Безопасность труда при погрузке и выгрузке крупного рогатого скота при транспортировке на спецмашинах обеспечивается в соответствии:
- с Правилами № 89;
- Межотраслевыми правилами № 12.
При проведении погрузочно-разгрузочных работ безопасность работников обеспечивается:
- способом проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- подготовкой места проведения погрузочно-разгрузочных работ;
- применением работниками средств индивидуальной защиты, а также при необходимости средств коллективной защиты;
- прохождением медицинского осмотра работающих, инструктажа, стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Работодатель приказом (распоряжением) назначает должностное лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ (п. 11 Межотраслевых правил № 12).
С учетом специфики отдельных видов работ на их производство разрабатывают и принимают в установленном порядке технологические карты или проекты производства работ (п. 24 Правил № 89).
Погрузку, выгрузку и транспортировку животных должны проводить работники, ухаживающие за этими животными или имеющие навык работы с ними и знакомые с технологией проведения погрузочно-разгрузочных работ. Нельзя подгонять животных острыми, колющими, режущими предметами, короткими палками или резиновыми шлангами.
Для перевозки животных необходимо использовать автомашины специального типа – скотовозы. В случае перевозки животных на бортовой автомашине борта ее должны иметь дополнительную сплошную стенку, чтобы общая высота бортов была не менее 1,8 м, и ограничители сверху, предотвращающие выпрыгивание животных из кузова.
Движение транспортных средств в местах погрузки скота организуется по схеме, утвержденной руководителем организации, с установкой соответствующих дорожных и принятых на железнодорожном и водном транспорте знаков. Подъезд к погрузочной площадке обозначают хорошо различимыми в любое время суток надписями «Въезд» и «Выезд».
Транспортные средства, поставленные под погрузку (разгрузку), должны быть заторможены. Дополнительно должны быть приняты меры, предупреждающие их самопроизвольное движение.
Перед погрузкой животным со злым нравом следует вводить транквилизаторы, прикреплять на рога деревянные пластины, надевать на глаза наглазники, ограничивающие поле зрения.
Погрузка быков-производителей со злым нравом должна производиться при помощи палки-водила.
Погрузку животных в транспортные средства и выгрузку нужно производить при хорошем освещении (естественном или искусственном) со специальных погрузочных площадок, эстакад, прочных трапов с перилами.
Трап для погрузки крупного рогатого скота в автомобильные и тракторные средства должен иметь наружные перила высотой не менее 1,5 м над уровнем настила, сплошную зашивку на всю высоту, проходы шириной не менее 0,8 м для работников, отделенные от зоны движения животных столбчатой перегородкой высотой 1,2 м с разрывами между столбиками 0,35 м. Верхняя и нижняя площадки трапа снабжаются поворотными ограждениями с фиксацией заданного положения, с глухой зашивкой на всю высоту.
Наклон настила трапа к горизонту должен быть не более 12°. При отсутствии специализированных транспортных средств (скотовозов) предусматривается регулировка верхнего края высоты настила трапа над дорогой в зависимости от высоты платформы транспортных средств (для выпускаемых грузовых автомобилей от 1,1 до 1,6 м). Допускается применять устройства для подъема или опускания транспортного средства относительно края погрузочного настила. Настил ограждения трапа рассчитывается на максимальную нагрузку, равную утроенному весу животного.
Поверхность настила должна иметь покрытие, исключающее скольжение работников (крупный абразив, перфорация, поперечные бруски, пористые материалы).
Для предупреждения травмирования работников у мест разгрузки скота из железнодорожных вагонов и автомашин должны предусматриваться загоны, имеющие пандусы для спуска скота. У эстакад, платформ должен быть установлен отбойный брус для автомобильного транспорта.
Нельзя перевозить на одной машине животных разных полов, самок в охоте и животных, значительно различающихся по весовым категориям.
При перевозке животных нахождение людей вместе с ними в кузове транспортного средства не допускается.
Происшествие 1
13.05.2019 с 06:50 до 07:30 директор сельскохозяйственного предприятия «Б» М. провел производственное совещание, на котором специалистам и руководителям структурных подразделений был доведен план работы на день. На совещании бригадир фермы В. получила
задание организовать погрузку телят в автомобиль на ферме для дальнейшей перевозки их на животноводческий комплекс. В 08:30 В. прибыла на ферму. Около 12:00 В. поручила животноводу Л. и другим животноводам загонять из загона скот на эстакаду для дальнейшей погрузки его в грузовой автомобиль МАЗ 555142.
Л. и другие животноводы с помощью деревянных палок начали перегонять скот из загона на эстакаду и дальше в кузов автомобиля. Животноводы совместно с водителем автомобиля МАЗ 555142 Е. закрывали задний металлический борт автомобиля, фиксировали его в закрытом положении и ставили сверху дополнительный сплошной борт. В кузов автомобиля загонялось по 10 телят. Аналогичным способом было проведено 3 погрузки и сделано 3 рейса отвоза скота на животноводческий комплекс.
В 15:00 животноводы приступили к четвертой погрузке скота в кузов автомобиля. Загнав телят в кузов, Л., Е. и еще два животновода начали закрывать задний борт автомобиля. Борт закрывали стоя на эстакаде. При поднятии металлического борта вверх телята в кузове грузового автомобиля развернулись и пошли обратно в сторону эстакады, толкнув при этом задний борт. В результате работники не смогли удержать и закрыть борт, он открылся и упал на эстакаду. Водитель автомобиля и другие работники успели отскочить, кроме Л. – он получил в результате травму правой ноги.
Работники подняли борт кузова и помогли Л. спуститься с эстакады, посадив его на землю. В. сообщила о случившемся директору М. и вызвала бригаду скорой медицинской помощи, на машине которой Л. был доставлен в больницу.
Этиловый спирт в крови потерпевшего не обнаружен.
Причины несчастного случая, установленные в ходе специального расследования
1. Эстакада для погрузки скота не соответствовала требованиям безопасного труда:
- отсутствовали наружные перила высотой 1,5 м над уровнем настила со сплошной зашивкой на всю высоту, проходы для работников, отделенные от зоны движения животных перегородкой, поворотные ограждения на верхней и нижней площадке трапа эстакады с фиксацией заданного положения с глухой зашивкой на всю высоту;
- наклон настила трапа эстакады к горизонту составлял более 12°.
Таким образом, нарушены требования пп. 560, 561 Правил № 89.
2. Отсутствовала технологическая документация на проведение погрузочно-разгрузочных работ скота в транспортные средства – нарушены требования пп. 24, 558 Правил № 89.
3. Не назначено должностное лицо, ответственное за безопасное проведение погрузочно-разгрузочных работ на ферме, – нарушены требования п. 306 Правил № 89.
4. Осуществлен допуск потерпевшего к выполнению работ, относящихся к работам с повышенной опасностью, по профессии «животновод», а также к выполнению погрузочно-разгрузочных работ без проведения с ним в установленном порядке инструктажа и стажировки по охране труда. Тем самым нарушены требования пп. 3, 23, 54 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, п. 308 Правил № 89.
Лицами, допустившими нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА, ЛПА, признаны:
- директор сельскохозяйственного предприятия «Б» М. Он не обеспечил создание безопасных условий труда при проведении погрузочноразгрузочных работ скота в транспортное средство на ферме;
- бригадир фермы В.
Происшествие 2
22.12.2018 в 22:00 зоотехник-селекционер ОАО «К» Р. заступила на ночное дежурство ответственным специалистом по хозяйству согласно приказу «Об организации ночных дежурств на животноводческих объектах» (дежурство длится с 22:00 до 06:00).
После объезда всех подразделений с 23:30 Р. находилась на одном из молочно-товарных комплексов, где по распоряжению главного зоотехника ОАО «К» М. занималась отбором коров для гинекологического исследования.
23.12.2018 в 03:30 Р., надев выданные СИЗ: халат для защиты от общих загрязнений (ЗМи), сапоги резиновые (ВК20Щ20), фартук прорезиненный (К20), – вместе с операторами машинного доения В. и Л. отправилась отбирать коров.
В. и Л. занимались отбором коров в конце прогона, а Р. осуществляла подгон скота. Подойдя на близкое расстояние к корове, Р. взмахнула рукой, не имея при себе погонных приспособлений. Корова испугалась резкого движения руки Р. и устремилась вперед, ударив Р. задней ногой.
Получив травму, Р. отправилась в травмопункт больницы, так как продолжать работу из-за боли не могла. Об этом она сообщила по телефону своему руководителю М.
Этиловый спирт в крови потерпевшей не обнаружен.
Причина несчастного случая, установленная в ходе специального расследования
На предприятии отсутствовала (не была разработана) технологическая документация по выполнению работ по перегону (отбору) скота, чем нарушены требования п. 24 Правил № 89.
Лицом, допустившим нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, ТНПА, ЛПА, признан главный зоотехник хозяйства М.
Документы:
Правила по охране труда при производстве продукции животноводства, утвержденные постановлением Минсельхозпрода Республики Беларусь от 28.12.2007 № 89 (Правила № 89).
Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 26.01.2018 №12 (Межотраслевые правила № 12).