В этой статьей автор анализирует изменения, внесенные в Инструкцию о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда № 175,утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция). Главный вопрос, который ставит перед собой автор - изменилась ли технология проведения обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда? Какие важные моменты для работодателей остались не решенными в Инструкции?
Документ: постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 24.12.2013 № 131 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175».
Изменения Инструкции были вызваны в первую очередь изменением Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда) и Трудовой кодекс РБ (далее – ТК).
Принципиальных изменений технологии проведения инструктажа, обучения, стажировки и проверки знаний, Инструкция не внесла. В основном, прошла редакционная правка для приведения терминологии документа в соответствие с Законом об охране труда.
Нормативная база в области трудового законодательства становится все более унифицированной с законодательством Таможенного Союза (в частности с законодательством Российской Федерации). Законодатель уходит от терминов «наниматель» и «работник» к терминам «работодатель» и «работающий», т.е. лица, работающие по гражданско-правовым договорам, все плотнее включаются в правовое поле. В новой Инструкции исключен п.2, который определял сферу распространения действия Инструкции, в частности, на :
«2.1 работающих по трудовым договорам (далее – работники);
2.2. работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовые договоры)…».
В новой редакции Инструкции все это заменено одним понятием «работающие».
«работающие - физические лица, работающие по трудовым договорам (далее - работники), физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащие Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
работодатели - юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие учетный номер плательщика, и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством».
Таким образом, Инструкцией окончательно стерта грань между работниками, работающими по трудовым договорам и лицами выполняющими работу (оказывающими услуги) на основании договора подряда. И вот здесь, по мнению автора, возникают вопросы, касающихся технологии проведения обучения,
П. 5 Инструкции изменения не претерпел, хотя практика показывает, что процент организаций, соответствующий этому пункту, заметно снизился. Вряд ли в организациях малого и среднего бизнеса, во многих организациях АПК и строительства сегодня имеются специализированные подразделения по подготовке кадров. Так постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.09.2013 № 98, которым утверждено Типовое положение о службе охраны труда организации установлено, что на службу охраны труда возлагается задача организации работы по охране труда. Соответственно работа по обучению и проверке знаний работающих по вопросам охраны труда ложится на специалистов по охране труда, но никак на кадровиков.
Из Инструкции исключены п.п. 8, 12 касающиеся компетенции Закона РБ от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
За 15 дней до экзамена по охране труда работодатель обязан предупреждать только работающих по трудовым договорам (дата и время проверки знаний остальных работающих устанавливается по договоренности между работодателем и работающими) (п. 9 Инструкции). Это логично, если представить, что руководитель организации для выполнения конкретной работы заключает договор подряда с гражданином и 15 дней ждет, когда появится возможность определить степень готовности работающего к выполнению данной работы.
П. 11 также претерпел ожидаемые изменения. Теперь организация, принимающая работающего, вправе принять в качестве свидетельства о квалификации работника протокол проверки знаний или удостоверение, подтверждающие прохождение проверки знаний работающим по соответствующей профессии или виду работ в сторонней организации и не проводить проверку знаний у себя. При этом, по-видимому, необходимо поднять требования к самим комиссиям, в которых проходит проверку знаний работающий, т.к. может произойти ситуация, когда какая-нибудь организация начнет тиражировать протоколы и удостоверения в массовом порядке.
Стажировка обязана заканчиваться последующей проверкой знаний по вопросам охраны труда (п. 23 Инструкции). Таким образом, получается, что записи в графах 11-13 журнала регистрации инструктажей на рабочем месте недостаточно для допуска работающего к самостоятельной работе, нужны протокол комиссии для проверки знаний и удостоверение.
П.28 Инструкции наделяет комиссии местного исполнительного органа правом проводить проверку знаний у работающих в микроорганизациях, в которых комиссии организации не может быть создана. В связи с этим появляется интересный вопрос: каким уровнем компетенции в самых различных сферах деятельности должны обладать члены комиссии местного исполнительного органа? и насколько вырастает объем работы у такой комиссии? Между тем, Инструкция не позволяет пойти на такой вполне легитимный вариант, как создание комиссии для проверки знаний из работников разных микроорганизаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности. Например, 3 директора, прошедшие проверку знаний в территориальной комиссии, и у каждого из которых имеется, кроме бухгалтера, еще десяток работающих, вполне могли бы договориться между собой и образовать комиссию (возможно, зарегистрировав ее в том же исполкоме) и благополучно проводить проверку знаний работающих в своих организациях. Почему бы нет?
В плане проведения инструктажей никаких существенных изменений не произошло, только из п.62 Инструкции удалено требование, касающееся срока хранения журналов регистрации инструктажей.
Обратите внимание на изменение названия и текста приложения 6 к Инструкции «ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда». В перечень включены работники служб охраны труда и специалисты по охране труда. К отдельным категориям работающих в новой редакции Инструкции отнесены:
«6. Физические лица, работающие по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности, а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм (если это необходимо при выполнении соответствующих видов работ, услуг)
7. Работники юридических лиц, оказывающие услуги в области охраны труда, индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в области охраны труда».
Справочно: работодатели обязаны в соответствии со ст. 17 Закона РБ об охране труда осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда (п.3 Инструкции).
Справочно: наниматель обязан проводить обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда (ст. 226 ТК).
Виктория Зарембо, инженер по охране труда