В статье «СУОТ: система, которая не работает?», опубликованной в журнале «Я – специалист по охране труда», 2013, № 16, автор С. Жартун затрагивает очень важные вопросы, в частности, связанные с необходимостью нормативного совершенствования управления охраной труда, совершенствования всей системы управления охраной труда (далее – СУОТ).
Автор настоящей публикации считает необходимым продолжить обсуждение данных проблем, а также расширить круг обсуждаемых вопросов. Эта статья представляет собой размышления автора. Если у вас иная позиция, а также есть мысли, которыми вы желаете поделиться с коллегами, присылайте их в редакцию журнала.
(Окончание. Начало читайте в журнале «Я – специалист по охране труда», 2013, № 20, с. 43.)
Почему нет доверия к сертификации СУОТ
Вопреки здравому смыслу и существующим запретам консалтинг при разработке СУОТ по СТБ 18001 и сертификацию разработанной СУОТ на ее соответствие требованиям СТБ 18001 осуществляет одна и та же организация.
Отметим, что ТКП 5.1.05-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем управления. Основные положения», утвержденным постановлением Госстандарта РБ от 30.04.2012 № 23, в частности, установлено следующее:
– орган по сертификации не должен предлагать или проводить консультирование по системе управления;
– проведение более одной предварительной оценки системы рассматривается как консультирование по системе управления;
– в команду по аудиту не должны входить специалисты, которые оказывали данной организации-заявителю консультирование по созданию и развитию системы управления в течение последних 2 лет;
– в команду по аудиту не должны включаться представители
организации-заявителя и организации, заинтересованной в результатах аудита;
– эксперт-аудитор, проводивший предварительную оценку системы управления, не должен назначаться в команду для проведения первичного сертификационного аудита;
– не могут участвовать в проведении аудита лица, ранее работавшие в организации-заявителе, оказывавшие услуги по консультированию.
Однако эти требования во многих случаях не соблюдаются.
Любое из названных нарушений является основанием для аннулирования выданного сертификата у организации-заявителя, а также для лишения сертификата таких экспертов-аудиторов и рассмотрения вопроса о лишении аккредитации сертифицирующей организации на право проведения сертификации СУОТ.
Помимо аннулирования сертификата у организации-заявителя за такие нарушения, на которые она пошла сознательно, средства, затраченные на проведение такой сертификации, должны рассматриваться как нанесение материального ущерба организации с принятием мер к виновным в соответствии с существующим законодательством.
Справочно:
ТКП 5.1.05-2012 (03220) «Национальная си-стема подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем управления. Основные положения» (далее – ТКП 5.1.05-2012 (03220)).
Такое положение дел обусловлено сложившимися отношениями, при которых консалтинговые, сертифицирующие организации являются коммерческими организациями, цель деятельности которых – получение прибыли от такой деятельности, а их клиенты, игнорируя принцип добровольности, нацелены на получение сертификата.
Справочно:
СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее – СТБ 18001).
Для достижения этих целей при проведении сертификационного аудита указываются незначительные несоответствия, после устранения которых организации выдается сертификат на СУОТ о том, что она соответствует требованиям СТБ 18001.
На первоначальном этапе внедрения и сертификации СУОТ сертификат на соответствие СУОТ требованиям СТБ 18001 выдавался Госстандартом и Минтруда и соцзащиты.
При таком порядке оценка результативности и эффективности
СУОТ осуществлялась с учетом мнения Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, и не редкими были случаи, когда с учетом этой оценки выдача сертификата не допускалась.
В настоящее время вопрос о выдаче сертификата решает только сертифицирующая организация, которая подписывает сертификат. Причем никакого дополнительного контроля со стороны госорганов за обоснованностью выдачи сертификата практически нет.
Госстандартом в составе Научно-производственного республиканского унитарного предприятия «Белорусский институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС) создана структура, наделенная правом осуществления контроля за деятельностью указанных организаций.
Учитывая, что сам БелГИСС является как консалтинговой, так и сертифицирующей организацией, нетрудно представить, каким будет контроль за ее деятельностью со стороны структуры, входящей в ее состав и соподчиненной с подконтрольной структурой.
Однако данная контролирующая структура физически не в состоянии обеспечить указанный контроль. Осуществляемый ею контроль сосредотачивается на оформлении документов у консалтинговых и сертифицирующих организаций и почти не затрагивает содержательную сторону данной работы, для оценки которой необходимо большое количество специалистов, обладающих разносторонними знаниями.
Вот почему деятельность консалтинговых и сертифицирующих организаций в настоящее время практически бесконтрольна.
Вызывает сомнение наличие большого количества организаций, чьи СУОТ удостоены сертификата.
Известно, что сертификат не должен выдаваться, если в организации не выполняются государственные требования по охране труда, включая требования СТБ 18001. В настоящее время многие требования зачастую не выполняются. В частности:
– не соблюдается требование к площади рабочего места, на котором выполняется работа на персональной ЭВМ. Она должна быть не менее 6 м2 (в настоящее время снижена до 4,5 м2);
– работающие на персональных ЭВМ не проходят предварительного (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (не реже одного раза в 3 года);
– проведение вводного инструктажа по охране труда происходит формально. При этом работников не знакомят со способами оказания первой (доврачебной) помощи потерпевшим при несчастных случаях;
– перемещение в технологическом процессе груза и оснастки весом более 20 кг и на расстояние более 25 м должно быть механизировано. Однако в строительных организациях в массовом порядке блоки массой 40 кг при кладке стен перемещают вручную;
– в организациях не соблюдаются нормативы численности специалистов по охране труда.
Если бы аудиторы обратили внимание на указанные и другие нарушения, то вопрос о выдаче сертификатов таким организациям решался бы отрицательно, и количество выданных сертификатов по стране было бы значительно меньше.
Документ:
постановление Госстандарта РБ от 30.04.2012 № 23 «О внесении изменений в постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 70, от 10 февраля 2012 г. № 12 и об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
На практике происходит устранение последствий несоответствий, а не их причин
Обеспечить выполнение всех государственных требований по охране труда для того, чтобы получить сертификат на СУОТ, – задача непростая.
Чаще всего по результатам проведения аудита СУОТ отмечаются нарушения требований по охране труда, которые сопровождаются соответствующими фотографиями и документируются официальным образом. К ним относятся несоответствия типа «рабочее место захламлено», «на полу имеются выбоины», «пожарный щит не укомплектован», «при выполнении работы не применяются средства индивидуальной защиты», «аптечки не укомплектованы медикаментами», «отсутствует график проведения планово-предупредительного ремонта» и др.
Если бы аудитор изучил причины указанных выше несоответствий, то он обязательно установил бы недочеты в распределении ответственности и полномочий, ведении записей, ненадлежащем проведении мониторингов и другие недостатки в работе по охране труда, которые в совокупности свидетельствуют о серьезных недостатках в функционировании СУОТ.
Очевидно, что такие мелкие несоответствия легко и быстро устраняются.
Массовыми являются факты, свидетельствующие о том, что организации не проводят расследования несоответствий требованиям по охране труда, что является явным невыполнением требования СТБ 18001. Наличие таких фактов является основанием для отказа в выдаче сертификата, а в случае его выдачи – для его аннулирования.
Документ:
постановление Госстандарта РБ от 29.08.2012 № 54 «О внесении изменений в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 22.12.2011 г. № 94 и об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
Нужно не только устранить последствия несоответствия, но и исключить причины его повторения в будущем. Для этого организация должна провести расследование причин несоответствий.
Однако в организациях выявленные несоответствия не расследуются, а корректирующие мероприятия сводятся к исправлению недостатков в работе, не углубляясь в устранение причин.
Считаем, что наряду с представлением доказательств об устранении последствий несоответствий (приказ, исправленный документ, фотография и др.) аудитору должны предъявляться материалы по расследованию обстоятельств и причин несоответствий. В них должны быть установлены лица, не выполнившие (выполнившие ненадлежащим образом) ту или иную работу, а также мероприятия, которые должны быть предприняты для того, чтобы подобное не повторилось в будущем.
Нетрудно представить, какой огромной по объему должна быть эта деятельность, если по каждому выявленному несоответствию будет проводиться расследование обстоятельств и причин его возникновения.
Однако в подавляющем большинстве случаев этого не делается и аудиторы удовлетворяются лишь устранением последствий выявленных несоответствий. Как говорится, комментарии здесь излишни.
В настоящее время самооценка и самодекларирование, преду-смотренные в СТБ 18001, не осуществляются ввиду отсутствия установленной государственной процедуры их проведения.
При возможности самодекларирования о соответствии СУОТ требованиям СТБ 18001 организации было бы достаточным сделать об этом заявление Госстандарту РБ, а его сотрудники должны убедиться, что дело обстоит именно так, и принять решение о выдаче сертификата на СУОТ. Осуществление данного процесса не потребует затрат денежных средств, так как оплата труда сотрудников Госстандарта осуществляется из средств государственного бюджета.
Однако указанный способ получения сертификата в настоящее время невозможен, и поэтому получить сертификат на СУОТ о ее соответствии СТБ 18001 можно лишь одним способом – путем обращения в с
ертифицирующую организацию, которая за определенную плату выполнит эту работу. А чтобы решить данный вопрос без проблем, в эту организацию необходимо также обратиться и за услугой по разработке СУОТ.
Несмотря на нелогичность и запрещение такого положения, подобная практика весьма распространена.
В заключение
По мнению автора, необходимо ставить вопрос о пересмотре в 2014 г. СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования».
Внедрение СТБ 18001 было бы более успешным, если бы он не механически копировал OHSAS 18001, а был составлен на основе этого документа.
Широкое обсуждение данного вопроса будет способствовать разработке обновленного СТБ 18801 в новой редакции, по которой предстоит работать в будущем.
Автор, не претендуя на бесспорность суждений по данной проблеме, выражает надежду, что их обсуждение поможет найти истину.
Владимир Семич, инженер, член Общественного объединения
«Сообщество трудового права»