В каких нормативных документах изложены требования к санитарно-бытовым помещениям?
Нормы обеспеченности и требования к указанным помещениям, устройствам и средствам установлены соответствующими нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами по охране труда.
Общие требования изложены в следующих документах:
– СанПиН «Требования к условиям труда работающих и содержанию производственных объектов», утвержденные постановлением Минздрава РБ от 29.12.2012 № 215;
– технический кодекс установившейся практики ТКП 45-3.02-209-2010 (02250) «Административные и бытовые здания. Строительные нормы проектирования», утвержденный приказом Минстройархитектуры РБ от 15.07.2010 № 267.
При проведении производственных процессов могут иметь место выделение избыточного тепла, низкие температуры воздуха, загрязнение частей тела работника, его специальной одежды и специальной обуви вредными веществами различного класса опасности, воздействие влаги. Отдельные производственные процессы требуют особых условий к соблюдению чистоты и стерильности при изготовлении продукции, труд работников может протекать при избытке тепла, при низких температурах воздуха и др. На практике может иметь место сочетание неблагоприятных производственных факторов.
Исходя из этого все производственные процессы подразделяются на 4 группы (в которых содержится 9 подгрупп). Их характеристика дана в техническом кодексе установившейся практики ТКП 45-3.02-209-2010 (02250).
Состав специальных бытовых помещений, тип гардеробных, оборудование зависят от группы производственных процессов.
Перечень профессий с отнесением их к группам производственных процессов утверждают министерства и ведомства по согласованию с Минздравом и руководящими органами отраслевых профсоюзов.
Для строительных организаций требования изложены в
СанПиН 11-07-94 «Санитарные правила по устройству и оборудованию санитарно-бытовых помещений для рабочих строительных и строительно-монтажных организаций», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РБ 27.01.1994.
Кроме того, существуют дополнительные требования к санитарно-бытовому обслуживанию работников, работающих в различных отраслях. Они изложены в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда.
Работнику выделено только одно отделение в шкафчике, к тому же гардеробная не имеет мест для сидения.
Правомерно ли это?
Правомерно, так как количество выделяемых отделений в шкафчике зависит от группы производственного процесса.
Так, для первой группы производственных процессов с незначительными избытками явного тепла и пыли, вызывающих загрязнение веществами III и IV классов опасности при загрязнении только рук (подгруппа 1а), предоставляется только 1 отделение в шкафчике, и даже шкафчик можно не предусматривать. Вместе с тем при загрязнении тела и спецодежды (подгруппа 1б) уже предусматривается 2 отделения.
Подгруппа 3а включает процессы, вызывающие загрязнение только рук, веществами I и II классов опасности, а также веществами, обладающими стойким запахом. При производственных процессах подгрупп 1б и 3а скамьи у шкафов в гардеробных допускается не предусматривать.
При производственных процессах подгрупп 1а, 1б, 2а, 2б и 3а гардеробные должны быть общими для всех видов одежды.
Ко второй группе относятся производственные процессы, протекающие при значительных избытках явного тепла или выделений влаги, а также при неблагоприятных метеорологических условиях, подразделяемые на такие подгруппы производственных процессов, как:
– подгруппа 2а – включает процессы, протекающие при избытках явного конвективного тепла;
– подгруппа 2б – процессы, протекающие при избытках явного лучистого тепла;
– подгруппа 2в – процессы, связанные с воздействием влаги, вызывающей намокание спецодежды;
– подгруппа 2г – процессы, протекающие при температуре воздуха до 10 °С, включая работы на открытом воздухе.
Владимир Новожилов, главный технический
инспектор труда Белхимпрофсоюза
В должностной инструкции дежурного по общежитию предусмотрено, что он обязан контролировать состояние противо-
пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре.
Можно ли отнести дежурного по общежитию к категории работников, обеспечивающих пожарную безопасность и охрану объектов, и установить ему продолжительность смены свыше 12 ч?
Можно.
Нанимателю предоставлено право самостоятельно устанавливать продолжительность смены свыше 12 ч, но не более 24 ч для категорий работников, выполняющих работы, предусмотренные Перечнем № 104.
Наименование профессий работников, а также их трудовые функции, устанавливаемые нанимателем в зависимости от характера выполняемых ими работ, должны соответствовать квалификационным справочникам, утвержденным в установленном порядке (ст. 19 ТК).
К рабочим и служащим, обеспечивающим пожарную безопасность, относятся рабочие и служащие пожарных команд, которые создаются в целях организации тушения пожаров и проведения пожарно-профилактических мероприятий и в своей работе руководствуются Законом № 2403-XII и постановлением № 571.
К работникам, осуществляющим обеспечение охраны объекта, относят рабочих и служащих, в обязанности которых входит непосредственное осуществление охраны объекта в течение суток.
Квалификационная характеристика должности «дежурный по общежитию» содержится в выпуске 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденном постановлением Минтруда РБ от 28.04.2001 № 53. В указанной квалификационной характеристике установлено, что дежурный по общежитию также отвечает за пропускной режим и охрану общежития, обеспечивает вход в общежитие по установленным пропускам, допуск посетителей в отведенные дни и время суток.
Таким образом, на основании изложенного наниматель может отнести дежурного по общежитию к категории работников, обеспечивающих пожарную безопасность и охрану объектов, и установить ему продолжительность смены свыше 12 ч.
Должна ли работнику при выполнении работ во вредных условиях труда выплачиваться компенсация за вредные условия труда, если он принят на условиях внешнего совместительства?
Должна, но только в том случае, если работник работает в режиме неполной рабочей недели и выполняет работы во вредных условиях труда в течение полного рабочего дня.
Для определения права работников на компенсации в виде пенсий по возрасту за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда используются результаты аттестации и оценки условий труда (п. 90 Инструкции по оценке условий труда № 35).
Аттестация проводится на рабочем месте, на котором работник занят с вредными и (или) опасными условиями труда полный рабочий день.
Под полным рабочим днем понимают выполнение работ с вредными и (или) опасными (особыми) условиями труда работниками в соответствии с их тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, приведенными в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей служащих, не менее 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством. При этом в 80 % от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством, включается подготовительно-заключительное время, оперативное время (основное и вспомогательное) и время обслуживания рабочего места в пределах установленных нормативов времени, а также время регламентированных перерывов, включаемых в рабочее время (п. 12 Инструкции по оценке условий труда № 35).
Продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени, установленной ст. 111–114 ТК (ст. 345 ТК).
Таким образом, если работник работает в режиме неполной рабочей недели, но выполняет в течение полного рабочего дня работы во вредных условиях труда, то в зависимости от класса и степени вредности условий труда на рабочем месте работника устанавливают компенсацию за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и предоставляют ее за фактически отработанное работником время в этих условиях.
Если же работник работает на условиях совместительства каждый день с продолжительностью смены не более 4 ч, то оснований для установления ему того или иного вида компенсаций за работу с вредными условиями труда не имеется.
Работники, принимающие товар на складах, жалуются на плохое освещение.
Есть ли какие-либо нормы по освещенности рабочих мест, которые должен соблюдать наниматель?
Есть.
Помещения и рабочие места должны быть обеспечены искусственным освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания людей и удовлетворяющим требованиям технического кодекса ТКП 45-2.04-153-2009.
Освещенность рабочих поверхностей мест производства работ, расположенных вне зданий, при общем освещении должна быть не менее 5 лк; освещенность площадок организаций, проездов – не менее 2 лк. Наружное освещение должно иметь управление, независимое от управления освещением внутри зданий.
Лампы накаливания и люминесцентные лампы местного и общего освещения должны оборудоваться устройствами, защищающими глаза работающих от ослепления. Применять открытые лампы не допускается.
Конструкция светильников местного освещения должна предусматривать возможность изменения направления света. Для питания светильников местного стационарного освещения с лампами накаливания должно применяться напряжение: в помещениях без повышенной опасности – не выше 220 В, а в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных – не выше 42 В.
Штепсельные розетки 12–42 В должны отличаться от розеток 127–220 В, вилки 12–42 не должны подходить к розеткам 127–220 В.
Переносные ручные электрические светильники должны иметь защитную сетку, крючок для подвески и шланговый провод с вилкой.
Сетка должна закрепляться на рукоятке винтами. Патрон должен встраиваться в корпус светильника так, чтобы токоведущие части патрона и цоколя лампы были недоступны для прикосновения.
При наличии особо неблагоприятных условий, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением работающего, соприкосновением с заземленными поверхностям, для питания переносных светильников применяют напряжение не выше 12 В.
Неисправности, способные вызвать искрение, короткое замыкание, нагревание проводов и т.п., а также провисание электрических проводов, соприкосновение их между собой или с элементами здания и различными предметами должны немедленно устраняться.
Имеет ли право наниматель внести в трудовой договор требования об уплате штрафов за несоблюдение требований по охране труда, за несчастные случаи?
Не имеет.
Трудовые отношения с работником регулируются ТК, которым ответственность за неисполнение им трудовых обязанностей в виде штрафов не предусмотрена.
На практике некоторые работодатели вводят штрафы за нарушения вышеуказанных требований. Однако юридически работодатели и работники, виновные в нарушении законодательства об охране труда, несут ответственность в соответствии с законодательством (ст. 40 Закона № 356-З).
На этом основании в зависимости от характера несоблюдения требований по охране труда и вызванных этим последствий законо-
дательства для работников предусмотрены 3 формы ответственности:
– дисциплинарная;
– административная;
– уголовная.
В некоторых случаях возможна и материальная ответственность работника за причиненный им работодателю прямой действительный ущерб. Причем привлечение к одному из видов ответственности не исключает применение к данному работнику мер воздействия, относящихся к другому виду ответственности.
Что касается штрафов за нарушение требований по охране труда, то они предусмотрены законодательством только в отношении работодателя и лиц, ответственных за их соблюдение, в случае установления факта совершения ими административного правонарушения (ст. 9.17 КоАП).
Законодательство также предусматривает за нарушение требований по охране труда штраф как вид уголовной ответственности (ст. 306 УК). Этот вид наказания применяется только в отношении лиц, на которых в силу их должностных обязанностей или по приказу (распоряжению) нанимателя возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, а также руководителей организаций, их заместителей, главных инженеров, главных специалистов, если они не приняли мер к устранению заведомо известного нарушения правил охраны труда, либо дали указания, противоречащие этим правилам, либо, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил (п. 7 постановления № 8). Однако привлечение к уголовной ответственности должностных лиц производиться судом.
В отношении же работников, не являющихся должностными лицами, но несущих ответственность в силу своего служебного положения за обеспечение соблюдение правил и норм по охране труда, штрафы, предусмотренные административным и (или) уголовным законо-
дательством, не применяются.
Материальная ответственность работника за неисполнение им трудовых обязанностей в виде штрафов ТК не предусмотрена. А значит, работодатель не вправе установить в трудовых договорах денежные штрафы за несоблюдение правил и норм по охране труда, пожарной безопасности, за несчастные случаи, повлекшие за собой причинение вреда здоровью.
Имеет ли право наниматель за несоблюдение требований по охране труда наложить на работника штраф в качестве меры дисциплинарного взыскания?
Не имеет.
Наложение штрафа как меры дисциплинарного взыскания не предусмотрено ни ТК, ни каким-либо другим нормативным правовым актом. Поэтому наложение штрафа на работника за дисциплинарные проступки будет являться неправомерным.
Наложение штрафных санкций, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка либо иными локальными правовыми актами нанимателя, в качестве вида дисциплинарного взыскания прямо противоречит ст. 198 ТК.
Вместе с тем материально воздействовать на работника в ситуациях, указанных выше, все-таки можно, но иным способом, например, уменьшив премиальные выплаты.
Премиальное денежное вознаграждение по своему правовому характеру относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, входящим в ту часть заработной платы, право на которою возникает при выполнении работником соответствующих условий, достижения определенных результатов в работе. Установление особых условий для получения премии никак не ухудшает положение работника, урегулированное законодательство о труде.
Это лишь означает, что при разработке локальных нормативных правовых актов, например положения об оплате труда и премировании, работодатель вправе установить в них все необходимые условия премирования, критерии, при наличии которых у работника возникает право на получение премии, а также порядок определения ее размера.
В качестве одного из таких обязательных условий может выступать, в частности, соблюдение работником трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, отсутствие у него дисциплинарных взысканий в период, за который выплачивается премия.
Директор строительной организации хочет приобрести автовышку и ножничный подъемник.
Следует ли регистрировать это оборудование в Госпромнадзоре?
Госпромнадзор не регистрирует автовышки и ножничные подъемники.
Подъемным оборудованием, поднадзорным Госпромнадзору, являются:
1) лифты: электрические, гидравлические, за исключением малых грузовых лифтов, установленных в шахтах горной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и других летательных аппаратах;
2) эскалаторы: тоннельные, поэтажные;
3) фуникулеры, за исключением подземных;
4) подъемники строительные грузопассажирские, за исключением установленных в шахтах горной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, самолетах и других летательных аппаратах;
5) пассажирские канатные дороги, за исключением подземных;
6) аттракционы (п. 3.1 Перечня потенциально опасных объектов № 615).
Подъемник строительный грузопассажирский – это временное устанавливаемое опорное подъемное оборудование с электрическим или гидравлическим механизмом подъема, обслуживающее определенные этажи, имеющие кабину, предназначенную для перевозки лиц с грузами или без грузов, перемещающуюся по направляющим, отклонение которых по вертикали не более 15 градусов, спроектированное и изготовленное с учетом требований государственного стандарта Республики Беларусь СТБ ЕН 12159-2010 «Подъемники строительные грузопассажирские с вертикальным перемещением кабины», утверж-
денного и введенного в действие постановлением Госстандарта РБ от 28.05.2010 № 25 (пп. 6 и 20 Правил эксплуатации подъемников № 18).
В соответствии с изложенным Госпромнадзор не осуществляет государственный надзор за эксплуатацией автовышек и ножничных подъемников, в т.ч. не предъявляет требований к их регистрации, освидетельствованию и эксплуатации.
Есть ли высотные ограничения при эксплуатации автовышек и ножничных подъемников?
Высотные ограничения при эксплуатации авто-
вышек и ножничных подъемников требованиями технических нормативных правовых актов не определены. Данные характеристики закладываются заводом изготовителем конкретных подъемников и должны быть прописаны в эксплутационных документах (паспорт, инструкция по эксплуатации).
Требования по охране труда при эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ, предназначенных для выполнения строительно-монтажных, других видов работ устанавливают Межотраслевые правила № 78. Данные правила распространяются на мобильные подъемные рабочие платформы, классификация которых приведена в государственном стандарте СТБ ЕН 280-2006.
Так, к мобильным подъемным рабочим платформам государственный стандарт СТБ ЕН 280-2006 относит:
1) самоходные на колесном ходу: автомобильные, тракторные, на специальном шасси, пневмоколесные;
2) железнодорожные на железнодорожно-строительной машине;
3) самоходные на гусеничном ходу;
4) прицепные на колесном ходу автомобильного типа;
5) передвижные на колесном ходу.
Из этого следует, что автовышки и ножничные подъемники являются оборудованием, на которое распространяются требования Межотраслевых правил № 78. Так, использование мобильных подъемных рабочих платформ должно осуществляться при условии соблюдения требований государственного стандарта СТБ ЕН 280-2006, других технических нормативных правовых актов, эксплуатационных документов, проектов производства работ, технологических карт (п. 36 Межотраслевых правил № 78).
В организации выполнение обязанностей по охране труда возложены на работника, принятого по другой специальности.
Нужно ли при приобретении организацией автовышки и ножничного подъемника вводить в штат должность специалиста по охране труда?
Не нужно.
Для содержания в технически исправном состоянии и безопасной эксплуатации мобильных подъемных рабочих платформ приказом руководителя организации из числа специалистов, имеющих соответствующую квалификацию, назначаются:
1) лицо по надзору за безопасной эксплуатацией мобильных подъемных рабочих платформ;
2) лицо, ответственное за содержание мобильных подъемных рабочих платформ в исправном состоянии;
3) лицо, ответственное за безопасное производство работ мобильными подъемными рабочими платформами (п. 12 Межотраслевых правил № 78).
Если в организации не назначено лицо по надзору за безопасной эксплуатацией мобильных подъемных рабочих платформ, его обязанности выполняет руководитель организации.
Кроме того, допускается возлагать приказом руководителя организации выполнение обязанностей лица, ответственного за содержание мобильных подъемных рабочих платформ в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ мобильными подъемными рабочими платформами, на одного специалиста.
Следовательно, обязанности лица по надзору за безопасной эксплуатацией мобильных подъемных рабочих платформ может выполнять руководитель организации, а обязанности лица, ответственного за содержание мобильных подъемных рабочих платформ в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ мобильными подъемными рабочими платформами, могут возлагаться на одного специалиста со средним специальным или высшим техническим образованием.
Таким образом, вводить в штат должность специалиста по охране труда в связи со сложившейся ситуацией нет необходимости.
Федор Ахраменко, юрист