В статье представлены рекомендации по составлению Руководства по СУОТ организации малого бизнеса (ОМБ) в части п.4.5.1 «Оценка результативности и мониторинг».
Справочно: ОМБ- организация малого бизнеса
Справочно: ОТ – охрана труда
Справочно: СУОТ- система управления охраной труда
Система мониторинга и измерений основных характеристик операций и видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на безопасность работника, определяется исходя из законодательных требований, выявленных значимых рисков и установленных целей в области ОТ.
Мониторинг состояния ОТ
обеспечивает:
- возможность регулирования рисков и определение степени соответствия осуществления Политики и целей СУОТ;
- документальную фиксацию изменений;
- обратную связь по анализу результативности СУОТ;
- получение информации для определения результативности мероприятий по идентификации, предотвращению и снижению опасностей и рисков;
- основу для составления отчета функционирования СУОТ, принятия решений и совершенствование, как идентификации опасностей и снижению рисков, так и самой СУОТ.
Деятельный мониторинг.
Деятельный мониторинг ведется в области:
- качества и безопасности приобретаемых сырья, материалов (п.4.4.6
СТБ 18001); - обслуживания и эксплуатации технологического оборудования (п.4.4.6 СТБ 18001);
- предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций (п.4.4.7 СТБ 18001);
- организации обучения, осведомленности и компетентности (п.4.4.2 СТБ 18001);
- организации выявления рисков, составления реестров, определения целей и задач, формирования Программы управления ОТ (п.4.3.1, п.4.3.3 СТБ 18001);
- мониторинг состояния здоровья работающих;
- паспортизация санитарно-технического состояния условий и охраны труда;
- контроля за санитарно-гигиеническими условиями труда на рабочих местах и аттестации рабочих мест по условиям труда;
- проведения периодического контроля (ежедневного, ежемесячного, ежеквартального) за соблюдением законодательства в области ОТ (п.4.5.2 СТБ 18001);
- проведения производственного контроля требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах;
- проведение внутренних аудитов (п.4.5.5 СТБ 18001);
- метрологического контроля;
- контроля со стороны вышестоящих организаций;
- определенных критериев оценки результативности функционирования СУОТ.
Реагирующий мониторинг
Реагирующий мониторинг применяется для расследования, анализа и документирования отказов СУОТ, включая НС, несоответствия, случаи ухудшения здоровья и экономического ущерба в соответствии с п.4.5.2 СТБ 18001.
Обязательные медицинские осмотры
Справочно: Проведение обязательных медицинских осмотров работников в ОМБ осуществляют в соответствии с Инструкцией о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих и признании, утвержденной постановлением Минздрава Республики Беларусь от 28.04.2010 №47
Проводят предварительные и периодические медицинские осмотры в зависимости от условий труда и параметров вредных факторов производственной среды проводят не реже установленных сроков. Список профессий оформляет врач-гигиенист территориального ЦГиЭ, подписывает главный врач и направляет в ОМБ и в территориальную поликлинику, которая проводит медицинский осмотр.
Ответственный по ОТ ОМБ составляет список работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру в 3-х экземплярах, утверждает у директора ОМБ, передаёт экземпляр главному инженеру, информирует руководителей СП.
Ответственный по ОТ осуществляет контроль за своевременным прохождением работниками периодического медицинского осмотра. Ответственность за своевременное направление работников для прохождения периодического медицинского осмотра несёт начальник СП.
Производственный контроль
Справочно: Производственный контроль проводиться в соответствии с Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2000 №11 (далее- Правила организации производственного контроля )
Производственный контроль за промышленной безопасностью осуществляют назначенные приказом директора ОМБ лицо, ответственное за организацию производственного контроля – зам. директора и уполномоченное лицо, осуществляющее производственный контроль – ответственный по ОТ.
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее аттестация рабочих мест) проводят специалисты организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности на основании договора.
Аттестацию рабочих мест проводят 1 раз в пять лет в соответствии с требованиями Инструкции по оценке условий труда при аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставлению компенсаций по ее результатам, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты Республики от 22.02.2008 № 35 с учетом того, что она должна быть завершена до окончания периода действия предыдущей аттестации.
Внеочередную аттестацию рабочих мест проводят при изменении условий труда в связи с реконструкцией производства, внедрением новой техники и технологии, применением новых видов сырья и материалов, при создании новых рабочих мест, при внесении изменений и дополнений в Списки № 1 и 2, «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей , дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 536 от 25.05.2005.
Аттестацию рабочих мест по условиям труда проводят для оценки значения и управления рисками, изучения санитарно-гигиенических условий труда, определения соответствия условий труда требованиям безопасности труда и производственной санитарии, для оценки эффективности средств защиты работающих от опасных и вредных факторов производственной среды, для обобщения и упорядочения систематического контроля за соблюдением санитарных норм, для разработки мероприятий по улучшению условий труда на каждом рабочем месте.
Результаты аттестации рабочих мест
Результаты аттестации рабочих мест в ОМБ используют в целях:
- подтверждения права на льготную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда согласно Списков № 1 и 2.;
- обоснования предоставления доплат, льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда в предусмотренном законодательством порядке;
- проведения идентификации опасностей и оценки значения и управления рисками в области ОТ;
- постановке целей и разработке программ управления охраной труда;
- планирования и проведения мероприятий по ОТ в соответствии с действующими документами;
- рассмотрения вопроса о прекращении (приостановлении) эксплуатации участка, производственного оборудования, изменении технологии, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работающих;
- ознакомление работающих с условиями труда на рабочих местах;
- применения административно-экономических санкций к виновным должностным лицам в связи с нарушением законодательства об охране труда и промышленной безопасности.
Государственный контроль
Вышестоящие организации и органы государственного надзора осуществляют следующий контроль:
- Департамент государственной инспекции труда осуществляет надзор за соблюдением законодательства о ОТ;
- Госпромнадзор ежегодно осуществляет проверку состояния и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов работающих под давлением;
- территориальные центры гигиены и эпидемиологии проверяют исполнение санитарных правил и норм по гигиене труда;
- Государственный пожарный надзор осуществляет пожарно-техническое обследование зданий и сооружений и другие.
Выданные вышестоящими организациями и органами государственного надзора предписания (несоответствия) регистрируются и в соответствии с резолюцией директора ОМБ принимаются к исполнению.
Ответственный по ОТ ОМБ организует разработку мероприятий по устранению выявленных несоответствий законодательным, нормативным и другим внешним документам по ОТ, а также осуществляет контроль за их выполнением.
Паспортизация рабочих мест и паспортизация санитарно-технического состояния
Периодичность и порядок проведения мониторинга осмотров и диагностирования оборудования, технических устройств (грузоподъёмных кранов, сосудов работающих под давлением, котлов, газового оборудования, автотранспорта, зданий и сооружений) установлены соответствующими техническими нормативными правовыми актами, паспортами.
Паспортизация рабочих мест проводиться в соответствии с Правилами организации производственного контроля.
На основе типового паспорта состояния условий и ОТ согласно приложению 1 указанного выше постановления разрабатываются паспорта санитарно-технического состояния условий и ОТ структурного подразделения. На основании паспортов подразделений разрабатывается паспорт санитарно-технического состояния условий и ОТ ОМБ.
В паспорт санитарно-технического состояния условий и ОТ вносятся данные:
- о количестве рабочих мест, не соответствующих государственным нормативным требованиям ОТ;
- характеризующие состояние санитарно-бытового обеспечения работников организации;
- о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности (без отпусков по беременности и родам).
Паспортизация санитарно-технического состояния условий и ОТ проводится ежегодно по состоянию на 1 декабря отчетного года. Ответственным за проведение паспортизации и разработку необходимых мероприятий по охране труда в организации является директор ОМБ, в структурном подразделении - руководитель структурного подразделения. Паспортизация условий и охраны труда осуществляется на основании приказа по ОМБ. В приказе определяются сроки проведения паспортизации, объекты, подлежащие паспортизации, порядок сбора и обобщения исходных данных, а также лица, осуществляющие эту работу.
Метрологическое обеспечение
Работы по метрологическому обеспечению оборудования осуществляются в соответствии с требованиями СТБ 8000, СТБ 8001, ТКП 8.003, СТБ 8004, СТБ 8014,
СТБ 8016 и другие.
Определение результативности функционирования СУОТ
На основе приведенных видов мониторинга ОМБ определяет виды деятельности, которые связаны с опасными и вредными производственными факторами, разрабатывает мероприятия по ОТ в целях минимизации или снижения рисков для здоровья работников.
Подтверждением результативности функционирования СУОТ является:
- исполнение положений Политики, целей и программ в области ОТ;
- соответствие состояния охраны труда действующему законодательству, использование персоналом СИЗ;
- своевременная регистрация НС, ПЗ, аварий, инцидентов, выработка и применение необходимых корректирующих и предупреждающих действий;
- выполнение планов обучения персонала по вопросам ОТ, получение работниками положительных оценок при проведении проверки знаний;
- оценка функционирования отдельных элементов СУОТ, своевременная их корректировка;
- документирование результатов деятельности по СУОТ.
Сведения о результатах проверок по ОТ и другая документация, отражающая все виды деятельности по вопросам ОТ, доступна для анализа результативности СУОТ и хранится в порядке, установленном в ОМБ.
Анализ результативности
Анализ результативности функционирования СУОТ позволяет:
- оценить стратегию СУОТ в целом, чтобы определить, отвечает ли она планируемым целям в отношении результатов деятельности;
- оценить способность СУОТ соответствовать насущным потребностям организации и всех заинтересованных сторон, включая ее работников и надзорные органы;
- оценить потребность в изменении СУОТ;
- определить, какие меры необходимы для своевременного устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой структуры организации и измерение результативности результатов;
- обеспечить обратную связь, включая определение приоритетов в целях непрерывного совершенствования;
- оценить прогресс в достижении целей организации в области ОТ и осуществлении корректирующих мероприятий;
- оценить эффективность мер, принимаемых по результатам предыдущих исследований результативности управления.
Оценка результативности состояния ОТ осуществляется по результатам постоянно проводимого мониторинга. Оценка производится один раз в полугодие результаты отражаются в карте оценки результативности ОТ (таблица А1 приложения А). Карты оценки результативности в подразделении, где руководителем является ответственный по ОТ проверяет директор.
Система мониторинга и измерений основных видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на безопасность работника, определяется исходя из законодательных требований, выявленных опасностей, оцененных рисков, и установленных целей в области ОТ.
Результаты оценки результативности состояния ОТ рассматриваются на совещаниях по качеству и ОТ у директора. Согласно набранных показателей результативности с учетом нарушений (таблицы А2 и А3 приложения А) устанавливаются премиальные доплаты.
* – заполняется руководителем структурного подразделения;
** – заполняется ответственным по ОТ с обязательным участием представителя профсоюзного комитета (уполномоченного по ОТ) и другими специалистами
*** – заполняется только для производственных подразделений
Руководитель СП ____________ _______________ _______________
дата подпись Ф.И.О.
Ответственный по ОТ ____________ _______________ _______________
дата подпись Ф.И.О.
Виктор Бирюк , начальник сектора исследовательского отдела методологии создания и сертификации систем управления Белорусского государственного института метрологии , эксперт- аудитор