Что представляет собой мониторинг и возможны ли штрафные санкции после проведения мониторинга проверяющими органами на предприятии?
В связи с внесением в 2012 году изменений и дополнений в Указ № 510 в практику работы контрольных (надзорных) органов вводится новая форма работы – мониторинг.
Мониторинг определен как форма контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующими (надзорным) органам и должностным лицам для проведения проверок.
Как отмечено выше, мониторинг имеет профилактический, предупреждающий характер и нее предусматривает санкции за выявленные нарушения.
Проведение мониторинга осуществляется путем сбора и анализа разнообразной информации, позволяющей делать выводы о соответствии деятельности субъекта мониторинга установленным требованиям, а также путем личного посещения объекта мониторинга.
Следует заметить, что в Положении о мониторинге № 510 наряду с термином нарушение используются понятия недостатки, несоответствия, которые действующее законодательство не рассматривает как основание для применения соответствующих мер ответственности.
И хотя применение санкций за выявленные нарушения Положением о мониторинге № 510 не предусматривается, однако установлено, что если выявленные нарушения, в частности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью, предусматривается наложение запрета на осуществление соответствующей деятельности, эксплуатации объектов, создающих указанную угрозу.
Данный запрет носит временный характер – до устранения указанных нарушений, которое дает основания для принятия решения о возобновлении соответствующей деятельности.
По другим нарушениям (несоответствиям, недостаткам) субъекту мониторинга направляются рекомендации по их устранению. При устранении нарушений (несоответствий, недостатков) в установленный срок и сообщении об этом, никакие меры ответственности не применяется.
Лишь в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (несоответствий, недостатков) либо их повторного выявления могут быть применены меры ответственности в отношении должностных лиц, а также назначена внеплановая проверка.
Порядок планирования мониторинга, система взаимоотношений проверяющего и проверяемого субъекта (необходимость предварительного уведомления, оформление предписания на проведение мониторинга, внесение записи в книгу учета проверок и др.) Положение о мониторинге № 510 не регламентирует.
В то же время учитывая, что Совету Министров РБ поручено осуществить перечисленные в Указе № 332 меры по его реализации, полагаем, что осуществление мониторингов будет регламентировано путем принятия соответствующих нормативных правовых актов, например, таких как Положение о порядке проведения социально-гигиенического мониторинга, утвержденное постановлением Минздрава РБ от 17.07.2012 № 105.
Полагаем, что и другие республиканские органы государственного управления определят порядок проведения мониторингов в своей области контроля (надзора).
Документы:
Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 510).
Положение о порядке проведения мониторинга, утвержденное Указом № 510 (Положение о мониторинге № 510).
Указ Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ № 332).