздушного судна, авиационный персонал, включенный в задание на полет (в том числе парашютисты), независимо от занимаемой должности перед вылетом (парашютными прыжками) проходят предполетный медицинский осмотр. Указанными выше документами определено время до начала полета, в течение которого проводится медицинский осмотр, в зависимости от предстоящей работы (выполнение полетов, прыжки с парашютом, обеспечение полетов и т.д.).
Документ:
Авиационные правила организации и выполнения полетов в гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденные постановлением Минтранспорта и коммуникаций РБ от 19.09.2006 № 37 (далее – Авиационные правила № 37).
Документ:
Авиационные правила медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденные постановлением Государственного комитета по авиации РБ от 29.03.2005 № 5 (далее – Авиационные правила № 5).
Какие требования к контролю за состоянием здоровья предъявляются к работникам, выполняющим водолазные работы?
Требования к состоянию здоровья предъявляемые к работникам, выполняющим водолазные работы содержатся в Единых правилах безопасности труда № 129/14.
Так, непосредственно перед спуском на глубину до 45 м каждый водолаз должен быть опрошен о самочувствии, а при спусках на глубину свыше 45 м – пройти медицинский осмотр (часть первая п. 72.3 Единых правил безопасности труда № 129/14). Результаты медицинского осмотра (опроса) должны быть записаны в личную медицинскую книжку водолаза и в журнал водолазных работ лицом, осуществляющим медицинское обеспечение (часть вторая п. 72.3 Единых правил безопасности труда № 129/14).
Документ:
Единые правила безопасности труда на водолазных работах в Республике Беларусь, утвержденные постановлением Минтруда РБ, Белорусским Республиканским обществом спасания на водах от 01.10.1999 № 129/14 (далее – Единые правила безопасности труда № 129/14).
Есть ли какие-либо особенности прохождения медицинских осмотров у работников хлебозавода?
Есть.
К ним относят ряд санитарных норм и правил предусматривающих повышение требований к личной гигиене работников. Так, например, работники организаций (цехов, участков), осуществляющие производство кондитерских изделий с кремом, перед началом работы должны пройти осмотр для выявления повреждений и гнойничковых заболеваний кожи рук, открытых частей тела (п. 260 Санитарных норм и правил № 130).
Осмотр рук, открытых частей тела проводится медицинским работником или специально уполномоченным работником организации. Результаты осмотра заносятся в журнал по форме согласно приложению к Санитарным нормам и правилам № 130 (п. 261 Санитарных норм и правил № 130).
Как видно из вышеизложенного, законодательством определен широкий спектр форм и методов контроля за состоянием здоровья работающих.
Также работодатель обязан за свой счет организовать проведение всех видов медицинских осмотров и обследований работников, предусмотренных для осуществляемого вида деятельности организации. Работник в соответствии с нормами законодательства не несет расходов по финансированию медицинских осмотров.
Порядок проведения периодических медицинских осмотров и предсменных (перед началом работы) обследований должен быть определен локальными нормативными правовыми актами организации (правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и др.) и доведен до сведения работающих, подлежащих этим осмотрам.
У работника в отношении сохранения своего здоровья в процессе трудовой деятельности также имеются конкретные обязанности. Так, работник обязан проходить в установленном законодательством порядке медицинские осмотры, оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя об ухудшении состояния своего здоровья (Закон № 356-З).
Не прохождение работником медицинского осмотра имеет определенные последствия. Руководствуясь нормами ст. 49 Трудового кодекса Республики Беларусь, работодатель обязан не допускать к работе (отстранять от работы) работника, не прошедшего как периодический, так и предсменный медицинский осмотр, если его прохождение предусмотрено законодательством.
Документ:
Санитарные нормы и правила «Санитарно-эпидемиологические требования для организаций, осуществляющих производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 24.08.2012 № 130 (далее – Санитарные нормы и правила № 130).
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З).
Важно!
Несмотря на то, что Закон РБ от 12.07.2013 № 61-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» вступает в силу с 25 января 2014 г., излагая Закон № 356-З в новой редакции, нормы Закон № 356-З упомянутые в ответе и касающиеся обязанностей работника остались и в новой редакции Закона № 356-З.
Документ:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Что предполагает мониторинг и не будет ли штрафных санкций после проведения мониторинга проверяющими органами на предприятие?
В связи с внесением в 2012 году изменений и дополнений в Указ № 510 в практику работы контрольных (надзорных) органов вводится новая форма работы – мониторинг.
Мониторинг определен как форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующими (надзорным) органам и должностным лицам для проведения проверок.
Как отмечено выше, мониторинг имеет профилактический, предупреждающий характер и нее предусматривает санкции за выявленные нарушения.
Проведение мониторинга осуществляется путем сбора и анализа разнообразной информации, позволяющей делать выводы о соответствии деятельности субъекта мониторинга установленным требованиям, а также путем личного посещения объекта мониторинга.
Следует заметить, что в Положении о мониторинге № 510 наряду с термином нарушение используются понятия недостатки, несоответствия, которые действующее законодательство не рассматривает как основание для применения соответствующих мер ответственности.
И хотя применение санкций за выявленные нарушения Положением о мониторинге № 510 не предусматривается, однако установлено, что если выявленные нарушения, в частности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью, предусматривается наложение запрета на осуществление соответствующей деятельности, эксплуатации объектов, создающих указанную угрозу.
Данный запрет носит временный характер – до устранения указанных нарушений, которое дает основания для принятия решения о возобновлении соответствующей деятельности.
По другим нарушениям (несоответствиям, недостаткам) субъекту мониторинга направляются рекомендации по их устранению. При устранении нарушений (несоответствий, недостатков) в установленный срок и сообщении об этом, никакие меры ответственности не применяется.
Лишь в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (несоответствий, недостатков) либо их повторного выявления могут быть применены меры ответственности в отношении должностных лиц, а также назначена внеплановая проверка.
Порядок планирования мониторинга, система взаимоотношений проверяющего и проверяемого субъекта (необходимость предварительного уведомления, оформление предписания на проведение мониторинга, внесение записи в книгу учета проверок и др.) Положение о мониторинге № 510 не регламентирует.
В то же время учитывая, что Совету Министров РБ поручено осуществить перечисленные в Указе № 332 меры по его реализации, полагаем, что осуществление мониторингов будет регламентировано путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, например, таких как Положение о порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, утвержденное постановлением Минздрава РБ от 17.07.2012 № 105.
Полагаем, что и другие республиканские органы государственного управления определят порядок проведения мониторингов в своей области контроля (надзора).
Документ:
Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510).
Документ:
Положение о порядке проведения мониторинга, утвержденное Указом № 510 (далее – Положение о мониторинге № 510).
Документ:
Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 332).
Как мотивировать нанимателя, чтобы он заботился о создании здоровых и безопасных условий труда?
В контракте с руководителем должны быть предусмотрены какие-либо бонусы за обеспечение здоровых и безопасных условий труда (например, за отсутствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Второй момент – если в течение определенного периода не зафиксировано чрезвычайных происшествий, возможно предоставление так называемой скидки к страховому тарифу по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Важно еще отметить, что если организация хочет получить премии Правительства за достижения в области качества, то обязательным условием – обеспечение соблюдения требований безопасности на производстве.
При несчастном случае на производстве система учета и уведомления о нем четко регулируется нормативными правовыми актами, а чем регулируется эта работа по профессиональной заболеваемости?
Профессиональная заболеваемость регулируется тем же документом, что и несчастные случаи, – Правилами расследования и учета № 30.
Если лечебное учреждение поставило диагноз «профессиональное заболевание», оно должно направить извещение о данном случае нанимателю и центру гигиены для расследования.
После этого врач-гигиенист территориального центра проводит расследование и составляет акт профессионального заболевания по форме ПЗ–1.
В системе здравоохранения имеется автоматизированная программа, которая ведет учет данных о профессиональной заболеваемости.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования и учета № 30).
Во многом профилактика профзаболеваемости определяется медицинскими осмотрами. Кто оценивает эффективность профилактической роли медосмотров?
Наниматель.
На сегодняшний день заказ на проведение медосмотров осуществляет наниматель. Заключая договор с лечебной организацией, наниматель вправе оценить эффективность проведенного медосмотра и при желании в следующий раз заключить договор с другой организацией.
Имеет ли право наниматель вносить изменения в состав средств индивидуальной защиты, выдаваемых работнику по отношению к типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, в случае изменения технологии производства работ и отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов
Имеет.
Формирование норм бесплатного обеспечения работников организаций (объединения организаций) средствами индивидуальной защиты (далее – нормы организации) осуществляется на основе типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты с конкретизацией требований к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам средств индивидуальной защиты исходя из особенностей производства (выполняемых работ), вредных и (или) опасных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда (п. 22 Инструкции об обеспечении средствами индивидуальной защиты № 209).
В случае изменения технологии производства работ, замены оборудования на более совершенное и, как следствие, исключения или снижения уровня вредных и (или) опасных производственных факторов, полагаем возможным при наличии соответствующего решения комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты, принятого с участием представителей службы охраны труда организации, уполномоченных представителей территориальных органов Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ, территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, отдела охраны и государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защиты облисполкома (Минского горисполкома) отдельные виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты (далее – Типовые отраслевые нормы) для защиты от выше указанных вредных и (или) опасных производственных факторов, могут не включаться в нормы организации, или предусматриваться в них как дежурные.
Срок носки средств индивидуальной защиты, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливаются в организации по согласованию с первичной профсоюзной организацией или уполномоченными лицами по охране труда работников организаций, но не менее сроков носки, указанных в Типовых отраслевых нормах для аналогичных средств индивидуальной защиты.
Дежурные средства индивидуальной защиты коллективного пользования будут выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или закрепляться за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены к другой.
Количество дежурных средств индивидуальной защиты определяется из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену.
Ответственность за дежурные средств индивидуальной защиты возлагается на уполномоченных должностных лиц (мастеров и др.)
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция об обеспечении средствами индивидуальной защиты № 209).
Какие факторы, влияют на степень поражения электрическим током человека?
Для оценки факторов, влияющих на степень поражения человека электрическим током, рассмотрим особенности человеческого тела как проводника электрического тока.
Тело человека, если рассматривать его условно как элемент электрической цепи, представляет собой неоднородный проводник.
Сопротивление тела человека можно считать активным.
Рассматривая сопротивление человеческого организма, следует различать внешнее сопротивление (сопротивление кожного покрова) и сопротивление внутренних органов.
Сопротивление внутренних органов не зависит от величины приложенного напряжения и не превышает 800-100 Ом. При этом следует заметить, что электропроводность отдельных органов и тканей в живом организме человека различна. Наименьшим сопротивлением обладают жидкие составные части организма и пропитанные жидкостями ткани. Хорошим проводниками являются мышцы, подкожная клетчатка, а также жировая ткань.
Главным элементом, определяющим сопротивление организма человека, является кожный покров. Верхний роговой слой кожного покрова толщиной в 0,05-0,2 мм представляет собой наслоенный изолятор с сопротивлением, составляющим десятки и даже сотни тысяч Ом.
Электрический ток проникает в организм через поры и каналы потовых желез кожного покрова. Поэтому проводимость того или иного участка тела зависит от количества имеющихся на нем пор и каналов потовых желез и от интенсивности деятельности этих потовых желез.
Сильное влияние на сопротивление тела человека оказывает уровень приложенного напряжения – в зависимости от его уровня сопротивление тела человека может отличаться в 200 раз. Установлено, что при воздействии на человека электрического тока хотя бы в самых небольших параметрах деятельности потовых желез усиливается. Вследствии этого кожный покров пропитывается потом и сопротивление его падает. Этот процесс протекает интенсивнее с увеличением приложенного напряжения и силы тока, протекающего через организм. При напряжении выше 100 В может наступить пробой верхнего слоя кожи, вследствие чего сопротивление тела человека резко уменьшается.
Сопротивление кожного покрова также зависит от состояния кожи – сухая, влажная, чистая, поврежденная и др.
Таким образом, общее сопротивление тела человека может изменится в широких пределах. При этом для расчетов в части электробезопасности электрических сетей и электрооборудования за расчетное значение принимается 1000 Ом. Необходимо также учитывать, что на общее сопротивление оказывает влияние и иные предметы, включенные в цепь протекания тока – одежда, обувь, пол и т. д.
Какие меры ответственности может применить руководитель организации к нарушителям требований нормативных правовых актов по охране труда?
За нарушение трудовой дисциплины, в том числе норм по охране труда, наниматель может применять дисциплинарные взыскания предусмотренные ст. 198 ТК.
Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.
К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания, могут применяться лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными нормативными правовыми актами.
Работник также может быть привлечен к материальной ответственности (ст. 400 ТК) за ущерб, причиненный нанимателю виновными действиями или бездействием при исполнении трудовых обязанностей. При этом работник, причинивший ущерб, может добровольно возместить его полностью или частично, либо с согласия нанимателя он может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное.
Справочно:
К мерам дисциплинарного взыскания относятся:
– замечание;
– выговор;
– увольнение (п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42 ТК, п. 1 ст. 47 ТК).
Федор Ахраменко, юрист
te'>– замечание;
– выговор;
– увольнение (п. 4, 5, 7, 8 и 9 ст. 42 ТК, п. 1 ст. 47 ТК).
Федор Ахраменко, юрист