У нас в гостях Поляков Вадим Игоревич, кандидат химических наук, доцент ГИПК «ГАЗ-ИНСТИТУТ».
– В чем заключаются ключевые принципы управления промышленной безопасностью и охраной труда на производствах Республики Беларусь?
– В области промышленной безопасности принципы управления определены общественной миссией, которую преследуют и субъекты хозяйствования, и надзорные органы: защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и потенциально опасных объектах.
Принцип надзора возведен в государственный принцип, за субъектом промышленной безопасности оставлен принцип производственного контроля. И, разумеется, субъект промышленной безопасности взаимодействует с органами государственного управления, Госпромнадзором, Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь с целью выработки единой политики управления промышленной безопасностью и охраной труда.
К сожалению, рискориентированный подход и рискориентированный надзор в сфере промышленной безопасности, нашедшие широкое применение в России, не стали ключевыми в управлении национальной системой промышленной безопасности, о чем более подробно я писал недавно в журнале «Я – специалист по охране труда» (2020, № 8, с. 35–40).
Применительно к охране труда управление представляет собой совокупность целенаправленных воздействий на коллективы и отдельных работников для организации и координации их деятельности по эффективному выполнению ими задач по обеспечению безопасности, сохранению здоровья и работоспособности работников в процессе труда.
СТБ ISO 45001-2020 применим для управления рисками, устранения опасности и минимизации рисков в области OY&S (системы менеджмента здоровья и безопасности при профессиональной деятельности) с учетом особенностей контекста организации, т.е. с учетом комбинации внутренних и внешних факторов, которые могут воздействовать на подход организации при управлении рисками.
– В каком документе установлен термин «национальная система промышленной безопасности»? Что это означает?
– В национальном законодательстве в области промышленной безопасности нет устоявшихся определений «управление промышленной безопасностью», «система промышленной безопасности» или «система управления промышленной безопасностью».
А вот, например, в ст. 1 Закона о пожарной безопасности определено, что система пожарной безопасности в Республике Беларусь состоит из комплекса экономических, социальных, организационных, научно-технических и правовых мер, а также сил и средств, направленных на предупреждение и тушение пожаров.
– В чем отличие терминов «промышленная безопасность» и «охрана труда» в нормативных правовых актах и научной литературе?
– Давайте разберемся.
Промышленная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от возникновения аварий и инцидентов, обеспеченное комплексом организационных и технических мероприятий, установленных Законом о промышленной безопасности и иными актами законодательства (ст. 1 Закона о промышленной безопасности).
Многие авторы «состояние защищенности» отождествляют с понятием «охрана труда», хотя некоторые эти понятия разграничивают.
Приведу определение из Закона об охране труда: охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (ст. 1 Закона об охране труда).
Охрана труда понимается как система, некая структура, состоящая из взаимосвязанных элементов (правовые, социально-экономические и другие мероприятия), направленная на сохранение жизни и здоровья работающих. Но, по сути, что это за мероприятия?
Правовые мероприятия необходимы для установления общих требований по охране труда, разрабатываемых и принимаемых государством в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах.
Социально-экономические мероприятия – это стимулирующие работодателей и работающих государственные меры, повышающие уровень охраны труда. Это льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве со страховыми выплатами, ограничения при подъеме тяжестей, особые условия труда женщин и несовершеннолетних и пр.
Организационные мероприятия – это разработка, согласование и утверждение эксплуатационной документации (правил, руководств и инструкций) по пользованию средствами коллективной и индивидуальной защиты, иными техническими средствами, которые защищают работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов и предотвращают несчастные случаи. Организуют эти мероприятия разработчики средств защиты, различные ведомства и сами работодатели. Это и мероприятия по созданию службы охраны труда (введение в штат должности специалиста по охране труда и т.д.), распределение обязанностей по охране труда, в т.ч. их введение в должностные инструкции, инструктаж работников и контроль выполнения ими требований по охране труда. Технические мероприятия – обеспечение работников средствами защиты и другими техническими средствами, что обеспечивает работодатель.
Санитарно-противоэпидемические мероприятия связаны с повышением культуры производства, улучшением условий труда за счет разграничения рабочих зон и зон отдыха и приема пищи, оборудования санитарных зон душевыми, умывальниками и пр., а также за счет выполнения санитарных и гигиенических норм, что особенно актуально при борьбе с коронавирусом. Санитарно-бытовое обеспечение осуществляет работодатель, основываясь на санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах, а также рекомендациях.
Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию обязательных медосмотров при приеме на работу и периодических медосмотров, предсменных медицинских осмотров либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (в случаях, когда прохождение таких осмотра либо освидетельствования обязательно в соответствии с законодательством об охране труда), организацию лечебно-профилактического питания. Их должен обеспечить работодатель на основе трудового законодательства и законодательства по охране труда.
Реабилитационные мероприятия проводят лечебные учреждения совместно с органами социальной защиты и работодателем для восстановления здоровья работника, пострадавшего от несчастного случая на производстве или получившего профессиональное заболевание. Реабилитационные мероприятия могут быть медицинскими, профессиональными и социальными. Медицинские мероприятия – это лечение в медицинских учреждениях, санаторно-курортное лечение, проведение медосмотров цеховым врачом. Профессиональные мероприятия – это обучение работника другой профессии, по которой он смог бы трудиться с учетом состояния здоровья, временный перевод на другую работу с более благоприятными условиями труда. Социальные мероприятия – это социальная адаптация больных и инвалидов, их трудовое и бытовое устройство.
Как видим, «состояние защищенности жизненно важных интересов личности» обеспечивается охраной труда по вполне конкретным показателям.
При общей единой цели (обеспечить состояние защищенности личности) «охрана труда» и «промышленная безопасность» являются разными типами деятельности.
Создание безопасных условий для работы работающих – это прямая очевидная цель охраны труда. В промышленной безопасности эта цель достигается опосредственно, при условии снижения риска аварий на опасных производственных объектах. Так обеспечивается безопасность человека.
Охрана труда как система сочетает в себе разноплановые виды деятельности. Промышленная безопасность при всем разнообразии видов деятельности, как определено ст. 2 Закона о промышленной безопасности, более сосредоточена на технических аспектах эксплуатации опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов.
Такое различие в целеполагании сказывается на трактовке понятия «риск» в охране труда и промышленной безопасности.
При обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний «профессиональный риск» – вероятность повреждения здоровья, или утраты трудоспособности, или смерти застрахованного в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 271 Положения о страховой деятельности).
В промышленной безопасности «риск» – вероятность нежелательного происшествия с определенными последствиями, происходящего в определенный период и при определенных обстоятельствах, выраженная как частотой (количеством происшествий за единицу времени), так и возможностью определенного происшествия, следующего за начальным происшествием (п. 2 Положения № 627).
Нежелательное происшествие – авария при эксплуатации опасных производственных объектов и потенциально опасных объектов. Последствия, период, частота – потери человеческих жизней в год на миллион жителей в результате аварий.
Не следует путать эти риски. Скажем, воздействие шума связано с риском возникновения профессионального заболевания – тугоухости. Это риск должен быть учтен в системе управления охраной труда. Если из-за шума работник не распознал сигнал звуковой сигнализации, не совершил правильные действия с технологическим оборудованием, что привело к аварии или инциденту, то этот риск должен быть учтен в системе управления промышленной безопасностью.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (Закон о пожарной безопасности).
Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности» (Закон о промышленной безопасности).
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (вместе с Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь) (Положение о страховой деятельности).
Положение о порядке разработки, оформления и представления декларации промышленной безопасности, внесения в нее изменений и (или) дополнений и учета таких деклараций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2016 № 627 (Положение № 627).
(Продолжение следует.)