В конце января вступило в законную силу совместное постановление Минтруда и Минздрава, которым утверждены две инструкции о проведении предсменного медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, в этом номере мы печатаем мнение опытного специалиста по охране труда о том, что необходимо предпринять нанимателю для того чтобы отстранение было признано законным, в следующем номере журнала мы опубликуем мнение юриста о том, какие «подводные камни» ожидают нанимателя на этом пути, а также как избежать ошибки при отстранении.
Документ: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 « О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного , наркотического или токсического опьянения » (далее- Постановление № 116/119).
Справочно: постановление вступило в силу с 25 января 2014 года.
Принятое Постановление имеет целью упрощение процедуры недопущения к работе или отстранения, в соответствии со ст.49 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее- ТК), от работы работающих, находящихся в рабочее время и на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения. Ранее процедура отстранения в законодательстве прописана не была, а судебная практика по делам об отстранении имела резко выраженный уклон в пользу отстраненных работников.
От редакции: Журналы «Я- специалист по охране труда» №1, статья Владыко Н «Отстранение от работы. Мнение юриста» ст.15, №2 статья Серго В. «Отстранение от работы: почему это сложно? Мнение специалиста по охране труда».
. Акцент решений судебных органов при этом делался на том обстоятельстве, что наличие визуально определяемых признаков опьянения еще не означает наличие факта алкогольного опьянения, поскольку установление этого факта допускалось исключительно органами здравоохранения. Постановление №116/119 позволяет определить и зафиксировать наличие факта алкогольного опьянения силами и средствами организации, в которой работает правонарушитель.
Поскольку проведение освидетельствования работающих согласно Постановления № 116/119, не отменяет действующий аналогичный порядок проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 09.07.2013 № 25/28, и, при этом, во многом дублирует его, рекомендуется:
- в качестве лиц, уполномоченных осуществлять освидетельствование, назначить лиц, которые осуществляли приборный контроль водителей механических транспортных средств. В идеальном варианте, право проведения освидетельствования можно возложить на всех непосредственных руководителей работ – ограничение только в количестве технических средств (алкотестеров), имеющихся в организации, но эту проблему можно решить, применяя один прибор разными пользователями в разных подразделениях;
- для фиксации прохождения освидетельствования, во избежание дублирования записей, необходимо применять журнал по форме утвержденной Постановлением 116/119, следует заметить, что в форме журнала утвержденной Постановлением № 25/28 предусматривалось внесение записи о проведении приборного контроля только в отношении лиц, не допускаемых к работе. Правда, отметим некоторую недоработку в форме журнала: графа 8 «Отметка о допуске к работе» по логике вещей, должна заполняться не уполномоченным на проведение освидетельствования лицом, а лицом, принимающем решение об отстранении работающего от работы, соответственно, и подпись в графе 9 должна была бы быть именно последнего. Ну, или обоих.
Что необходимо сделать?
Круглиц, имеющих право отстранения, желательно определить в приказе максимально широким, включив в него руководителей и специалистов всех уровней управления, начиная с непосредственных руководителей работ. Обычно право и обязанность отстранения от работы подчиненных работников уже прописаны у руководителей разных рангов в должностных инструкциях, а если нет – необходимо внести эти положения в должностные инструкции.
Кроме того, следует обучить мастеров обращению с алкотестером, что не займет много времени. Кстати, если в роли уполномоченного и лица нанимателя, принимающего решение об отстранении работника от работы, и работника проводящего освидетельствование выступает один и тот же человек, тогда снимается проблема «беготни», особенно, если рабочие места в организации территориально удалены, как например, у строителей или дорожников.
Затем ,ознакомление работающих с постановлением необходимо провести путем переработки и утверждения Правил внутреннего трудового распорядка с последующим ознакомлением с ними всех работающих под роспись. В дальнейшем, необходимо внести соответствующие изменения в форму вновь заключаемых трудовых договоров (контрактов), в тексты инструкций по охране труда, для которых наступил срок пересмотра.
А если работник не согласен ?
Не может не радовать тот факт, что Постановлением №116/119 закреплен принцип, согласно которого употребление работником спиртного на работе является проблемой, в первую очередь самого работника. Не согласен с результатом освидетельствования и решением руководителя об отстранении – пожалуйста, езжай к медикам и привози справку о том, что ты трезв и никто не обязан возить тебя на освидетельствование.
Как минус постановления 116/119 – отсутствие в нем указания на временной интервал, в течение которого отстраненный должен пройти медицинское освидетельствование в учреждении здравоохранения. Этот недостаток необходимо устранить в локальном нормативном акте нанимателя по освидетельствованию.
А необходим ли акт, о нахождении в состоянии алкогольного опьянения ?
Отметим, что наличие акта проведения освидетельствования, предусмотренного Постановлением 116/119 делает ненужным акт о нахождении работника в состоянии алкогольного опьянения, необходимость которого при отстранении от работы указывалась постановлением Верховного суда в качестве доказательства правомочности отстранения.
Однако, при отстранении работника непосредственному руководителю рекомендуется подстраховаться, указав в докладной на имя руководителя (этот документ обязательный) об обстоятельствах отстранения имена работников, которые могут засвидетельствовать факт отстранения. Впоследствии, это может пригодиться при судебных разбирательствах.
Подчеркнем: приказ об отстранении не требуется! Но руководитель организации, на основании докладной руководителя структурного подразделения и акта проведения освидетельствования обязан, в соответствии с требованиями Директивы № 1, издать приказ о наложении дисциплинарного взыскания на работающего, допустившего появление на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.
Процедура наложения дисциплинарного взыскания, сроки издания приказа, необходимость взятия объяснительной с нарушителя - изложены в Трудовом Кодексе.
Документ : Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (далее- Директива №1)
Справочно: обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством (п.1.4 Директивы №1)