1 января 2013 г. вступил в действие технический кодекс установившейся практики ТКП 5.1.05-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация систем управления. Основные положения».
Порядок сертификации системы управления охраной труда
Что нужно сделать, чтобы сертифицировать систему управления охраной труда или систему управления окружающей средой? В данной статье рассмотрен порядок сертификации систем управления охраной труда и систем управления окружающей средой.
Образец заявки на проведение сертификации системы управления охраной труда смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 31–32 журнала.
Сертификация систем управления в общем случае включает в себя:
– подачу заявителем заявки на проведение работ по сертификации системы управления и представление материалов (документов) с исходной информацией;
– анализ заявки на правильность заполнения и на достаточность представленных материалов (документов);
– принятие решения о возможности проведения первичного сертификационного аудита системы управления на основании анализа заявки и исходной информации, определение времени аудита, заключение договора на проведение работ по сертификации;
– составление программы аудита;
– выбор и назначение команды по аудиту;
– проведение сертификационного аудита системы управления на 1-м этапе;
– проведение сертификационного аудита системы управления на 2-м этапе;
– проведение дополнительного аудита (при необходимости);
– рассмотрение результатов аудита и принятие решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия;
– оформление, подписание и регистрацию сертификата соответствия, заключение соглашения по сертификации системы управления, ведение реестра сертифицированных систем управления организаций-заявителей;
– рассмотрение жалоб и апелляций.
Справочно:
при проведении сертификации систем управления обеспечивается конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну организации-
заявителя, кроме случаев, когда выпускаемая продукция (выполняемые работы, оказываемые услуги), хозяйственная и иная деятельность организации-заявителя может создать реальную угрозу безопасности жизни, здоровью, наследственности, сохранности имущества и безопасности окружающей среды.
В первую очередь необходимо знать, что сертификацию систем управления осуществляют аккредитованные органы по сертификации систем управления в соответствии с областью аккредитации. Таким образом, в органе по сертификации систем управления должен быть аттестат аккредитации, причем в области аккредитации органа, в который вы намереваетесь подать заявку, должен быть отражен вид вашей деятельности.
С какой целью проводится сертификация?
Сертификацию системы управления окружающей средой (СУОС) проводят с целью подтверждения аккредитованным органом по сертификации систем управления того, что СУОС организации-заявителя соответствует требованиям СТБ ИСО 14001, и организация-заявитель управляет экологическими аспектами, связанными с деятельностью, продукцией (выполнением работ, оказанием услуг) в соответствии с требованиями НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды, обеспечивает предотвращение и снижение значительного воздействия на окружающую среду.
Сертификация системы управления охраной труда (СУОТ) проводится с целью подтверждения аккредитованным органом по сертификации систем управления того, что СУОТ организации-заявителя соответствует требованиям СТБ 18001 и организация-заявитель управляет рисками в области охраны труда согласно требованиям НПА и ТНПА в области охраны труда, обеспечивает создание безопасных условий труда и сведение к минимуму отрицательного воздействия на персонал, а также снижает вероятность возникновения аварийных ситуаций и связанных с ними ущербов.
Подача и анализ заявки, принятие решения по проведению сертификации системы управления
Организация-заявитель, претендующая на сертификацию системы управления, подает в орган по сертификации с соответствующей областью аккредитации заявку (приложение А ТКП 5.1.05-2012), исходную информацию об организации-заявителе (минимальный состав исходной информации об организации-заявителе представлен в приложении Б ТКП 5.1.05-2012), анкету-вопросник, руководство по системе управления, документы системы управления. Состав представляемых документов системы управления организации-заявителя и форму анкеты-вопросника определяет орган по сертификации.
Справочно:
при возникновении спорных вопросов в деятельности органа по сертификации систем управления в рамках системы организация-заявитель и другие заинтересованные стороны могут подать жалобу в аккредитованный орган по сертификации, апелляцию в Комитет по защите беспристрастности органа по сертификации, Национальный орган по оценке соответствия – Госстандарт РБ и Национальный орган по аккредитации РБ, а в случае несогласия с их решением – в суд.
Решение по заявке орган по сертификации принимает не более чем в течение 5 дней после ее получения и представления организацией-заявителем необходимых документов.
Решение по заявке основывается на анализе заявки и исходной информации, представленной организацией-заявителем.
Образец анкеты-вопросника оценки состояния системы управления охраны труда смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 29–30 журнала.
Анализ заявки и информации, представленной организацией-заявителем, заключается в оценке:
– правильности заполнения заявки;
– достаточности информации об организации-заявителе и ее системе управления для проведения сертификационного аудита;
– компетентности органа по сертификации и способности провести работы по сертификации в организации-заявителе;
– наличия у органа по сертификации возможностей для проведения сертификационного аудита и принятия решения по результатам сертификации;
– аспектов, влияющих на беспристрастность проводимых работ по сертификации системы управления;
– заявленной области применения системы управления и запрашиваемой области сертификации, адреса мест фактического осуществления деятельности организации-заявителя, времени, необходимого для проведения аудита, и любой другой информации, влияющей на работы по сертификации.
Принятие решения по заявке включает:
– принятие заявки к исполнению при совпадении заявленной области деятельности организации-заявителя с областью аккредитации органа по сертификации и отсутствии угроз беспристрастности;
– отказ в принятии заявки.
При принятии заявки к исполнению орган по сертификации должен ее зарегистрировать для возможности обеспечения прослеживаемости соблюдения этапов и сроков выполнения работ.
Форму и способ регистрации заявки устанавливает орган по сертификации в документах системы менеджмента органа по сертификации.
При принятии решения об отклонении заявки по результатам анализа орган по сертификации должен направить письменное извещение организации-заявителю с указанием причин отклонения.
Справочно:
при наличии нескольких органов по сертификации с требуемой областью аккредитации организация-заявитель вправе обращаться в один из них.При отсутствии органа по сертификации с соответствующей областью аккредитации организация-заявитель может обратиться в Национальный орган по оценке соответствия, который примет решение по проведению сертификации системы управления данной организации.
Разработка программы аудита системы управления
Орган по сертификации для полного 3-летнего цикла сертификации системы управления организации-заявителя должен разработать программу аудита системы управления для определения работ по аудиту, необходимых для подтверждения того, что система управления организации-заявителя отвечает требованиям ТНПА к системе управления в течение всего срока действия сертификата соответствия.
Трехлетний цикл сертификации системы управления начинается с даты принятия решения по сертификации или повторной сертификации.
Программа аудита должна включать: первичный сертификационный аудит, состоящий из 2 этапов, инспекционный контроль в течение первого и второго года и повторный сертификационный аудит в течение третьего года до истечения срока действия сертификата соответствия.
Программа аудита составляется таким образом, чтобы в течение всего срока действия сертификата соответствия были проверены все требования ТНПА на систему управления и все филиалы и площадки организации-заявителя.
В область ежегодного аудита должны попадать требования, связанные с анализом со стороны руководства (п. 4.6 СТБ ИСО 14001 и СТБ 18001), внутренним аудитом (п. 4.5.4), корректирующими и предупреждающими действиями (п. 4.5.3), деятельностью по улучшениям, а также области, в которых орган по сертификации выявил несоответствия при предыдущем аудите, и аспекты для улучшения.
Для СУОС включаются также требования, связанные с актуализа-
цией экологических аспектов (п. 4.3.1 СТБ ИСО 14001), оказывающих или способных оказывать вредное воздействие на окружающую среду, актуализацией реестра законодательных и других требований, применяемых к экологическим аспектам организации-заявителя и касающихся деятельности в области охраны окружающей среды (п. 4.3.2), выполнением мероприятий по достижению целевых и плановых экологических показателей (п. 4.3.3), готовностью к потенциальным аварийным ситуациям, способным оказать воздействие на окружающую среду, и порядком реагирования на них (п. 4.4.7), проведением и регистрацией результатов регулярного мониторинга, измерения основных характеристик (п. 4.5.1) и оценкой соответствия действующим НПА и ТНПА в области охраны окружающей среды (п. 4.5.2), проведением обучения персонала в рамках СУОС и охраны окружающей среды (п. 4.4.2) и оценкой экономической и экологической эффективности (п. 4.5.1).
Справочно:
организация-заявитель вправе подать сразу несколько заявок на сертификацию систем управления. В этом случае органом по сертификации может проводиться комбинированный аудит – это аудит организации-заявителя на соответствие требованиям двух или более ТНПА на системы управления одновременно, например СУОТ и СУОС.
Для СУОТ включаются также требования, связанные с идентификацией опасностей, оценкой рисков и определением мер управления (п. 4.3.1 СТБ 18001), актуализацией законодательных и других требований в области охраны труда, распространяющихся на деятельность организации-заявителя (п. 4.3.2), выполнением мероприятий по до-
стижению целей в области охраны труда (п. 4.3.3), проведением обучения персонала требованиям в области охраны труда (п. 4.4.2), управлением операциями (фактическое выполнение требований НПА и ТНПА в области охраны труда), связанными с идентифицируемыми опасностями, для которых необходимо внедрение мер управления рисками (п. 4.4.6), подготовленностью к аварийным ситуациям и реагированием на них (п. 4.4.7), оценкой результативности и мониторингом деятельности по охране труда (п. 4.5.1).
Программа аудита при необходимости актуализируется по результатам инспекционного контроля.
Выбор и назначение команды по аудиту
Для проведения работ по сертификации орган по сертификации назначает команду по аудиту, состоящую из руководителя команды и экспертов-аудиторов, которые обладают общей компетентностью для сертификации системы управления организации-заявителя и достижения целей аудита.
В команду по аудиту должен входить эксперт-аудитор с подтвержденной компетентностью в оцениваемой технической области деятельности организации-заявителя, или компетентность команды по аудиту должна дополняться техническими экспертами. Технические эксперты должны работать под руководством эксперта-аудитора.
Важно!
Программа аудита согласовывается с организацией-заявителем и подписывается руководителем органа по сертификации (уполномоченным лицом органа по сертификации).
В состав команды по аудиту не должны входить специалисты, которые оказывали данной организации-заявителю услуги по консультированию в части создания и развития системы управления в течение последних 2 лет либо участвовавшие в проведении предварительной сертификации.
В состав команды по аудиту не включаются представители организации-заявителя, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.
Организация-заявитель должна быть заблаговременно проинформирована о составе команды по аудиту, которая будет проводить аудит системы управления. Организация-заявитель имеет право получить достаточную информацию о каждом из членов команды по аудиту, чтобы иметь возможность опротестовать назначение какого-либо конкретного эксперта-аудитора, технического эксперта, стажера.
Организация-заявитель имеет право требовать замены членов команды по аудиту по объективным причинам (например, член команды по аудиту работал ранее в организации-заявителе, оказывал ей услуги по консультированию). Отказ от кого-либо из членов команды по аудиту должен быть аргументирован и обоснован.
Определение времени аудита системы управления и выбор площадок для проведения аудита
Орган по сертификации должен иметь документированную процедуру для определения времени аудита с учетом специфики организаций-заявителей.
Для каждой организации-заявителя орган по сертификации должен определить время, необходимое для планирования и результативного проведения аудита системы управления.
При определении времени аудита органу по сертификации следует руководствоваться нормами трудоемкости, приведенными в приложении В ТКП 5.1.05-2012.
Справочно:
компетентность в технической области деятельности – наличие высшего образования и опыта работы в конкретной технической области деятельности.
При определении времени аудита системы управления органу по сертификации необходимо рассматривать помимо прочих следующие аспекты:
a) требования соответствующего ТНПА к системе управления;
б) размер и сложность организации-заявителя;
в) количество филиалов и площадок и их месторасположение;
г) технологические и нормативные аспекты;
д) процессы аутсорсинга, включенные в область применения системы управления;
е) результаты любого предыдущего аудита;
ж) риски, связанные с продукцией (работами, услугами), процессами, деятельностью организации-заявителя и невыполнением требований НПА и ТНПА;
з) возможность проведения комбинированного, совместного или интегрированного аудита.
Определение базовой продолжительности аудита при сертификации СУОС осуществляется с учетом 5 основных категорий сложности экологических аспектов организации-заявителя с точки зрения их характера и значимости, которые существенно влияют на время работы экспертов-аудиторов:
– высокая категория сложности – экологические аспекты, которые имеют важный характер и особую значимость (как правило, это организации, занятые в обрабатывающей или перерабатывающей промышленности, чья деятельность оказывает существенное влияние на ряд экологических аспектов);
– средняя категория сложности – экологические аспекты со средним по значимости характером и важностью (как правило, производственные организации, чья деятельность оказывает существенное влияние на некоторые экологические аспекты);
– низкая категория сложности – экологические аспекты, имеющие наименее значимый характер (как правило, сборочное производство, характеризуемое небольшим количеством значимых экологических аспектов);
– ограниченная категория сложности – экологические аспекты ограниченного характера (как правило, организации, занимающиеся административной деятельностью);
– особая категория сложности – аспекты, требующие дополнительного и отдельного рассмотрения на этапе планирования аудита.
Важно!
Не допускается выборочная проверка филиалов и площадок при сертификации СУОТ и других систем управления.
В приложении В ТКП 5.1.05-2012 в зависимости от фактической численности персонала организации-заявителя и класса риска для СУОТ либо категории сложности для СУОС устанавливается базовая продолжительность первичной сертификации систем управления.
Примеры связи между областями деятельности организации и классами рисков (категориями сложности), а также факторы, увеличивающие либо сокращающие продолжительность аудита СУОТ и СУОС, приведены в приложении В ТКП 5.1.05-2012.
Например, классы рисков по СУОТ для областей деятельности организации будут следующие:
– горная промышленность и добыча камня и грунта, газоснабжение, строительное дело – высокий;
– лесная промышленность, стекольная и керамическая промышленность, переработка камня и грунта, производство резины и изделий из пластмассы, изготовление металлических изделий – средний;
– торговля, техническое обслуживание и ремонт механических транспортных средств и товаров широкого потребления, дорожное и транспортное сообщение, обработка данных, информационные технологии – низкий;
– обработка данных, информационные технологии, аренда движимого имущества (без обслуживающего персонала), земельное и жилищное дело – ограниченный.
Состав обязательной исходной информации
для оценки системы управления охраной труда организации-заявителя любой области деятельности
Орган по сертификации систем управления может требовать следующую дополнительную информацию:
– сведения о производстве:
структурную схему организации, включающую основные и вспомогательные производственные подразделения, инженерные и административные службы с указанием связей между ними;
численность персонала, работающего в организации;
сменность работ на основном производстве (количество рабочих смен);
наличие и количество производственного персонала с неполной занятостью и (или) привлекаемого по договору;
перечень организаций-субподрядчиков и численность их работников;
численность работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда;
перечень работ с повышенной опасностью (с указанием цеха, участка);
перечень оборудования и технических устройств, представляющих повышенную опасность;
перечень разрешений, лицензий на соответствующие виды деятельности (разрешения Госпромнадзора и т.д.);
– сведения о системе управления охраной труда:
административно-функциональную схему системы управления охраной труда;
структурную схему службы охраны труда;
качественный и количественный состав службы охраны труда;
перечень документов системы управления охраной труда;
перечень документов других систем менеджмента, распространяющихся на систему управления охраной труда;
– информацию о качестве функционирования системы управления охраной труда за прошедший календарный год:
данные о проверках контролирующих органов в области охраны труда;
данные о претензиях, жалобах по вопросам охраны труда;
данные по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда;
данные о несчастных случаях на производстве, профессиональных заболеваниях, аварийных ситуациях (за последние 5 лет).
Важно!
При проведении комбинированного аудита нескольких систем управления, в т.ч. интегрированных, суммарная трудоемкость может быть сокращена до 20 % (в зависимости от степени интеграции систем управления). Сокращение продолжительности аудита должно оформляться органом по сертификации документально.
Виктор Бирюк, начальник сектора сертификации
исследовательского отдела методологии создания
и сертификации систем управления БелГИМ
Александр Прохорович, начальник исследовательского отдела
методологии создания и сертификации
систем управления БелГИМ