Ограждение приводной (натяжной) станции конвейера состоит из отдельных секций и крепится к станине конвейера на болтовое соединение (т.е. ограждение можно снять только при помощи слесарных гаечных ключей).
Необходимо ли дополнительно устанавливать блокировку с приводом конвейера для его отключения при снятии ограждения?
В этом нет необходимости.
Защитные ограждения конвейеров должны быть надежными, прочными, открывающимися (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвейеров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки (часть первая п. 52 Межотраслевых правил по охране труда № 54).
Ограждения приводных и натяжных станций конвейеров, дверцы и крышки, позволяющие их снять или открыть без применения специального инструмента, должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения (часть вторая п. 52 Межотраслевых правил по охране труда № 54).
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 10.04.2007 № 54 (далее – Межотраслевые правила по охране труда № 54).
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (в ред. постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2011 № 96) (далее – Межотраслевые общие правила № 70).
Оборудование должно отвечать требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 12.2.003-91 «Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности», введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 17.12.1992 № 3 (далее – ГОСТ 12.2.003-91), Гигиеническим требованиям к организации технологических процессов и производственному оборудованию, эксплуатационным документам организаций-изготовителей на конкретные виды оборудования (п. 97 Межотраслевых общих правил № 70).
Эксплуатационные документы в части обеспечения безопасности должны содержать спецификацию оснастки, инструмента и приспособлений, обеспечивающих безопасное выполнение всех предусмотренных работ по монтажу (демонтажу), вводу в эксплуатацию и др. (п. 3 приложения к ГОСТ 12.2.003-91).
Места установки автоматических блокировочных устройств указываются в технических документах завода-изготовителя к данному оборудованию.
Таким образом, установление дополнительных блокировочных устройств сверх указанных в технических документах для блокировки защитных ограждений, снятие которых предусмотрено с использованием слесарно-монтажного инструмента, не имеет смысла.
Обязан ли наниматель требовать при приеме на должность экономиста или юрисконсульта, занятых не более 70 % рабочего времени работой на компьютере, подтверждение отсутствия противопоказаний по состоянию здоровья? Что является подтверждением?
Не обязан.
Наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, а также во внеочередном медицинском осмотре при ухудшении состояния здоровья работника (ст. 228 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).
Документ:
Инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Минздрава РБ от 28.04.2010 № 47 (далее – Инструкция № 47).
При решении вопроса о прохождении медицинских осмотров работников следует руководствоваться Инструкцией № 47.
С учетом норм законодательства при приеме на работу должны проводиться предварительные медосмотры профессиональных пользователей персональных электронно-вычислительных машин (далее – ПЭВМ), т.е. лиц, основной обязанностью которых является наблюдение за экранами мониторов ПЭВМ (при буквенно-цифровом типе отображения информации – более 3 ч в смену, при графическом типе изображения – более 5 ч в смену) (подп. 11.1 п. 11 СанПиН 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденных и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РБ от 10.11.2000 № 53, п. 3 Инструкции № 47 и подп. 5.6.3 п. 5 приложения 1 к Инструкции № 47).
Подтверждением отсутствия у работника противопоказаний к работе с ПЭВМ является медицинская справка о состоянии здоровья, предусмотренная п. 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200, с указанием годности к работе в данной профессии в условиях воздействия факторов производственной среды, показателей тяжести и напряженности трудового процесса (п. 33 Инструкции № 47).
Учитывая квалификационные характеристики должностей «экономист» и «юрисконсульт», проведение предварительных медицинских осмотров работников, принимаемых на указанные должности, не обязательно.
Может ли руководитель малой организации без участия профсоюза, но с участием специалиста, на которого возложены обязанности по охране труда, самостоятельно утвердить перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного на рабочем месте и повторного инструктажей по охране труда?
Может.
В организации общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда могут осуществлять уполномоченные лица по охране труда работников организации (далее – уполномоченные лица) (часть четвертая ст. 38 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).
Задачи и права уполномоченных лиц определены в гл. 2 Инструкции № 179.
Документ:
Инструкция о порядке осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда уполномоченными лицами по охране труда работников организации, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 179 (далее – Инструкция № 179).
Образец перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от инструктажей по охране труда, первичного инструктажа на рабочем месте и повторного смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.
С целью обеспечения права работников на охрану труда при отсутствии профсоюза составление перечня профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного на рабочем месте и повторного инструктажей, необходимо осуществлять с участием уполномоченного лица.
Следовательно, руководитель малой организации может утвердить перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного на рабочем месте и повторного инструктажей по охране труда, без участия профсоюза.
Необходимо ли вводить должность специалиста по охране труда в проектной организации со списочной численностью работников 250 человек, среднесписочной численностью 176 человек?
В этом нет необходимости.
Должность специалиста по охране труда в организациях производственной сферы вводится при численности работающих свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек (часть пятая ст. 16 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З)).
Одним из факторов определения численности специалистов по охране труда является среднесписочная численность работников (п. 1.5 Нормативов численности № 94).
Документ:
Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 (далее – Нормативы численности № 94).
Учитывая то, что в проектной организации среднесписочная численность работников составляет 176 человек, введение должности специалиста по охране труда законодательством не требуется.
Вместе с тем работодателю предоставлено право вводить должность специалиста по охране труда при меньшей численности работающих или возлагать соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им лицо (часть шестая ст. 16 Закона № 356-З).
Образец приказа о возложении обязанностей по охране труда смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 25 журнала.
Необходимо ли создавать отдельное структурное подразделение или достаточно назначить одного сотрудника ответственным за охрану труда в организации, численность работников которой составляет 50 человек?
Достаточно назначить одного сотрудника.
Должности специалистов по охране труда в производственной сфере вводят наниматели при численности работающих свыше 100 человек, а в других отраслях – свыше 200 человек. Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда при меньшей численности работающих принимает наниматель. В случае невозможности выполнения указанных обязанностей своими работниками он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы охраны труда, специалиста по охране труда их обязанности выполняют лица, имеющие соответствующую подготовку (прошедшие обучение), либо один из руководителей (часть третья ст. 227 Трудового кодекса РБ).
Документ:
Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82 (далее – Типовое положение № 82).
При численности работников менее вышеуказанных нормативов и отсутствии в организации специалиста по охране труда его обязанности возлагаются на другого специалиста (после соответствующего обучения и проверки знаний) или на заместителя руководителя организации, ответственного за организацию охраны труда, в соответствии с законодательством (п. 21 Типового положения № 82).
Таким образом, в данном случае руководитель вправе направить одного из сотрудников для прохождения соответствующей подготовки, после чего возложить на него обязанности специалиста по охране труда. Создавать отдельное структурное подразделение по охране труда либо вводить должность специалиста по охране труда не требуется.
Какие действия потерпевшего при несчастном случае на производстве можно признать грубой неосторожностью? Каким образом следует оформить такие действия?
Вопрос о том, является ли неосторожность застрахованного грубой небрежностью или простой неосмотрительностью, должен быть разрешен с учетом фактических обстоятельств. При этом следует учитывать личность самого застрахованного (его физическое и психическое состояние в момент несчастного случая и т.д.), возраст, образование, профессию, квалификацию и т.п. (часть вторая п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
В частности, с учетом рассматриваемой ситуации грубой неосторожностью может быть признано такое бездействие потерпевшего, содействовавшее возникновению или увеличению вреда, при котором он предвидел возможность наступления вредных для себя последствий, но легкомысленно надеялся, что они не наступят.
Кроме того, грубой неосторожностью потерпевшего могут быть признаны легкомыслие, небрежность, несоблюдение элементарных требований предусмотрительности, понятных каждому, а также правил безопасности.
Факт повреждения здоровья работника на производстве подтверждается путем расследования несчастного случая в соответствии с Правилами расследования и учета несчастных случаев № 30.
Если грубая неосторожность потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то при расследовании несчастного случая на производстве или профессионального заболевания определяется и указывается в акте о несчастном случае на производстве или в акте о профессиональном заболевании степень вины потерпевшего в процентах на основании протокола об определении степени вины потерпевшего от несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, подписанного уполномоченным должностным лицом организации, нанимателя, страхователя и уполномоченным представителем профсоюза (иного представительного органа работников) (п. 14 Правил расследования и учета несчастных случаев № 30).
Формы данных документов установлены постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава РБ от 27.01.2004 № 5/3.
Документ:
Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 15.01.2004 № 30 (далее – Правила расследования и учета несчастных случаев № 30).
Допускается ли возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за:
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– выпуск на линию напольного безрельсового транспорта;
– безопасную эксплуатацию грузовых тележек;
– своевременный осмотр и ремонт грузовых тележек?
Не допускается.
Возможность возложения на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за:
– безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
– выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
– безопасную эксплуатацию транспорта, грузовых тележек;
– своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, Межотраслевыми правилами по охране труда № 165 не предусмотрена.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165 (в ред. от 30.12.2010 № 185) (далее – Межотраслевые правила по охране труда № 165).
Лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, обеспечивает безопасное выполнение погрузочно-разгрузочных работ, работ по транспортированию и укладке грузов работниками, управляющими безрельсовым транспортом и грузовыми тележками.
Требования по охране труда к проведению таких работ в зависимости от характера груза и места их проведения различны. Поэтому лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, назначается, как правило, из числа руководителей структурных подразделений организации, в которых проводятся указанные работы.
Образец приказа о назначении ответственных за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.
В обязанности лиц, ответственных за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лиц, ответственных за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек, входит обеспечение технически исправного состояния транспорта. С учетом этого указанные лица назначаются из числа руководителей и специалистов соответствующих технических служб (начальник транспортного или ремонтного цеха, участка, главный механик и т.п.).
В то же время допускается возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек (часть вторая п. 12 Межотраслевых правил по охране труда № 165).
Образец журнала учета напольного безрельсового транспорта при выпуске на линию и возвращении с линии смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 27 журнала.
В каких случаях проводится стажировка лиц, работающих по профессиям рабочих, на рабочем месте? Какова ее продолжительность?
Проведение стажировки лиц, работающих по профессиям рабочих, на рабочем месте регламентирует гл. 2 Инструкции № 175.
Так, рабочие, имеющие перерыв в работе по профессии более 3 лет, проходят стажировку на рабочем месте (далее – стажировка) перед допуском к самостоятельной работе (п. 22 Инструкции № 175).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Кроме этого, рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью либо имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, к самостоятельной работе допускаются только после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда (п. 23 Инструкции № 175).
Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее 3 лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более 2 рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки (часть первая п. 24 Инструкции № 175) под роспись.
Перечень профессий рабочих, которые должны пройти стажировку, и ее продолжительность утверждает руководитель организации. Продолжительность стажировки зависит от квалификации рабочих и видов выполняемых работ и должна длиться не менее 2 рабочих дней.
Внимание!
Стажировка должна длиться не менее 2 рабочих дней.
После окончания стажировки проводится проверка знаний рабочих по вопросам охраны труда.
Допуск рабочих к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда по форме согласно приложению 4 к Инструкции № 175 (п. 30 Инструкции № 175).
При каких неблагоприятных природных явлениях можно прекратить работы на строительном объекте? Вправе ли работник отказаться от выполнения работ при таких условиях?
Вправе, если возникает опасность для его жизни и здоровья.
Вопрос о приостановлении отдельных видов работ при неблагоприятных метеорологических явлениях (сильных ветре, жаре, морозе, дожде, снеге, тумане, гололеде и т.п.) урегулирован соответствующими нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда.
Виды и параметры неблагоприятных и опасных метеорологических явлений установлены техническим кодексом установившейся практики ТКП 17.10-06-2008 «Охрана окружающей среды и природопользование. Гидрометеорология. Правила составления краткосрочных прогнозов погоды общего назначения», утвержденным и введенным в действие постановлением Минприроды РБ от 31.10.2008 № 3-Т.
Документ:
технический кодекс установившейся практики ТКП 45-1.03-40-2006 «Безопасность труда в строительстве. Общие требования» утвержден и введен в действие приказом Минстройархитектуры РБ от 27.11.2006 № 334 (далее – ТКП 45-1.03-40-2006).
При возникновении опасных метеорологических явлений правоотношения регулируются Законом РБ от 05.05.1998 № 141-З «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В то же время применительно к строительным работам предельные значения температуры наружного воздуха и силы ветра (в баллах), при которых следует приостановить работы на открытом воздухе и прекратить перевозку людей в неотапливаемых транспортных средствах, определяются в установленном порядке органами районных (городских) исполкомов по месту производства работ (п. 4.14 ТКП 45-1.03-40-2006).
Кроме этого, не допускается выполнять работы по монтажу (демонтажу) машин, устанавливаемых на открытом воздухе, в гололедицу, туман, снегопад, грозу, при температуре воздуха ниже или при скорости ветра выше пределов, указанных в паспорте машины (п. 8.1.14
ТКП 45-1.03-40-2006).
Работы на высоте на открытом воздухе, выполняемые непосредственно с конструкций, перекрытий, оборудования и т.п., при изменении погодных условий с ухудшением видимости, при грозе, гололеде, сильном ветре, снегопаде прекращаются и работники выводятся с рабочего места (п. 34 Правил по охране труда № 52).
При отсутствии в нормативных правовых актах, в т.ч. технических нормативных правовых актах, требований по охране труда работодатели принимают все необходимые меры, обеспечивающие сохранение жизни, здоровья и работоспособности работающих в процессе трудовой деятельности (часть третья ст. 3 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон № 356-З)).
Документ:
Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.04.2001 № 52 (далее – Правила по охране труда № 52).
Также нанимателям предоставлена возможность установления режима гибкого рабочего времени по индивидуальным или коллективным просьбам по согласованию с профсоюзом, если это учитывает интересы производства, не приведет к осложнениям в работе организации, не нарушит нормальную деятельность и ритмичность производства, внешние связи (ст. 128 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)). При этом следует помнить, что работники, переводимые на режим гибкого рабочего времени, не позднее чем за 1 месяц должны быть проинформированы о дате перевода на этот режим и ознакомлены с условиями и спецификой работы по данному режиму.
Кроме того, не стоит забывать, что на отдельных видах работ наряду с перерывом для отдыха и питания наниматель обязан предоставлять дополнительные специальные перерывы в течение рабочего дня, включаемые в рабочее время (перерывы для обогревания, перерывы для отдыха на погрузочно-разгрузочных работах и др.). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов определяются правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 135 ТК).
Работающий имеет право отказаться от выполнения порученной работы (оказания услуги) в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до устранения этой опасности (ст. 9 Закона № 365-З).
Имеет ли право наниматель при формировании норм бесплатного обеспечения работников организации средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ) вносить изменения в состав СИЗ, выдаваемых работникам, по отношению к Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи СИЗ работникам, в случае изменения технологии производства работ и отсутствия вредных и (или) опасных производственных факторов, непосредственную защиту от которых указанные СИЗ обеспечивают?
Имеет.
Формирование норм бесплатного обеспечения работников организации (объединения организаций) СИЗ (далее – нормы организации) осуществляется на основе Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи СИЗ работникам с конкретизацией требований к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам СИЗ исходя из особенностей производства (выполняемых работ), вредных и (или) опасных производственных факторов, аттестации рабочих мест по условиям труда (п. 22 Инструкции № 209).
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209).
В случае изменения технологии производства работ, замены оборудования на более совершенное и, как следствие, исключения или снижения уровня вредных и (или) опасных производственных факторов, полагаем возможным при наличии соответствующего решения комиссии по контролю качества СИЗ, принятого с участием представителей службы охраны труда организации, уполномоченных представителей территориальных органов Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ, территориальных органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, отдела охраны и государственной экспертизы условий труда комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома (Минского горисполкома), отдельные виды СИЗ, предусмотренные в Типовых отраслевых нормах для защиты от вышеуказанных вредных и (или) опасных производственных факторов, могут не включаться в нормы организации или предусматриваться в них как дежурные.
Срок носки СИЗ, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливается в организации по согласованию с первичной профсоюзной организацией или уполномоченными лицами по охране труда работников организации, но не менее сроков носки, указанных в Типовых отраслевых нормах для аналогичных СИЗ. Дежурные СИЗ коллективного пользования будут выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для которых они предусмотрены, или закрепляться за определенными рабочими местами и передаваться от одной смены к другой. Количество дежурных СИЗ определяется из числа занятых на данном рабочем месте в наиболее загруженную смену. Ответственность за дежурные СИЗ возлагается на уполномоченных должностных лиц (мастеров и др.) приказом (распоряжением) руководителя организации.
Руслан Кононов, специалист по охране труда