Постановлением № 42 внесены изменения в постановление № 98, которым было утверждено Типовое положение о службе охраны труда организации (далее – Положение). Постановление № 42 вступает в силу 28 июня 2020 г.
Анализ основных изменений
В п. 2 Положения установлено, что для целей Положения используются термины и их определения в значениях, установленных Законом об охране труда.
Пункт 3 Положения дополнен словами о том, что структура и численность службы охраны труда зависит не только от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью, но и от удаленности структурных подразделений друг от друга.
Это позволит предприятиям и организациям в определенных ситуациях изменять штатную численность специалистов по охране труда при расположении структурных подразделений в разных населенных пунктах, достаточно удаленных друг от друга.
Из абз. 2 п. 5 Положения исключена норма о взаимодействии службы охраны труда с первичными профсоюзными организациями независимо от наличия у них статуса юридического лица либо уполномоченными лицами по охране труда работников организации. И это, казалось бы, непонятное нововведение становится понятным в связи с тем, что постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 11.05.2020 № 48 признается утратившим силу постановление № 179. То есть получается, что полностью исключается институт уполномоченных лиц по охране труда работников в организациях, в которых отсутствуют профсоюзные организации.
Можно предположить, что в скором времени появится какое-либо постановление о создании профсоюзных организаций на всех предприятиях и во всех организациях.
В п. 10 Положения внесено изменение о задачах службы охраны труда. Вместо контроля за соблюдением законодательства по охране труда поставлена задача по осуществлению контроля за соблюдением работающими требований по охране труда.
На взгляд автора, это неплохое изменение, поскольку оно конкретизирует деятельность службы охраны труда, но в то же время требует качественной разработки локальных правовых актов (ЛПА) (инструкций и т.д.), в которых необходимо сконцентрировать требования различных нормативных правовых актов и осуществлять контроль за соблюдением прописанных в ЛПА требований по охране труда.
В п. 11 Положения немного изменены формулировки работ, выполняемых службой охраны труда в соответствии с задачами службы.
Подпунктом 11.6 п. 11 Положения расширены полномочия службы охраны труда. Согласно новой редакции Положения служба охраны труда должна участвовать не только в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но и проводить анализ причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
На взгляд автора, правильно изменено содержание подп. 11.8 п. 11 Положения и коротко записано, что служба охраны труда «осуществляет контроль за соблюдением работающими требований по охране труда в порядке, установленном законодательством».
В подп. 11.11 п. 11 Положения внесены изменения о том, что служба охраны труда вносит предложения:
- «по разработке ЛПА, содержащих требования по охране труда» вместо «предложений по разработке локальных нормативных правовых актов в области охраны труда»;
- «по выводу из эксплуатации производственного оборудования, не соответствующего требованиям по охране труда» вместо «вывода из эксплуатации травмоопасных, не соответствующих требованиям безопасности оборудования приспособлений и инструмента».
В п. 13 Положения, в котором обозначены основные права службы охраны труда, внесено несколько изменений:
- в подп. 13.1 п. 13 внесено право проводить не проверку состояния условий труда, а обследование состояния условий труда и анализ соблюдения требований по охране труда. В принципе это изменение не вносит существенных изменений в функции службы охраны труда по осуществлению контроля;
- в подп. 13.3 п. 13 дополнено право не только выдавать должностным лицам предписания об устранении нарушений требований по охране труда, но и вести их учет в письменной форме, что нужно, скорее, рассматривать не как право, а как обязанность.
Важное изменение внесено в подп. 13.4 п. 13 Положения. Если в предыдущей редакции Положения служба охраны труда имела право приостанавливать (запрещать) в установленном законодательством порядке эксплуатацию оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, выполнение работ (оказание услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения, то согласно новой редакции Положения служба охраны труда вправе только «принимать меры по приостановлению эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, транспортных средств, используемых в организации, выполнения работ (оказания услуг) при выявлении нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих и окружающих, до их устранения». То есть самостоятельно специалисты службы охраны труда не могут запретить эксплуатацию оборудования, а должны обращаться с предложениями к вышестоящим руководителям.
Документы:
Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.04.2020 № 42 «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 сентября 2013 г. № 98» (постановление № 42).
Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.09.2013 № 98 (постановление № 98).
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (Закон об охране труда).
Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 179 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации» (постановление № 179).