Игнорирование влияния опасных и вредных производственных факторов и несоблюдение требований безопасности в процессе выполнении погрузочно- разгрузочных работ ежегодно приводит к несчастным случаям, нередко групповым и с тяжелыми последствиями для работников. О причинах травмирования работника, при проведении погрузо-разгрузочных работ с использованием грузоподъемного крана, читайте в статье.
Отсутствие схемы строповки, привело к травме работника.
Анализ проводимой в республике работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда показывает, что во многих организациях со стороны нанимателей не всегда принимаются должные меры по обеспечению требований безопасности, установленных законодательством и нормативными правовыми актами по охране труда, а также по соблюдению работниками трудовой и производственной дисциплины.
Как свидетельствуют документы специальных расследований несчастных случаев одним из распространенных видов работ, при выполнении которых работники получили тяжелые и смертельные травмы, являются погрузочно-разгрузочные работы.
По оперативным данным Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2010 году на производстве при выполнении погрузочно-разгрузочных работ произошло 28 несчастных случаев с тяжелым исходом и 15 - со смертельным (за истекший период 2011 года 16 и 3 соответственно). (Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь о несчастных случаях на производстве, происшедших при выполнении погрузочно-разгрузочных работ)
Обстоятельства несчастного случая.
Работниками участка № 1 мелиорации государственного унитарного предприятия (далее ГУП) «В» проводились плановые работы на строительном объекте (Разборка здания ремонтных мастерских в ОАО «Д»).
Директором ГУП «В» Т., в устной форме было выдано задание прорабу организации С. на загрузку стреловым автомобильным краном КС-3579 металлолома, в том числе и металлообрабатывающего станка, на полуприцеп-платформу МАЗ 5247 для отправки его на территорию базы ГУП "В.".
Для выполнения работы прораб С. привлек водителя седельного тягача МАЗ-642208 М. и рабочего 3 разряда В.(у которого имелось удостоверение стропальщика), а также машиниста автомобильного крана Ч..
Однако, технологическим регламентом «Технологическая карта на погрузо-разгрузочные работы ГУП «В.» подъем грузов такого типа (металлообрабатывающего станка) не предусматривался; схема строповки (обвязки) не разрабатывалась, подбор съемных грузозахватных приспособлений каким-либо документом не регламентировался, фактическая масса груза не была определена.
В соответствии с нормативными правовыми актами нанимателя, в таких случаях, обеспечение безопасного выполнения работ возлагается на руководителя организации, а также на лицо, ответственное за безопасное производство работ.
Из-за отсутствия необходимых съемно-грузозахватных приспособлений для безопасной обвязки груза, прорабом С. было принято решение о выполнении строповки металлообрабатывающего станка имеющимся в наличии четырехветвевым стропом 4СК1-8.0/3.0.
После чего прораб С. дал команду машинисту автомобильного крана Ч. об установке крана на указанном им месте, а водителю М. - на подачу автосцепки к месту загрузки металлолома. Машинист крана Ч. визуально определил массу груза, установил кран на дополнительные опоры и опустил крюковую подвеску с навешенным на ней четырехветвевым стропом. А водитель М. установил автосцепку на место, указанное прорабом, а затем вышел из кабины автомобиля и наблюдал за процессом погрузки станка.
Прораб С. и рабочий (стропальщик) В. произвели строповку металлообрабатывающего станка за четыре технологические отверстия в чугунном корпусе станка под верхней полкой его корпуса четырьмя крюками четырехветвевого стропа. При этом в отверстии, за которое был произведен зацеп крюка 1-й ветви стропа, в отличие от остальных трех мест зацепа, отсутствовало вертикальное ребро жесткости, входящее при зацепе в зев крюка.
После строповки груза, работники отошли от места подъёма груза на 1,5-2 м . По команде прораба С., машинист крана Ч. произвел подъем металлообрабатывающего станка и переместил его на площадку полуприцепа-платформы.
При опускании станка на площадку полуприцепа-платформы, в связи с ассиметричным расположением технологических отверстий в корпусе по отношению к центру тяжести станка и ввиду неравномерного натяжения строп в момент частичного касания станком платформы полуприцепа произошла самопроизвольная расстроповка 2-й, 3-й и 4-й ветвей стропа и косое натяжение грузового каната автомобильного крана КС-3579 1-й ветвью стропа. Под воздействием тяжести груза незафиксированый крюк первой ветви стропа начал смещаться к центру станка и вышел из зацепления. В результате резкого освобождения от груза крюковая подвеска с навешенным на ней четырехветвевым стропом приобрела вращательное движение и, описав дугу, одним из крюков ударила водителя М., наблюдавшего за установкой груза на платформе и находившегося на расстоянии 3-4 м от опускаемого груза позади рабочего В. и прораба С., нанеся ему травму головы.
Прораб С. и рабочий В. оказали водителю М. первую медицинскую помощь, наложив марлевую повязку. О произошедшем прораб С. сообщил в диспетчерскую предприятия, от вызова скорой помощи М. отказался, сославшись на неплохое самочувствие, и, после окончания погрузки оставшегося металлолома, самостоятельно повел автосцепку на базу ГУП «В». По прибытию на базу предприятия водитель М. произвел расцепку седельного тягача и полуприцепа-платформы, установил тягач в гараж. Через некоторое время водитель М. почувствовал себя плохо и на легковом автомобиле, в сопровождении заместителя директора по механизации Х., был доставлен в центральную районную больницу, где ему был установлен диагноз: открытая черепно-мозговая травма средней степени, ушиб головного мозга средней степени, открытый перелом скуловой кости, ушиб орбиты левого глаза, рваная рана надбровной дуги.
Причины несчастного случая.
1. Невыполнение руководителями и специалистами должностных обязанностей по охране труда и промышленной безопасности, выраженные в не обеспечении безопасной организации и проведения погрузо-разгрузочных работ с использованием грузоподъемного крана:
- принятие решения о подъеме краном груза с использованием схемы строповки и съемных грузозахватных приспособлений, не соответствующих характеру поднимаемого груза, что является нарушением п. 413 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 № 45 (далее - ПУБЭГК);
- допуск на место производства работ по перемещению груза краном лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, что является нарушением п. 413 ПУБЭГК.
2. Нарушения требований безопасности труда другими работниками, выраженные в подъеме и перемещении краном груза при наличии на месте производства работ лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, что является нарушением требований п. 40.3 «Инструкции по охране труда для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоко-лесных на специальном шасси)» № 5, утвержденной директором ГУП "В."
Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда.
1. С., прораб ГУП «В»., в соответствие с п.п. 2.7, 3.3, 3.16, 3.18, 3.22 должностной инструкции производителя работ № 55, утвержденной директором ГУП "В.", являясь ответственным за организацию и производство строительно-монтажных работ в соответствие с проектной документацией, строительными нормами и правилами, и назначенный в соответствии с приказом № 2 от 03.01.2012 «Об организации технического надзора и обеспечении безопасной эксплуатации объектов», ответственным за безопасное производство работ кранами, будучи аттестованным по вопросам охраны труда и промышленной безопасности, не обеспечил безопасную организацию проведения работ, связанных с эксплуатацией грузоподъемного крана:
- принял решения о подъеме краном груза с использованием схемы строповки и съемных грузозахватных приспособлений, не соответствующих характеру поднимаемого груза, что является нарушением п. 413 «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных постановлением Министерства но чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 03.12.2004 № 45 (далее - ПУБЭГК);
- допустил нахождение на месте производства работ по перемещению груза краном лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, что является нарушением п. 413 ПУБЭГК.
2. Ч., машинист автомобильного крана, который будучи обученным, проинструктированным и прошедший проверку знаний по вопросам охраны труда и промышленной безопасности, производил подъем и перемещение краном груза при наличии на месте производства работ лиц, не имеющих прямого отношения к выполняемой работе, что является нарушением требований п. 40.3 «Инструкции по охране труда для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных на специальном шасси)» № 5, утвержденной директором ГУП "В".
Обеспечение безопасных условий труда- обязанность нанимателя
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно заключить, что создание безопасных условий труда при производстве погрузочно- разгрузочных работ должна обеспечиваться большим комплексом организационных и технических мероприятий и средств. При этом требования охраны труда должны соблюдаться на всех стадиях организации и осуществления производственной деятельности.
Документ: Межотраслевые правила по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года № 173 (далее – Правила).
Справочно :В проекте производства работ, в частности, должны быть отражены требования по безопасному размещению машин и механизмов, организации рабочих мест с применением технических средств безопасности и др. Кроме того, должны быть указаны номенклатура устройств, приспособлений и средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, средства освещения строительной площадки, рабочих мест, проходов и проездов, а также средства сигнализации и связи и др.
Справочно: В проекте производства работ должны быть предусмотрены меры по предупреждению падения работающих с высоты, падения конструкций, изделий или материалов с высоты при перемещении их краном или при потере устойчивости в процессе монтажа или складирования, меры по защите от поражения электрическим током, воздействия на работающих других вредных производственных факторов (шума, вибрации, вредных веществ в воздухе рабочей зоны) и др.
Справочно: Способы строповки элементов конструкций и оборудования должны обеспечивать их подачу к месту установки в положении, близком к проектному.
Справочно: Запрещается подъем сборных конструкций, не имеющих монтажных петель или меток, обеспечивающих их правильную строповку и монтаж.
Справочно : Строповку конструкций и оборудования следует производить инвентарными стропами или специальными грузозахватными устройствами, изготовленными по утвержденному проекту (чертежу). Способы строповки должны исключать возможность падения или скольжения застропованного груза.
Справочно : Элементы монтируемых конструкций или оборудования во время перемещения должны удерживаться от раскачивания и вращения гибкими оттяжками.
Справочно :Не допускается пребывание людей на элементах конструкций и оборудования во время их подъема или перемещения.
Справочно: Во время перерывов в работе не допускается оставлять поднятые элементы конструкций и оборудования на весу.
Наталья Гончарова, инженер по охране труда