Практически все несчастные случаи вызываются множественными причинами и «случайным» совпадением событий, но в первую очередь допущенными нарушениями требований охраны труда. Логично предположить, что подготовленный работник не может попасть в непредвиденную ситуацию с «неизвестными» требованиями безопасности, но, как это не парадоксально и не печально, все чаще либо открыто нарушает правила безопасности, либо своим неразумным поведением создает опасную ситуацию.
Что, подтверждается проведенным Департаментом государственной инспекции труда анализом причин несчастных случаев на производстве. «Вместе с тем, следует обратить внимание и на значительный удельный вес несчастных случаев, происшедших исключительно по вине работников. Так в 3-х из 7 расследованных случаев единственной причиной, приведшей к их наступлению, явилось нарушение трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда потерпевшими. С одной стороны указанное свидетельствует о беспечности самих работников, а с другой – о недостатках в системе контроля со стороны руководства организаций к обеспечению охраны труда, что зачастую порождает такую беспечность» (Информационное письмо Департамента госинспекции труда Минтруда и соцзащиты "О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ")
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
Водитель автомобиля Ж. прибыл на работу и по заданию главного механика П. приступил к подготовке закреплённого за ним автомобиля ГАЗ-3309 к техническому осмотру.
В это же время машинист погрузчика ТО-18Б Д. получил задание от начальника диспетчерской службы К. на погрузку тротуарной плитки вилочным погрузчиком на тракторные прицепы на территории базы. Около 11-00 Д. закончил погрузку плитки и решил продолжить ремонт закреплённого за ним погрузчика ТО-18Б, который начал ремонтировать ещё около месяца назад. Погрузчик находился на территории базы на участке автотранспорта.
В погрузчике требовалось установить и закрепить на место ковш. Так как один справиться с этой работой Д. не мог, он попросил помощи у водителя автомобиля Ж.. После чего водитель автомобиля Ж. оставил выполнение своей работы и по собственной инициативе, не получив поручения от руководителя работ, стал помогать Д.
Поскольку ковш крепится к корпусу погрузчика через механизм навески в трёх местах с помощью металлических пальцев длиной 250 мм и диаметром 70 мм. В двух местах снизу по краям он уже был закреплён Д.. и требовалось установить палец на третьей точке. Для этого в рычаге маятника и в ковше имелись специальные отверстия, которые необходимо было установить параллельно и вставить в них палец. Для совмещения поверхностей под середину ковша машинистом погрузчика Д. была установлена деревянная колодка высотой 150 мм и диаметром около 250 мм.
Чтобы установить палец в отверстия в ковше и рычаге маятника, водитель автомобиля Ж. при помощи ломика стал шевелить ковш со стороны погрузчика, а машинист погрузчика Д. ломом стал двигать ковш с той стороны, где находились зубья. В результате шевеления ковша деревянная колодка выскочила из-под него и ковш повернулся. После чего, стрела навески опустилась на правую ногу водителя автомобиля Ж., от чего Ж. упал на землю. Опираясь руками на корпус погрузчика, он попытался встать, но встать не получилось. Осмотрев свою правую ногу Ж., понял, что она сломана и сообщил об этом машинисту погрузчика Д.
После чего Д. вызвал «Скорую помощь», но не дожидаясь её приезда на автобусе предприятия Ж. отвезли в учреждение здравоохранения, где ему был установлен медицинский диагноз: Перелом тела (диафиза) большеберцовой кости. Указанное повреждение относится к числу тяжёлых производственных травм.
ПРИЧИНЫ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ
1.Нарушение требований безопасности труда при проведении ремонтных работ на погрузчике ТО-18Б другим работником, выразившееся в применении им случайного предмета (деревянной колодки) вместо специальной подставки (козелка) под элементы погрузчика, что является нарушением п.58 Инструкции по охране труда для тракториста №2, утвержденной главным инженером УП «С» М..
2. Нарушение потерпевшим локальных нормативных актов по охране труда, выразившееся в выполнении им работы, не порученной руководителем работ (оказание помощи при проведении ремонтных работ на погрузчике ТО-18Б по собственной инициативе), чем нарушены требования п. 1.8 Рабочей инструкции водителю автомобиля №47, утверждённой директором УП «С» Ш., п.п.54, 56 Инструкция №1 по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной главным инженером УП «С» М..
3.Невыполнение специалистами обязанностей по охране труда, выразившееся в не осуществлении контроля за проведением работниками ремонтных работ, в результате чего стало возможным применение в качестве подставки под технику деревянной колодки, конструкция которой не обеспечила надежность и устойчивость находившихся на них элементов погрузчика, что является нарушением требований п.6 статьи 226 Трудового
кодекса Республики Беларусь, требований п.449 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утверждённых постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128 (далее -Межотраслевые правила)
ЛИЦА, ДОПУСТИВШИЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОХРАНЕ ТРУДА
1.Д, машинист погрузчика УП «С», который при проведении ремонта погрузчика ТО-18Б подложил случайный предмет ( деревянную колодку) вместо специальной подставки (козелка) под элементы погрузчика, чем нарушил п.58 Инструкции по охране труда для тракториста №2, утвержденной главным инженером УП «С» М..
2.Ж. водитель автомобиля УП «С», который выполнял работу, не порученную руководителем работ (оказание помощи при проведении ремонтных работ на погрузчике ТО-18Б по собственной инициативе), чем нарушил требования п. 1.8 Рабочей инструкции водителю автомобиля №47, утверждённой директором УП «С» Ш., п.п.54, 56 Инструкция №1 по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной главным инженером УП «С» М.
3.П., главный механик унитарного предприятия «С», который согласно приказу от 16.03.2012 № 100 «О назначении ответственных лиц по объектам предприятия за безопасное производство работ, соблюдению норм и правил по охране труда, пожарной безопасности и промсанитарии», являясь ответственным за безопасное производство работ, соблюдение норм и правил по охране труда на транспортном участке, не осуществлял контроль за проведением работниками ремонтных работ, в результате чего стало возможным применение в качестве подставок под технику деревянных колодок, конструкция которых не обеспечила надежность и устойчивость находившихся на них элементов погрузчика, чем нарушил требования п.6 статьи 226 Трудового кодекса Республики Беларусь, п.2.15 Должностной инструкции главного механика, утв. директором Ш., п.449 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утверждённых постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 04.12.2008 № 180/128.
На что обратить внимание
Причинами травматизма на рабочем месте, как показывает практика, являются недостаточный контроль со стороны инженерно-технического персонала организации, формальное проведение инструктажей по технике безопасности, недостаточное обучение рабочих безопасным приёмам труда. Опасный фактор — низкая трудовая дисциплина. Рабочие должны знать и чётко соблюдать правила техники безопасности, производственные инструкции по безопасному проведению работ.
Справочно: ТО и ТР транспортных средств производятся в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ (п.978 Межотраслевых правил).
Справочно :Участие водителей, работников других профессий и должностей в техническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ.( п.980 Межотраслевых правил).
Справочно : Работникам запрещается:
находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по ним транспортных средств;
снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами;
поднимать, даже кратковременно, грузы массой, превышающей грузоподъемность подъемного механизма;
поднимать груз при косом натяжении троса или цепей;
работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
без наличия соответствующей квалификации самостоятельно производить устранение неисправностей оборудования;
оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы. (п.993 Межотраслевых правил).
Справочно: Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами). (п.994 Межотраслевых правил).
Справочно : Работникам запрещается:
выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников;
подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;
снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;
проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма. (п.1015 Межотраслевых правил).
Справочно: Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова. (п.1016 Межотраслевых правил).
Справочно: Не допускается:
работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза. (п.1017 Межотраслевых правил).
Наталья Гончарова, инженер по охране труда