Процессы идентификации опасностей, оценки рисков и управления ими являются основой всей СУОТ предприятия. О том, как выявить существенные риски, требующие мер управления, читайте в данной статье.
Для оценки рисков рабочая группа применяет классический метод. Оценка рисков рассчитывается по формуле:
R = P х S,
где R – риск, балл;
P – вероятность возникновения опасности, балл;
S – серьезность последствий воздействия опасности, балл.
Вероятность воздействия опасности P определяется по таблице 1.
Серьезность последствий воздействия опасности S определяется по таблице 2.
Таблица 2. Оценка серьезности последствий воздействия опасности S
Исходя из значений P и S рабочая группа определяет категорию риска по матрице классификации рисков (таблица 3).
Справочно: Данный метод не является обязательным. Согласно п. 4.3.1.СТБ 18001 «организация должна разработать, внедрить и выполнять процедуры для постоянной идентификации опасностей, оценки рисков и необходимых мер управления», в связи с этим, организация вправе воспользоваться другой методикой либо разработать свою.
Результаты оценки рисков рабочая группа переносит в карту идентификации опасностей и оценки рисков. Категории рисков подразделяются на следующие:
- низкие (R < 6);
- умеренные (6 ≤ R ≤ 12);
- высокие (R > 12).
К низким рискам относятся потенциальные риски при ежедневной работе на рабочем месте. Риски с таким уровнем рассматриваются как приемлемые при наличии мер по управлению ими (например, инструктаж по охране труда , контроль применения средств индивидуальной защиты).
К умеренным рискам относятся риски, при которых присутствует потенциальная угроза здоровью персонала и/или нанесение ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматриваются как приемлемые при наличии достаточных мер по управлению ими и требуют постоянного контроля и анализа.
К высоким рискам относятся риски, при которых присутствует потенциальная угроза жизни и здоровью персонала и/или нанесение значительного ущерба имуществу предприятия. Риски с таким уровнем рассматриваются как неприемлемые и требуют дальнейшего обязательного управления ими.
Управление рисками
Все идентифицированные риски подлежат управлению. При управлении рисками учитываются следующие меры по сокращению рисков:
- устранение;
- технические меры;
- предупреждение и/или административные меры управления;
- средства индивидуальной защиты.
Меры управления могут быть технического характера (использование средств коллективной и индивидуальной защиты, ограничение контакта с движущимися и вращающимися частями оборудования и др.), организационного характера (создание систем оповещения о возникшей опасности, разработка планов действий в аварийных ситуациях, включая обучение, тренировки и др.).
Реестр управляемых рисков
На основании карт идентификации опасностей и оценки рисков ответственный по охране труда составляет Реестр управляемых рисков организации по форме, приведенной в
в рубрике «Полезная документация», в который обязательно включаются риски с категорией «высокий».
В указанный Реестр могут также включаться и «средние», и «низкие» риски, подлежащие снижению до низшего уровня.
Руководители структурных подразделений, председатель профкома и другие специалисты, (при необходимости) разрабатывают предложения по управлению рисками (в случае, если установлено, что существующие в организации меры по управлению нуждаются в улучшении) для установления целей в области охраны труда и формирования Программы управления охраной труда (согласно требований п.4.3.3 СТБ 18001).
Оценка приемлемости остаточного риска.
После выполнения мероприятий, сформулированных в программе управления охраной труда, и направленных на управление рисками, обеспечивается проведение рабочими группами оценка уровней приемлемости остаточных рисков в соответствии с вышеуказанной методикой. Оценка уровней остаточных рисков проводится в месячный срок после выполнения соответствующих мероприятий в программе управления охраной труда.
Результаты оценки остаточного риска заносятся в карты идентификации опасностей и оценки рисков. Данные предложения могут явиться основой для разработки или корректировки программы управления охраной труда.
Управление рисками подрядчиков и посетителей.
Идентификация опасностей и оценка рисков в организации включает также деятельность подрядчиков и посетителей. Для этого определяются виды работ, которые выполняются подрядчиками на территории организации (данные запрашиваются у руководителей структурного подразделения и юрисконсульта) и составляются карты оценки рисков.
При этом мероприятиями по управлению рисками, привносимыми подрядчиками могут быть:
- наличие в договоре подряда отдельного пункта, оговаривающего ответственность подрядчика за выполнение требований охране труда , прописанная в договоре возможность его расторжения в случае нарушения подрядчиком требований охраны труда;
- проверка наличия лицензии на выполнение данного вида работ;
- подтверждение квалификации персонала подрядчика (например, предоставление копий документов, подтверждающих квалификацию);
- оформление наряда-допуска;
- оформление акта разграничения ответственности;
- контроль наличия ограждения места производства работ;
- контроль наличия плана производства работ, технологических карт;
- проведение проверок выполнения требований охраны труда персоналом подрядчика силами организации;
- визуальный контроль специалистами организации на наличие признаков алкогольного опьянения (при необходимости);
- проведение внепланового инструктажа персонала подразделений, в которых проводятся работы с привлечением подрядных организаций;
- подтверждение проведения вводного инструктажа персонала подрядчика (например, ведомость вводного инструктажа персонала подрядчика);
- подтверждение проведения целевого инструктажа персонала подрядчика непосредственно на месте (например, копия ведомости, проведение инструктажа в присутствии представителя организации).
Анализ процесса идентификации опасностей, оценки рисков и управление ими.
Ежегодно, до 10 января, издаёт приказ о пересмотре карт оценки значения рисков во всех подразделениях. Проект приказа готовит ответственный по охране труда.
Руководители структурных подразделений до 20 января пересматривают Карты оценки рисков, а ответственный по охране труда до 25 января составляет Реестр управляемых рисков.
Анализ предпринятых мер управления рисками проводится ежегодно при проведении анализа со стороны руководства (п.4.6 СТБ 18001) путем обработки выводов о достижении целей в области охраны труда (выполнения программы управления по охране труда ) (п.4.3.3 СТБ 18001), а также сравнения Реестров управляемых рисков за предыдущий и текущий годы.
Внеплановая идентификация опасностей и оценки рисков
осуществляется в месячный срок при:
- изменении законодательных и других требований в области охраны труда , влияющих на риски в организации;
- возникновении аварий и несчастных случаев;
- появлении новых рабочих мест;
- внедрении новых технологий, оборудования;
- перераспределении ответственности, расширении, сокращении, изменении структурного подразделения;
- изменении в методах или режимах работы.
- изменении методики оценки значимости рисков.
Виктор Бирюк– начальник сектора исследовательского отдела методологии создания и сертификации систем управления Белорусского государственного института метрологии, эксперт-аудитор
Справочно: риск - сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия и тяжести травмы или профессионального заболевания, причиной которого может быть это событие или воздействие;
Справочно: оценка риска: весь процесс оценки величины риска и принятия решения, является ли риск приемлемым с учетом осуществляемых мер управления;
Справочно: Существенные риски учитываются при установлении целевых показателей в области ОТ, мероприятия по управлению существенными рисками включаются в программу управления ОТ учреждения.