В течение 1-го полугодия 2014 г. при эксплуатации подъемных сооружений на предприятиях (организациях) Республики Беларусь произошло 3 несчастных случая, подлежащих учету в Госпромнадзоре (2 – со смертельным исходом, 1 – с тяжелым). За аналогичный период 2013 г. зарегистрировано 4 несчастных случая, в т.ч. 1 – со смертельным исходом, и 1 инцидент.
Обстоятельства несчастного случая
При погрузке башенным краном пиломатериалов в кузов автомобиля в лесопильном цехе РУП «Мозырский деревообрабатывающий комбинат» концерна «Беллесбумпром» 17 марта 2014 г. был тяжело травмирован сортировщик материалов и изделий из древесины.
Во время подведения пачки пиломатериалов краном к кузову автомобиля сортировщик материалов и изделий из древесины, находясь в кузове, потянул ее на себя, оступился и, упав на землю, получил травму позвоночника.
Причины несчастного случая
1. Невыполнение должностным лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами, своих обязанностей по организации ведения работ кранами в соответствии с технологическими регламентами и допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщика работника, не обученного и не аттестованного по профессии «стропальщик». В результате нарушены требования п. 399 (а, в) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
2. Нарушение машинистом крана требований инструкции для машинистов (крановщиков) башенных кранов, выразившееся в выполнении работы по погрузке груза в кузов автомашины при нахождении в нем людей.
3. Нахождение пострадавшего в опасной зоне работы крана.
Документ:
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС РБ от 28.06.2012 № 37 (далее – Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов).
Обстоятельства несчастного случая
При производстве строительно-монтажных работ с использованием башенного крана КБ-401П на строительном объекте «5-этажный жилой дом № 7 и № 7а в микрорайоне «Мелиоратор», г. Добруш» 16 апреля 2014 г. получил смертельную травму монтажник строительных конструкций филиала «Строительное управление № 165 «ОАО «Строительный трест № 14» Минстройархитектуры.
При подъеме башенным краном фундаментных блоков, находящихся внутри строящегося дома, была задета ранее смонтированная стена цокольного этажа, выложенная из фундаментных блоков. В результате произошло обрушение стены, блоки которой, падая и рассыпаясь, смертельно травмировали монтажника, находящегося за стеной.
Причины несчастного случая
1. Отсутствие должного контроля со стороны лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, за выполнением работниками требований технологических инструкций. Тем самым нарушены требования п. 399 (л) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
2. Выполнение крановщиком грузоподъемных работ в состоянии алкогольного опьянения, что является нарушением требований инструкции для крановщика.
3. Отсутствие организации проведения медицинского осмотра (освидетельствования) на предмет нахождения работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, что является нарушением требований ст. 17 Закона об охране труда.
Документ:
Закон РБ от 28.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Обстоятельства несчастного случая
При выполнении подготовительных работ по армированию перекрытия 8-го этажа строящегося здания 24 апреля 2014 г. на строительном объекте «Реконструкция специализированного здания здравоохранения и предоставления социальных услуг по ул. Короля, 8, под жилой дом с устройством подземной автостоянки» в г. Минске, где использовался башенный кран СВF 50-50.1300, в результате падения с 8-го этажа был смертельно травмирован плотник 4-го разряда СМ ЗАО «Ареса-Сервис-Строй».
Причины несчастного случая
1. Нарушение машинистом башенного крана требований инструкции для машинистов (крановщиков) башенных кранов, выразившееся в его отвлечении во время работы механизмов крана от своих обязанностей. Это позволило пострадавшему, не имеющему прямого отношения к работе по перемещению груза краном, находиться рядом с поднятым грузом.
2. Нарушение пострадавшим требований инструкции по охране труда для работников, выполняющих погрузочно-разгрузочные и складские работы, выразившееся в нахождении его в зоне подъема и перемещения груза при работе башенного крана.
Анализ обстоятельств несчастных случаев показывает, что причины всех чрезвычайных происшествий, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов, носят организационный характер и фактически отсутствуют причины, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием потенциально опасного оборудования.
Госпромнадзор в соответствии с возложенными на него задачами и функциями в целях профилактики и недопущения случаев травматизма и аварийности при эксплуатации грузоподъемных кранов направил в министерства и ведомства Республики Беларусь информационные письма с обоснованием необходимости обязать руководителей предприятий, эксплуатирующих грузоподъемные краны:
1) организовать:
– информирование трудовых коллективов об обстоятельствах и причинах несчастных случаев, произошедших при эксплуатации грузоподъемных кранов;
– проведение внеплановых инструктажей с машинистами кранов и стропальщиками;
– контроль (надзор) за соблюдением требований промышленной безопасности на потенциально опасных объектах, на которых используются грузоподъемные краны, с рассмотрением результатов контроля (надзора) на производственных совещаниях с участием представителей Госпромнадзора (при необходимости);
2) обеспечить:
– неукоснительное соблюдение специалистами и персоналом требований должностных инструкций, проектов производства работ и других технологических регламентов, устанавливающих требования безопасности при производстве работ кранами;
– проведение медицинского осмотра (освидетельствования) на предмет нахождения работников в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
3) исключить:
– выполнение работ по строповке грузов персоналом, не имеющим соответствующей квалификации;
– нахождение работников при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в опасной зоне работы кранов.
Источник: http://gospromnadzor.by