По статистическим данным Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, в 2013 г. в результате падения с высоты погибло 15 работников (8,9 % от общего числа погибших), за первое полугодие 2014 г. – 13 работников (17,9 % от общего числа погибших).
Высота не терпит беспечности
Работа на высоте по статистике – один из самых травмоопасных видов работ. Здесь подстерегают две беды: падаешь сам или на тебя что-то валится сверху. Меры безопасности регламентированы практически в каждом нормативно-правовом акте, но тем не менее…
Среди видов происшествий со смертельным исходом 1-е место занимает падение потерпевшего с высоты – 24 %, 2-е – падение предметов – 21 %, вместе – это почти половина всего смертельного травматизма. И ситуация не улучшается. Как быть?
Документ:
Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановление Минтруда РБ от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила № 52).
Напомним: основные защитные средства от падения с высоты – пояс предохранительный и каска защитная.
Справочно:
рабочие места и проходы к ним, расположенные на высоте более 1,3 м и расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, ограждаются временными инвентарными ограждениями в соответствии с ГОСТ 12.4.059-89 «Система стандартов безопасности труда. Строительство. Ограждения предохранительные инвентарные. Общие технические условия», утвержденным постановлением Государственного строительного комитета СССР от 13.04.1989 № 66. При невозможности применения защитных ограждений или в случае кратковременного периода нахождения работников допускается производство работ с применением предохранительного пояса (п. 61 Правил № 52).
Многие отраслевые нормативные акты по охране труда дублируют требование п. 61 Правил № 52, но выполнимо ли это требование в частных случаях? Приведем несколько ситуаций.
Ситуация 1
Водитель МАЗа чистит кузов автомашины после перевозки груза. Задний борт открыт, чистка платформы веником идет от кабины к заднему борту. Но до края платформы остается меньше 2 м и выполнение этих работ подпадает под действие Правил № 52: высота платформы МАЗа над уровнем земли – 1,32 м. Следовательно, на этом участке водитель должен надеть предохранительный пояс и защитную каску.
Справочно:
работники при выполнении работ на высоте или находящиеся в опасной зоне падения с высоты или падения на них предметов сверху должны быть в защитных касках (п. 617 Правил № 52).
Ситуация 2
Водитель, управляя большегрузным автомобилем с полуприцепом, нередко сталкивается с так называемой тентовкой: после погрузки-разгрузки необходимо натянуть на дуги тент. Правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте обходят этот момент изящно: водителю запрещено участвовать в проведении погрузочно-разгрузочных работ, а тентовкой должны заниматься грузоотправители и грузополучатели. На самом деле последние этим не занимаются! И водитель, показывая чудеса эквилибристики и жонглирования различными подсобными предметами, после погрузки-разгрузки своего автомобиля поднимается на 2–3-метровую высоту и сам закрепляет тент. Естественно, без всякого пояса и каски.
После несчастного случая, когда водитель при тентовке сорвался с борта, в организации по требованию инспекции труда большегрузы оснастили лестницами-стремянками, которые значительно облегчили операцию тентования. А недавно Минтранс РБ постановлением от 29.09.2014 № 33 утвердил Типовую инструкцию по охране труда при выполнении работ по снятию, установке и креплению тентов автомобилей и прицепов. Указанным документом определено, что лестницы (приставные или стремянки) входят в обязательную комплектацию автомобиля, а также приведена технология выполнения данной операции. Это, конечно, плюс. А вот требование обеспечения водителей поясами предохранительными и касками защитными и выполнения работ исключительно с применением этих защитных средств, так как разработчики инструкции вынуждены придерживаться норм Правил № 52, – это минус. За что же крепить фал предохранительного пояса? Почему-то это действо законодатели обходят стороной, иногда стыдливо указывая, что места крепления пояса необходимо указывать в технологических инструкциях, проектах производства работ и т.п.
Справочно:
для предупреждения опасности падения работников с высоты в проектах производства работ должны предусматриваться:
– временные ограждающие устройства, удовлетворяющие требованиям охраны труда;
– места и способы крепления страховочных канатов и предохранительных поясов и др. (п. 26 Правил № 52).
То есть мы не знаем, а вы смотрите сами, господа наниматели и инженеры по охране труда. Лукавят! Потому что понимают: пояс далеко не панацея от всех бед.
Кстати, каски и пояса нужно согласно названной Инструкции ввести в перечень бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты!
Спасет ли пояс от травмирования?!
Пояс во многих случаях, предусмотренных нормативными актами, бывает вреден!
Во-первых, спасти может не просто пояс, а пояс с нагрудными лямками. Причем карабин фала должен быть закреплен на уровне груди человека. Обычный пояс при падении человека, если не порвется, поломает ему позвоночник, альпинистам это хорошо известно.
Во-вторых, короткий фал пояса ограничивает подвижность работника.
Ситуация 3
При производстве каменных работ каменщик в соответствии с Правилами № 52 обязан выполнять кладку наружной стены до уровня 0,7 м над плоскостью перекрытия, используя коллективные методы защиты от падения с высоты или пояс.
Как оградить место выполнения кладки – непонятно. Места крепления страховочного каната по Правилам № 52 «указываются в проекте производства работ».
И вот представьте себе эту веревку, натянутую вдоль края стены здания на высоте 20–30 см. Представили? Теперь прикиньте, сколько народу упадет со стены, споткнувшись об это защитное средство? Кладбищ не хватит! Для каменщиков в данной ситуации наиболее эффективны как раз коллективные средства защиты, а именно страховочные сетки, устанавливаемые на наружной стене здания с определенным промежутком и на определенной высоте. Трудоемко, но надежно.
Справочно:
при кладке стен здания на высоту до 0,7 м от рабочего настила и расстоянии от уровня кладки с внешней стороны стены до поверхности земли (перекрытия) более 1,3 м необходимо применять ограждающие устройства, а при невозможности их применения – предохранительные пояса) (п. 751 Правил № 52).
Справочно:
канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног (п. 511 Правил № 52).
В-третьих, согласно п. 177 Правил № 52 при работе с приставной лестницей на высоте более 1,3 м следует применять предохранительный пояс, прикрепляемый к конструкции сооружения или к лестнице при условии ее закрепления к строительной или другой конструкции. Итак, поставив лестницу к борту, водитель обязан сначала ее чем-то прикрутить к автомобилю, а затем, уже поднимаясь по лестнице, зацепить фал пояса за лестницу. Не прикрутишь – при падении рискуешь не только сам свалиться, но и положить сверху на себя лестницу. Следовательно, в оснащение автомобиля необходимо включить некие крепежные элементы лестниц, а в инструкции по охране труда расписать порядок их применения. М-да…
Складывается парадоксальная ситуация: пишем закон, зная, что выполняться он не будет. Что делать?
Коллизия нормативных правовых актов
Рассмотрим нормативный акт из другой сферы деятельности – сельского хозяйства. Речь идет о безопасности труда при формировании скирд из сена или соломы. Оставим в стороне то обстоятельство, что такой метод заготовки и складирования продукции уже в крупном производстве не применяется, нам интересно другое. Читаем:
«Безопасность работников при укладке сена или соломы в скирду или стог должна обеспечиваться путем:
– формирования бригады скирдоправов из числа людей, имеющих допуск к работе на высоте;
– обеспечения работников исправным инструментом, страховочными принадлежностями (приставные или веревочные лестницы, страховочная веревка для удержания лестницы, металлический стержень диаметром не менее 14 мм и длиной не менее 2 м), средствами сигнализации (свисток, флажки), индивидуальной защиты (спецодежда, рукавицы, защитные очки, сапоги);
– использования переносных лестниц в соответствии с Правилами охраны труда при работе на высоте;
– испытания на прочность страховочных веревок не реже 2 раз в год;
– назначения старшего работника и возложения на него обязанностей по руководству действиями тракториста, управляющего стогометателем и бригадой работников, который обязан следить, чтобы:
число работников, одновременно находящихся на скирде, не превышало шести, причем располагаться они должны не ближе 1,5 м от края скирды;
по достижении высоты скирды 2 м вокруг нее был выстлан слой соломы шириной 2 м и высотой 1 м (для смягчения удара в случае падения работника со скирды).
При подъеме и спуске со скирды работники должны применять приставные или веревочные лестницы.» (Правила № 89).
Документ:
Правила по охране труда при производстве продукции животноводства, утвержденные постановлением Минсельхозпрода РБ от 28.12.2007 № 89 (далее – Правила № 89).
Как видим, в приведенных правилах Минсельхозпрода есть отступления от Правил № 52 (т.е. возникает коллизия нормативных правовых актов), обусловленные долголетней практикой, а именно:
– никто не заставляет работников применять предохранительные пояса и защитные каски, поскольку крепить карабин фала пояса и некуда, так как скирда постоянно растет, а применение страховочного каната и постоянная перестановка его на верх скирды – весьма опасная операция;
– расстояние до перепада высот определено в 1,5 м, а не в 2 м, как указано в Правилах № 52: скирда не танцплощадка, в любой точке на ее вершине расстояние до края будет меньше 2 м;
– основной мерой защиты от падения работника с высоты определено средство коллективной защиты: слой соломы вокруг скирды, смягчающий удар при падении.
И это пример реального подхода к безопасному выполнению работ на высоте: многолетняя практика подсказывает выполнимые и безопасные методы производства работ. Собственно, в этом и заключается работа инженера по охране труда: видеть, предвидеть и предлагать оптимальные решения для безопасности работающих.
Справочно:
работы на высоте отнесены к работам с повышенной опасностью, для выполнения которых требуются предварительное обучение и проверка знаний работников по вопросам охраны труда, а в процессе их выполнения – высокая согласованность действий, осуществление специальных технических и организационных мер безопасности, а также постоянный контроль за ходом их выполнения.
Справочно:
основным опасным производственным фактором при работе на высоте является расположение рабочего места выше поверхности земли (пола, настила) или над пространством, расположенным ниже поверхности земли, и связанное с этим возможное падение работника или падение предметов на работника.
Виктор Серый, инженер по охране труда