24 сентября Министр труда и социальной защиты РБ Марианна Акиндиновна Щеткина провела «прямую линию» и online-прием при поддержке БелТА. Во время проведения «прямой линии» были заданы вопросы, в т.ч. затрагивающие сферу охраны труда. Предлагаем вашему вниманию подборку таких вопросов и ответов.
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Справочно:
Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Министр труда и социальной защиты РБ отвечает на вопросы по охране труда
При приеме на работу в качестве мастера участка со мной провели только вводный инструктаж по охране труда.
Является ли он достаточным или необходимы еще какие-либо инструктажи? Почему со мной не провели первичный инструктаж?
М. Щеткина: При приеме на постоянную или временную работу со всеми работающими проводится вводный инструктаж по охране труда.
Если работник не занят на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью), то с ним первичный инструктаж на рабочем месте может не проводиться.
Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте, составляет служба охраны труда с участием профсоюза. Этот перечень утверждает руководитель организации.
Вместе с тем не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически (но не реже 1 раза в 3 года) руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях.
Справочно:
перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, составляется службой охраны труда с участием профсоюза и утверждается руководителем организации (часть вторая п. 55 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175; далее – Инструкция № 175).
Работник организации при выполнении работ получил незначительную травму, за оказанием медицинской помощи не обращался. Получение травмы было зарегистрировано в журнале регистрации несчастных случаев как микротравма. Спустя месяц после происшествия работнику был открыт больничный лист в связи с травмой на производстве.
В какой срок в данном случае должно быть проведено расследование несчастного случая на производстве?
М. Щеткина: Несчастный случай, вследствие которого потеря трудоспособности наступила не сразу, расследуется в течение одного месяца со дня, когда нанимателю, страхователю стало известно о несчастном случае (поступление заявления от работника или его родственников о несчастном случае, листка нетрудоспособности с записью о производственной травме, иной информации).
В связи со вступлением в силу новой редакции Закона об охране труда и изменений в ТК просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам.
Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний, а также в целях охраны здоровья работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, проходят предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры при ухудшении состояния здоровья (часть первая ст. 228 ТК и часть первая ст. 27 Закона об охране труда). Частью пятой ст. 228 ТК и частью пятой ст. 27 Закона об охране труда установлено, что расходы по проведению медицинских осмотров работников несет наниматель.
1. Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе?
2. Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, не содержащую вредных и (или) опасных условий труда, или на работу, где в соответствии с законодательством отсутствует необходимость в профессиональном отборе?
3. Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) медицинские осмотры работникам (внеочередные) при их переводе (или временном переводе) на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, при условии, что предыдущая работа не содержала вредных и (или) опасных условий труда или где в соответствии с законодательством отсутствовала необходимость в профессиональном отборе?
4. Обязан ли наниматель оплачивать (компенсировать) предварительные медицинские осмотры работникам при поступлении их на работу, для которой в силу требований п. 11 ст. 226 ТК еще не проведена или начата процедура аттестации новых рабочих мест?
Дополнительные сведения. В локальных нормативных правовых актах, в т.ч. коллективном договоре, отсутствует условие оплаты (компенсации) работникам предварительных медицинских осмотров. Между нашим ПТУП и местными учреждениями здравоохранения не заключались отдельные договоры на прохождение работниками (кандидатами) предварительных медицинских осмотров при поступлении их на работу, предусмотренные частью второй п. 12 перечня платных медицинских услуг, оказываемых гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2009 № 182 «Об оказании платных медицинских услуг государственными учреждениями здравоохранения». Для оплаты (компенсации) указанных медицинских осмотров работники представляют нанимателю чеки.
М. Щеткина: Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников устанавливает республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику в области здравоохранения, по согласованию с республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда (часть вторая ст. 228 ТК).
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
Инструкцией № 47 установлен порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров лиц, поступающих на работу, а также работающих, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, для выполнения которых в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе.
При формировании перечня профессий и должностей работников организации, для которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры, необходимо руководствоваться приложениями к указанной инструкции. Результаты комплексной гигиенической оценки условий труда (или аттестации рабочих мест по условиям труда) учитываются только при определении периодичности проведения периодических медицинских осмотров. Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров является частью мероприятий нанимателя по обеспечению условий и охраны труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств работодателей (ст. 31 Закона об охране труда). Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Направляя работника (кандидата на работу) на медицинский осмотр, наниматель страхует себя от возможных негативных последствий для производства, связанных с состоянием здоровья работника.
Исходя из изложенного, наниматель обязан оплачивать прохождение работником (кандидатом на работу) предварительных и периодических медицинских осмотров.
Что касается направления на предварительный медицинский осмотр, если такой медицинский осмотр для кандидата на рабочее место не предусмотрен законодательством, необходимо руководствоваться частью третьей ст. 26 ТК.
Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством.
Справочно:
для направления лица на медосмотр наниматель составляет направление, в котором следует указать производство, профессию, вредные и (или) опасные факторы производственной среды, показатели тяжести и напряженности трудового процесса в соответствии с гр. 2 приложений 1–3 (п. 9 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих). Форму направления организация разрабатывает самостоятельно.
Внимание!
Если работник не прошел медосмотр, наниматель обязан не допускать его к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) (п. 4 части второй ст. 49 ТК).
Важно!
Прохождение обязательных медосмотров – обязанность работника. Если он отказывается от прохождения обязательного медосмотра, к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, поскольку такой отказ является дисциплинарным проступком – противоправным, виновным неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей (ст. 197 ТК).
Справочно:
законодательством установлен перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (см. постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 02.12.2013 № 116/119).
Основное место работы – заместитель директора частного предприятия. Одновременно являюсь директором частного унитарного предприятия.
Как мне надо проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующей комиссии райисполкома: 2 раза по каждой должности или 1 раз по месту основной работы?
М. Щеткина: Предусматривается, что руководители и специалисты проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда с учетом их должностных обязанностей и характера производства (Инструкция № 175).
Как руководитель организации Вы обязаны проходить проверку знаний в обязательном порядке. Что касается замдиректора, то проверка знаний проводится в том случае, если в Ваши должностные обязанности входят вопросы охраны труда, или Вы являетесь членом комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда организации.
Будут ли пересмотрены принципы выдачи трудовых рекомендаций для инвалидов?
М. Щеткина: Для рассмотрения возможных подходов к решению проблем, связанных с профессиональным ограничением инвалидов, Минтруда и соцзащиты и Минздрав реализуют пилотный проект по отработке взаимодействия между медико-реабилитационной экспертной комиссией (МРЭК), осуществляющей оценку возможности профессиональной и трудовой реабилитации инвалида, и органами по труду, занятости и соцзащите, оказывающими содействие в трудоустройстве инвалидам. Проект осуществляется на базе отдела трудоустройства «Заводской» управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома.
По результатам проекта будут выработаны новые подходы к выдаче трудовых рекомендаций людям, имеющим ограничения по состоянию здоровья.
На практике трудоустройству таких категорий граждан препятствует ограниченный перечень конкретных профессий (специальностей), указанный в программе трудовой реабилитации.
Источник: www.mintrud.gov.by