Образец приказа о создании пожарной дружины в организации и утверждении Положения о пожарной дружине см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Виды (организационные формы) внештатных пожарных формирований
В ст. 25–29 Закона о пожарной безопасности (с изменениями от 11.11.2019 № 251-З) кратко определены:
- виды (формы) внештатных пожарных формирований (пожарные команды, пожарные дружины, пожарно-технические комиссии);
- обязанности, права членов внештатных пожарных формирований, их гарантии и меры поощрения, порядок финансирования деятельности внештатных пожарных формирований.
Порядок создания и деятельности внештатных пожарных формирований устанавливает Совет Министров Республики Беларусь (ст. 25 Закона о пожарной безопасности).
Одновременно со вступлением в силу постановления № 296 утратило силу постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 13.10.1995 № 571 «Об утверждении положений о внештатных пожарных формированиях и смотрах противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах», которым были утверждены положения:
- о добровольных пожарных командах;
- о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях;
- о группах внештатных пожарных инспекторов;
- о пожарно-технических комиссиях;
- об учебно-методических центрах органов местного самоуправления и предприятий по обучению населения правилам пожарной безопасности;
- о клубе юных пожарных;
- а также Типовое положение об условиях и порядке проведения смотров противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах.
В Положении о внештатных пожарных формированиях не излагаются права и гарантии членов указанных формирований, а содержатся лишь отсылки к Закону о пожарной безопасности.
Вопросы, связанные с деятельностью внештатных пожарных формирований
Постановлением № 296 не предусматривается разработка организациями отдельного ЛПА – положения о внештатных пожарных формированиях.
Вместе с тем разработка такого положения представляется целесообразной в силу ряда обстоятельств. По мнению автора, в локальном документе необходимо подробно отразить информацию, регламентирующую деятельность внештатных пожарных формирований, в т.ч. нормы, содержащиеся в Законе о пожарной безопасности. Например, Законом о пожарной безопасности предусмотрено, что руководитель организации, в которой действуют внештатные пожарные формирования, наделяет обязанностями и правами руководителей этих формирований. Такие обязанности и права целесообразно отразить в ЛПА.
Пожарная дружина
Пожарная дружина может не создаваться при наличии в организации пожарной команды (п. 25 Положения о внештатных пожарных формированиях). В ЛПА может быть также изложен порядок поощрения членов внештатных пожарных формирований, страхования на случай произошедших при выполнении возложенных на них обязанностей смерти (гибели), увечья или иного повреждения здоровья и др.
Заметим, что в постановлении № 296 в наименованиях пожарных команд и пожарных дружин не используется слово «добровольные».
Создание пожарных дружин является обязательным. При этом в отличие от общественных инспекторов по охране труда, которые являются выборными профсоюзными активистами, пожарная дружина формируется не на основании заявлений работников, желающих быть членами дружины, а на основании решения руководителя организации. Таким образом, пожарная дружина не является формированием какой-либо общественной организации.
Пожарные дружины создаются в организациях с численностью работающих в здании, сооружении и помещениях организации от 25 до 100 человек – в количестве не менее 5 человек. При численности работающих свыше 100 человек количественный состав дружины увеличивается из расчета не менее 5 человек на каждых 100 работающих.
Пожарные дружины могут создаваться в структурных подразделениях организации, и их комплектование должно производиться так, чтобы при сменном графике работы организации в каждой смене имелись члены пожарной дружины.
В организации с численностью работающих в здании, сооружении и помещениях менее 25 человек пожарная дружина может не создаваться, а обязанности на случай возникновения пожара распределяются между работниками организации на основании решения ее руководителя.
Пожарная дружина также может не создаваться при наличии в организации пожарной команды.
Вышесказанное в совокупности означает, что при создании внештатных пожарных формирований должно быть обеспечено выполнение всех указанных и других законодательных требований в целях обеспечения пожарной безопасности, своевременного принятия действенных мер по обнаружению и устранению возгораний и пожаров.
Стимулирующей мерой в этом случае является предоставление членам внештатных пожарных формирований поощрительных отпусков и других видов поощрений за активное участие в предупреждении и тушении пожаров. Предоставление таких отпусков осуществляется в соответствии со ст. 160 Трудового кодекса Республики Беларусь и устанавливается в коллективном договоре.
Основная задача пожарной дружины – участие в предупреждении и тушении пожаров в рабочее время с применением первичных средств пожаротушения, технических средств противопожарной защиты, а также пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники (при их наличии).
Заметим, что в инструкциях по охране труда прописывается требование к работнику уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, оказывать первую помощь потерпевшим при несчастном случае. Таким образом, не только члены внештатных пожарных формирований, но и практически все работники должны обладать этими умениями.
Большое значение в постановлении № 296 отведено обучению членов внештатных пожарных формирований по программе пожарно-технического минимума, умению пользоваться средствами пожаротушения. Члены пожарных команд и пожарных дружин, незастрахованные, и (или) не прошедшие соответствующую подготовку, и (или) не обеспеченные экипировкой, пожарным аварийно-спасательным оборудованием и инструментом для тушения пожаров, к участию в тушении пожаров не допускаются.
Пожарные команды
Постановление № 296 не содержит нормы, определяющие критерии, признаки, численность работающих и другие заслуживающие внимания обстоятельства, для решения вопроса о создании пожарной команды.
Пожарные команды подразделяются на 3 разряда.
В характеристиках пожарной команды, в соответствии с которыми она относится к одному из разрядов, содержатся определенные требования. Выполнение этих требований предусматривает наличие соответствующего количества подготовленного персонала, пожарной техники и других средств для тушения пожаров и, естественно, соответствующей экипировки для членов пожарной команды. Исходя из этого и с учетом необходимости обеспечить круглосуточную готовность пожарной команды к тушению пожаров становится очевидным, что деятельность пожарной команды требует серьезного материально-технического оснащения. Поэтому необходимость создания пожарной команды должна быть обоснованной, а ее содержание оправданным.
Согласно постановлению № 296 основная задача пожарной команды – участие в предупреждении и тушении пожаров с применением пожарной автоцистерны или иной приспособленной для тушения пожаров техники с обеспечением круглосуточной готовности к тушению пожаров. Таким образом, пожарная команда является важной опорой подразделений по чрезвычайным ситуациям в тушении пожаров.
Заметим, что пожарные команды, в отличие от пожарных дружин, включаются в план привлечения сил и средств на тушение пожаров и ликвидацию других чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах.
В то же время в целях обеспечения соответствующей готовности пожарной команды для выполнения стоящих перед ней задач требуется иметь необходимую численность команды, а также обеспечить постоянную готовность всех средств пожаротушения – а это реализовать непросто.
Пожарно-техническая комиссия
Пожарно-техническая комиссия создается по решению организации, имеющей штатный инженерно-технический персонал. В крупных организациях такие комиссии могут создаваться в структурных подразделениях организации.
Основной задачей пожарно-технической комиссии является подготовка предложений по осуществлению пожарно-профилактических мероприятий, своевременному выявлению и устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и международных актов.
В состав пожарно-технической комиссии входит целый ряд специалистов, которые могут быть включены (входить) в состав других комиссий, деятельность которых связана с обеспечением охраны труда и безопасности производственной деятельности.
Работа членов пожарных дружин и пожарно-технических комиссий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности схожа с работой общественных инспекторов по охране труда, комиссий по охране труда профсоюзного комитета, профсоюзных бюро. Это наводит на мысль о необходимости их совместной работы и оптимизации в проведении различных мероприятий, что может быть отражено в системе управления охраной труда организации.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (Закон о пожарной безопасности).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2020 № 296 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности внештатных пожарных формирований» (постановление № 296, Положение о внештатных пожарных формированиях). Документ действует с 24.05.2020.