Чем полезна статья: информация, представленная в инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды является ориентировочной.
Материал сопровождается заполненными формами
При разработке инструкции по осуществлению производственного экологического контроля (далее – ПЭК) организациями определяется последовательность действий при проведении производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, включая организацию мест отбора проб и проведение измерений, в соответствии со спецификой хозяйственной и иной деятельности, характером вредного воздействия этой деятельности на состояние окружающей среды и фактическим состоянием окружающей среды в зоне воздействия организации.
Открытое акционерное УТВЕРЖДАЮ
общество «БелСторм» Директор ОАО «БелСторм»
(ООО «БелСторм») Подпись Н.В. Корин
«10» января 2014 г.
ИНСТРУКЦИЯ
по осуществлению производственного контроля
в области охраны окружающей среды,
рационального использования природных ресурсов
1. Назначение и область применения
1.1. Настоящая инструкция устанавливает порядок организации и проведения производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее - производственного экологического контроля (ПЭК)) на основной производственной площадке. Обособленно расположенные структурные подразделения организации (филиал «XXX», СПХ «ФФФ») разрабатывают инструкции по осуществлению ПЭК применительно к хозяйственной деятельности подразделения.
1.2. Инструкция разработана в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды; Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 11.10.2013 №52.
1.3. Требования настоящей инструкции обязательны для применения всеми структурными подразделениями основного производства, оказывающими влияние на состояние окружающей среды.
2.Термины и определения
В настоящей инструкции применяются следующие термины с соответствующими определениями:
вредное воздействие на окружающую среду - любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды;
контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, требований в области охраны окружающей среды;
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
производственный аналитический контроль – составная часть ПЭК, предусматривающая получение данных о количественном содержании веществ и показателей в установленных объектах контроля с применением методов химического анализа, физических измерений, санитарно-биологических методов, биоиндикации, биотестирования и др.
3.Обозначения и сокращения
ГОУ – газоочистная установка;
ООС – охрана окружающей среды;
ОРВ – озоноразрушающие вещества;
НПА – нормативный правовой акт;
ПДВ – предельно допустимый выброс;
ПОД – первичная учетная документация;
ППР – планово-предупредительный ремонт;
ПЭК – производственный экологический контроль;
СТП – стандарт организации;
СУОС - система управления окружающей средой;
ТНПА - технический нормативный правовой акт.
4. Общие положения
4.1 Основными задачами ПЭК, включая производственный аналитический контроль, являются:
-контроль за выполнением и соблюдением требований законодательства Республики Беларусь об ООС;
-контроль за проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области ООС и природопользования;
-контроль за выполнением мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и ООС, предписаний специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды;
-контроль за обращением с опасными веществами, отходами;
-контроль за работой природоохранного оборудования и сооружений;
-контроль за степенью готовности к аварийным ситуациям, наличием и техническим состоянием оборудования по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- контроль за соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективностью их использования;
-контроль за состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной деятельности организации;
-контроль за ведением документации по ООС;
-контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и загрязнении окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;
-контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду;
- контроль за состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности предприятия;
- контроль за соблюдением лимитов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов в сточные воды и лимитов размещения отходов производственной и иной хозяйственной деятельности;
- контроль за проведением локального мониторинга окружающей среды;
- контроль за получением информации для ведения природопользователем документации по ООС;
- контроль за ведением и своевременным предоставлением должностными лицами документации по ООС;
-контроль за обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов в области ООС.
4.2 Принципы ПЭК включают:
- осознанную необходимость в развитии организацией деятельности в области ПЭК;
- полноту, конструктивность и обоснованность в осуществлении различных видов и способов контроля;
- оперативность получения и передачи информации, обеспечивающую возможность принятия немедленных управленческих решений по снижению или ликвидации вредных воздействий на окружающую среду;
- комплексность в планировании и реализации подлежащих контролю мероприятий по ООС, учитывающую все виды используемых природных ресурсов и воздействий на окружающую среду;
- взаимодействие систем производственного, ведомственного и государственного контроля в области ООС.
4.3 Одной из основных целей проведения ПЭК является оценка соответствия деятельности организации требованиям законодательства об ООС и другим требованиям, распространяющимся на организацию.
4.4 Подлинник настоящей Инструкции хранится у инженера по ООС.
5. Организация производственного экологического контроля
- ПЭК является составной частью государственного контроля по ООС, несоблюдение которого влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, и осуществляется путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды.
- ПЭК в организации осуществляется за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.
- В целях организации проведения ПЭК приказом по организации назначаются:
- должностное лицо, ответственное за организацию ПЭК в организации;
- должностное лицо, ответственное за проведение ПЭК;
- должностные лица, ответственные за соблюдение природоохранного законодательства в структурных подразделениях.
Ответственным за координацию деятельности, связанной с организацией и ведением ПЭК в организации может являться главный инженер, ответственным за контроль и осуществление ПЭК в организации - специалист по ООС.
- Функции по проведению производственного экологического контроля в организации возложены на специалиста по ООС, который подчиняется непосредственно главному инженеру.
- Специалист по ООС в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь об ООС, предъявленными в установленном порядке требованиями государственных органов и иных организаций, осуществляющих государственный и ведомственный контроль в области ООС, должностной инструкцией, положениями настоящей инструкции.
- К проведению ПЭК могут привлекаться сторонние организации, имеющие в своем составе лабораторию, аккредитованную на право проведения работ в области ООС.
5.7 Специалист по ООС в своей деятельности осуществляет взаимодействие со следующими структурными подразделениями и специалистами ОАО «БелСтром»:
- бухгалтерией – в части получения сведений, необходимых для заполнения отчетной документации и расчета экологического налога, оформления договоров, по вопросам оплаты счетов, касающихся услуг в области ООС, оплаты экологического налога;
- юрисконсультом – по вопросам правильного оформления договоров;
- специалистом по ОТ – в части проведения вводного инструктажа по ООС вновь прибывших;
- планово-экономическим отделом – в части предоставления информации по планируемым объемам выпускаемой продукции;
- производственно-технологическим отделом – в части получения информации по вопросам технологии производства, по вопросам нормативов образования отходов производства;
- специалистом по качеству – в части обеспечения ТНПА в области ООС;
- руководителями структурных подразделений – в части получения необходимой исходной информации, выполнения предписаний по ООС, заполнения ПОД, своевременного удаления отходов с мест временного хранения.
5.8 Специалист по ООС взаимодействует с органами, осуществляющими государственное управление в области ООС по вопросам, консультаций, согласования документации по ООС, предоставления отчетной документации и любой другой запрашиваемой информации.
5.9 С общественными организациями взаимодействие осуществляется путем предоставления экологической информации при отсутствии ограничения доступа к ней.
5.10 Порядок информирования руководителя организации.
5.10.1 Результаты проведения ПЭК отражаются в предписаниях, актах в соответствии с п.8.1 настоящей инструкцией, локальными нормативными правовыми актами (стандартами организации).
5.10.2 Специалист по ООС информирует главного инженера о выявленных нарушениях природоохранного законодательства и выданных руководителям структурных подразделений предписаниях по устранению нарушений, о результатах контроля выполнения выданных ранее предписаний.
5.10.3 Информирование директора организации о ПЭК осуществляется через: главного инженера и специалиста по ООС.
5.10.4 При выявлении нарушений законодательства, нормативов в области ООС, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций лицо, осуществляющее ПЭК, обязано немедленно об этом информировать главного инженера
ОАО «БелдСторм» для принятия мер по нормализации обстановки.
- Передача информации осуществляется в форме приказа; распоряжения; протоколов решений совещаний; утвержденных планов мероприятий отчетов, предписаний, докладных и служебных записок; оперативных совещаний; информационных стендов.
5.10.6 Экологическая информация общего назначения предоставляется государственным органам и иным организациям, осуществляющим государственный и ведомственный контроль по их запросу, путем обмена такой информацией или ее рассылки.
- Ответственность. Компетенция должностного лица, ответственного за проведение ПЭК.
6.1 Требования, предъявляемые к специалисту по ООС, его права и обязанности изложены в должностной инструкции.
6.2. Ответственность за нарушение требований в области ООС и стимулирование природоохранной деятельности
6.2.1 Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь в области ООС, невыполнении предписаний контролирующих органов, планов природоохранных мероприятий, приказов, распоряжений руководства предприятия, а также своих должностных обязанностей в области ООС, несут ответственность в установленном порядке в зависимости от характера и степени нарушения.
6.2.2 К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, допустившие нарушения в области ООС, не повлекшее за собой значительных последствий: загрязнение атмосферы, вод, почвы и др., согласно Правилам внутреннего трудового распорядка.
6.2.3 К материальной ответственности привлекаются лица, действия которых причинили значительный ущерб окружающей среде и повлекли за собой штрафные санкции со стороны контролирующих органов, а также в случае систематических нарушений в области ООС.
6.2.4 Порядок стимулирования работников предприятия при осуществлении деятельности, приводящей к уменьшению либо исключению вредного воздействия на окружающую среду осуществляется в соответствии с Положением о премировании работников.
6.3 Руководители структурных подразделений обеспечивают безопасность ведения технологических процессов (соблюдение нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, образования отходов производства, качества сбрасываемых сточных вод), представляют сведения специалисту по ООС о:
- количестве образующихся отходов производства,
- количестве образовавшихся отходов производства,
- времени работы источников выбросов и ГОУ,
- расходе сварочных материалов для общего учета
- расчете экологического налога и т.д..
6.4 Руководители производственных и структурных подразделений несут ответственность за соблюдение требований законодательства в области ООС во вверенных подразделениях и на закрепленной территории ОАО «БелСторм».
Обязанности ответственных за соблюдение требований законодательства в области ООС в подразделениях:
-выполнение требований инструкций, приказов, распоряжений руководства организации, указаний, предписаний должностных лиц, контролирующих соблюдение законодательства в области ООС;
-обеспечение безусловного выполнения технологических регламентов производства, правильной эксплуатации оборудования;
-регулярное заполнение журналов форм ПОД;
-участие в разработке планов мероприятий в области ООС и обеспечение своевременного их выполнения;
-участие в разработке нормативов в области ООС и обеспечение их соблюдения;
-проведение инструктажей по вопросам ООС с регистрацией в Журнале регистрации инструктажей по охране труда;
-соблюдения законодательства в области ООС по очистке сточных вод, выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образованию отходов производства;
- уборка и благоустройство закрепленных территорий.
6.5 Каждый работник несет ответственность за соблюдение требований законодательства в области ООС, а также в области санитарии и пожарной безопасности.
(окончание инструкции смотрите в следующем номере журнала)
Виктор Бирюк, начальник сектора исследовательского отдела методологии
создания и сертификации систем управления
Белорусского государственного института метрологии, эксперт-аудитор