О чем новый документ
Инструкция определяет порядок технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших при осуществлении организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка) (далее – перевозка опасных грузов).
Техническое расследование
Если во время перевозки опасного груза произошла авария (инцидент), субъект перевозки опасных грузов обязан принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварии (инцидента), за исключением случаев, когда необходимо проведение работ по ликвидации последствий аварии (инцидента) с целью сохранения жизни и здоровья людей и охраны окружающей среды. Если невозможно сохранить обстановку на месте аварии, ее нужно зафиксировать путем фото- и видеозаписи.
Справочно:
опасные грузы – вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может послужить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение транспортных средств, коммуникаций, сооружений, технических устройств и иного имущества и (или) нанести вред окружающей среде (ст. 1 Закона № 32-З).
Субъекты перевозки опасных грузов в случае аварии (инцидента) обязаны своевременно информировать государственные органы, осуществляющие государственный надзор в области безопасности перевозки опасных грузов, а также местные исполнительные и распорядительные органы, на территории которых произошли аварии и инциденты, и оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий и инцидентов (ст. 20 и 22 Закона РБ от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» (далее – Закон № 32-З)).
Комиссия по техническому расследованию, возглавляемая Госпромнадзором
Техническое расследование причин аварии, произошедшей при перевозке опасных грузов, проводит специальная комиссия по техническому расследованию причин аварий (далее – специальная комиссия), возглавляемая представителем Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС РБ (далее – Госпромнадзор).
Справочно:
если авария произошла при перевозке опасных грузов транспортными средствами, принадлежащими Минобороны, МВД, КГБ, ГПК, другим войскам и воинским формированиям РБ, техническое расследование проводит специальная комиссия, возглавляемая представителем соответствующего органа.
Справочно:
перевозка опасных грузов – совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов с использованием транспортных средств от места их отправления до места назначения, выполняемых на договорной основе или других законных основаниях, включая погрузку (налив), выгрузку (слив), остановки, стоянки и любое время нахождения опасных грузов в транспортных средствах, цистернах и контейнерах, требующееся в соответствии с условиями перевозки, а также промежуточное временное складирование опасных грузов в целях смены вида транспорта либо транспортного средства (перегрузка, перевалка) (ст. 1 Закона № 32-З).
В состав специальной комиссии по техническому расследованию причин аварий включаются представители:
- местного исполнительного и распорядительного органа и (или) органа местного самоуправления, на территории которых произошла авария;
- субъектов перевозки;
- соответствующих территориальных органов Минприроды;
- Госпромнадзора при расследовании причин аварий, произошедших при перевозке опасных грузов по дорогам (путям) общего пользования транспортными средствами, принадлежащими Минобороны, МВД, КГБ, ГПК, другим войскам и воинским формированиям РБ;
- иные лица по решению специальной комиссии (часть девятая ст. 28 Закона № 32-З).
При проведении технического расследования причин аварии специальная комиссия:
- истребует объяснения работников субъектов перевозки опасных грузов, причастных к аварии;
- проводит обследование технического состояния объектов перевозки опасных грузов на месте аварии и устанавливает соответствие технико-эксплуатационных характеристик и технического состояния объектов перевозки требованиям, установленным правилами по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов;
- устанавливает погодные условия, навигационную обстановку в момент аварии;
- устанавливает обстоятельства, причины и последствия аварии, размер причиненного вреда, лиц, допустивших нарушения обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
- определяет меры по локализации и ликвидации последствий аварии.
По итогам проведения технического расследования причин аварии специальная комиссия в срок не позднее 15 рабочих дней с даты ее создания составляет акт технического расследования причин аварии.
Комиссия по техническому расследованию причин инцидента
Техническое расследование причин инцидента, произошедшего при перевозке опасных грузов, проводит комиссия по техническому расследованию причин инцидента (далее – комиссия) потребителя транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов в случае инцидента, произошедшего на его территории, или производителя транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов в случае инцидента, произошедшего при перевозке по дорогам (путям) общего пользования.
Справочно:
в состав комиссии по техническому расследованию причин инцидентов включаются представители Госпромнадзора, субъектов перевозки, а также иные лица по решению комиссии (часть пятая ст. 28 Закона № 32-З).
Акт технического расследования причин инцидента
В акте технического расследования причин инцидента указывают:
- причины и обстоятельства инцидента;
- размер причиненного вреда;
- допущенные нарушения требований законодательства в области перевозки опасных грузов, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов;
- субъектов перевозки опасных грузов, по вине которых произошел инцидент;
- меры по локализации и ликвидации последствий инцидента;
- мероприятия, которые должны быть проведены по результатам технического расследования причин инцидента;
- предложения по предупреждению инцидентов;
- иные сведения об инциденте по решению комиссии.
Справочно:
охрана опасных грузов – деятельность государственных органов и иных организаций по охране объектов перевозки опасных грузов от противоправных посягательств, в т.ч. по предотвращению незаконного доступа к ним (ст. 1 Закона № 32-З).
Срок составления акта технического расследования причин аварии (инцидента) может быть продлен в случае привлечения экспертных организаций и специалистов научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, а также при наличии иных уважительных причин.
Оформление материалов технического расследования
Акт технического расследования причин аварии (инцидента) составляется в количестве не менее 2 экземпляров. В случае необходимости дополнительное количество экземпляров акта технического расследования причин аварии (инцидента) рассылается заинтересованным организациям, определенным специальной комиссией (комиссией).
Справочно:
субъекты перевозки обязаны учитывать все произошедшие аварии и инциденты и направлять сведения о выполнении мероприятий по их устранению в Госпромнадзор, республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном МЧС (ст. 30 Закона № 32-З).
Акт технического расследования причин аварии (инцидента) подписывают все члены специальной комиссии (комиссии). Член специальной комиссии (комиссии), отказавшийся от подписания акта технического расследования причин аварии, вправе изложить в письменной форме особое мнение с аргументированным обоснованием отказа и приложить его к акту.
Документ:
Инструкция о порядке технического расследования причин аварий и инцидентов, произошедших при перевозке опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС РБ от 16.12.2013 № 67 (далее – Инструкция). Документ вступил в силу 23 марта 2014 г.