Компетентность и осведомленность работающих в области охраны труда любого субъекта хозяйствования в Республике Беларусь обеспечивается, в большей части, проведением таких мероприятий как обучение, стажировка, инструктаж и проверка знаний. О том, к каким последствия привело недостаточное обучение работника, читайте в статье.
Необученный работник опасен!
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) за 2011 год в республике произошел 101 несчастный случай с тяжелым и 21 – со смертельным исходом (что составляет соответственно 13,4 и 10,7 процентов от общего числа зарегистрированных несчастных случаев), одной из причин которых стали недостатки в обучении и инструктаже работников по охране труда (в том числе по причинам некачественного обучения, проведения инструктажа по охране труда и отсутствия или некачественной разработки инструкций по охране труда). Следует отметить, что средний возраст потерпевших составил 39 лет.
Таким образом, в нарушение государственных нормативных требований к работам (в том числе повышенной опасности) допускались работники, не прошедшие обучение, стажировку и проверку знаний по охране труда.
(Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
«О несчастных случаях, происшедших по причинам недостатков в обучении, инструктаже, стажировке и проверке знаний работников по охране труда».
Обстоятельства несчастного случая.
Главный механик Ф. находился в сырьевом тамбуре цеха, где, наблюдал за ручной загрузкой льнотресты, из тамбура, в сушилку. В этом же помещении происходила погрузка автомобиля МАЗ (которым управлял водитель КУП «Ж» А.) готовой продукцией затаренной на стандартные деревянные поддоны. Погрузка производилась с помощью дизельного автопогрузчика с телескопической стрелой модели «Амкодор 527» . Погрузчиком управлял слесарь-ремонтник К. , которому был выдан ( начальником мехотряда С.) путевой лист на выполнение данного вида работы. Работа заключалось в том, что погрузчик брал на вилы стрелы поддоны с костробрикетом, а далее двигаясь задним ходом выезжал из помещения (в котором находилось производство костробрикета), в сырьевой тамбур, а затем двигался вперед и вправо к стоявшему в помещении автопоезду МАЗ, загружал на платформу кузова автомобиля поддон, после чего возвращался тем же маршрутом за следующим поддоном.
После загрузки очередного поддона, К., двигаясь задним ходом на разворот влево, не заметил стоявшего спиной к нему главного механика Ф. и совершил на него наезд задним правым колесом погрузчика. Происшествие заметил водитель МАЗа А., звуковыми сигналами автомобиля и жестами руками дал понять К., что необходимо остановиться.
Ф. на скорой помощи был доставлен в учреждение здравоохранения, где ему был поставлен диагноз: закрытый поперечный перелом правой бедренной кости.
Причины несчастного случая.
1. Допуск к управлению автопогрузчиком «Амкодор 527» слесаря-ремонтника, не проходившего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессии «водитель погрузчика», что является нарушением требований п. 17 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2010 № 185), далее – Межотраслевые правила.
2. Нарушение требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, выразившееся в не издании руководителем организации приказов о назначении лица, ответственного за безопасную эксплуатацию погрузчиков, а также о закреплении погрузчиков за водителями, что является нарушением требований п.п. 12, 19 Межотраслевых правил.
Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда.
1. С., начальник механизированного отряда, который, являясь, в соответствии с п.п. 2.7, 2.8, 2.9 должностной инструкции начальника механизированного отряда, утвержденной 04.01.2011 и.о. директора ОАО «В» Т., ответственным за безопасное движение транспорта на территории комбината, организацию обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда у водителей и трактористов. Кроме того, в соответствии с приказом №1 от 03.01.2012 «О возложении руководства и ответственности за обеспечение безопасных условий труда», ответственным за безопасное перемещение грузов. Работник, ознакомлен с должностной инструкцией начальника механизированного отряда, а также с приказом № 1 от 03.01.2012 под роспись.
В нарушение законодательства об охране труда, начальник механизированного отряда С. допустил к управлению автопогрузчиком «Амко-дор 527» слесаря-ремонтника, не проходившего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по профессии «водитель погрузчика», что является нарушением требований п. 17 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2010 № 185)
2. Ш., первый заместитель генерального директора ОАО «В», который, являясь руководителем организации, не закрепил приказом погрузчики за водителями, не назначил лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, чем допустил нарушение требований п.п. 12, 19 «Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 165 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2010 № 185)
Наталья Гончарова, инженер по охране труда
Справочно: Работающие в установленном законодательством порядке проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями (далее - комиссия организации) (ст.19 Закона об охране труда»).
Документ: Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда , утверждена Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 N 175.
Справочно: К управлению напольным безрельсовым транспортом, техническому обслуживанию и ремонту напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек допускаются лица, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, подготовку (обучение), переподготовку по соответствующей профессии, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда (п.17 Межотраслевых правил).
Справочно : Напольный безрельсовый транспорт в организации должен быть закреплен за водителями приказом (распоряжением) работодателя (уполномоченного им лица) (п.19 Межотраслевых правил)
Справочно: Руководитель организации приказом назначает из числа специалистов лиц, ответственных за:
выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта;
своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек;
безопасную эксплуатацию напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек.
Допускается возложение на одного специалиста обязанностей лица, ответственного за выпуск на линию в исправном состоянии напольного безрельсового транспорта, и лица, ответственного за своевременный осмотр и ремонт напольного безрельсового транспорта, грузовых тележек (п.12 Правил).