Статья посвящена нормативным правовым актам, регламентирующим вопросы создания службы охраны труда в Республике Беларусь и Российской Федерации, а также отличиям норм законодательств в области охраны труда, требующих сравнения и оценки.
Общие подходы в формировании и функционировании служб охраны труда в Республике Беларусь и Российской Федерации
В Союзном государстве действует унифицированное трудовое законодательство, законодательство в области социальной защиты населения, пенсионного обеспечения (ст. 31 Договора о создании Союзного государства от 08.12.1999).
Анализ действующих нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, показывает, что многие из них даже регулирующие однопрофильные требования по охране труда имеют расхождения и могут по-разному трактоваться и применяться, что вызывает необходимость унификации этих требований.
Это обусловлено еще и тем, что интеграция Республики Беларусь и Российской Федерации постоянно растет и для работников выполняющих работу в едином экономическом пространстве должны быть установлены единые требования по охране труда.
Охрана труда является неотъемлемой частью системы управления организацией. Другими словами, у каждого работающего есть не только функциональные, трудовые обязанности, ориентированные в первую очередь на создание конечного продукта производимого организацией и получения прибыли, но и специфические обязанности и особая ответственность, направленные на обеспечение сохранения жизни и здоровья его и окружающих.
Выполнение должностных обязанностей и контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации эффективны лишь в условиях взаимодействия работающих между собой и координации их действий. Поэтому, если в организации не организована работа и не осуществляется контроль по охране труда, это в конечном итоге скажется на ее деятельности, приведет к ухудшению условий труда работающих, возникновению неприемлемых профессиональных рисков и как следствие, жалобы, микротравмы, несчастные случаи и тому подобные ситуации, влекущие за собой моральные и материальные потери.
Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы создания службы охраны труда в РБ и РФ
В целях решения вышеназванных проблем, для организации работы и осуществления контроля по охране труда работодателями вводится должность специалиста по охране труда или создается служба охраны труда.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы создания службы охраны труда в Республике Беларусь и в Российской Федерации являются:
В Республики Беларусь |
В Российской Федерации |
ст. 227 Трудового кодекса РБ (далее – ТК РБ) |
ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) |
Нормативы численности специалистов по охране труда на предприятиях, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 23.07.1999 № 94 |
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 22.01.2001 № 10 |
Типовое положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 24.05.2002 № 82 |
Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, приложение к постановлению Минтруда и соцразвития РФ от 08.02.2000 № 14 |
Типовое положение о кабинете охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РБ от 08.11.1999 № 144 |
Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.01.2001 № 7 |
Некоторые отличия нормативных правовых актов
Несмотря на внешнюю схожесть нормативных требований по созданию службы охраны труда, существуют отличия требующие сравнения и оценки для дальнейшей гармонизации законодательств в области охраны труда РБ и РФ.
Так при расчете общей численности специалистов по охране труда, с использованием методик указанных в нормативных правовых актов Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующие эти вопросы, при одинаковых условиях (среднесписочной численностью работников, рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, количеством самостоятельных структурных единиц, среднемесячной численности вновь принимаемых работников), получаются разные результаты по количеству работников службы охраны труда.
Если пожелать сформировать бюро охраны труда, то в Республике Беларусь численность специалистов по охране труда, включая начальника будет составлять 2-3 человека, если отдел – численность должна быть 4 и более человек.
В Российской Федерации бюро охраны труда создается при штатной численности работников 3-5 единиц (включая начальника), отдел – при штатной численности работников от 6 единиц. Эти несоответствия на первый взгляд не важны но, тем не менее, тоже требуют унификации.
Согласно Белорусскому законодательству для оборудования кабинета охраны труда должно быть выделено специальное помещение, площадь которого определяется в зависимости от списочного количества работающих: до 1000 человек 24 м², а например, свыше 1000 до 3000 – 48 м².
По Российским требованиям площадь кабинета охраны труда рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до 1000 человек – 24 м², свыше 1000 человек – добавляется 6 м² на каждую дополнительную тысячу человек, то есть в организации до 3000 работающих площадь кабинета охраны труда будет составлять 36 м².
Кроме того, для успешной гармонизации нужна одинаковая терминология: так в нормативных правовых актах Республики Беларусь прописано – «требования по охране труда», в аналогичных документах Российской Федерации «требования охраны труда» и кому-то в связи с этим придется внести изменения в сотни нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов.
Отличия при формировании службы охраны труда
Что касается формирования службы охраны труда, для начала приведем нормы законодательства в виде таблицы.
Таблица
ст. 227 ТК РБ «Служба охраны труда (специалист по охране труда)» |
ст. 217 ТК РФ «Служба охраны труда в организации» |
Для организации работы и осуществления контроля по охране труда наниматели вводят должность специалиста по охране труда или создают службу охраны труда из числа лиц, имеющих необходимую подготовку. Должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек. |
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. |
Решение о необходимости создания службы охраны труда или назначении специалиста по охране труда с меньшей численностью работающих принимает наниматель.
|
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. |
В случае невозможности выполнения указанных обязанностей работниками нанимателя он привлекает для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда соответствующих специалистов. При отсутствии службы, специалиста по охране труда соответствующие обязанности выполняются лицами, имеющими соответствующую подготовку (прошедшими обучение), либо одним из руководителей. |
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. |
Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работающих, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия потенциально опасных видов деятельности, производств и объектов. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации (его заместителю) и относится к основным структурным подразделениям организации. |
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда. |
Так в Республике Беларусь должности специалистов по охране труда (инженеров по охране труда), в организациях производственной сферы вводятся нанимателями при численности работающих свыше 100 человек, а в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек.
Причем понятие, что такое производственная сфера и другие сферы деятельности законодательством четко не определяются.
Приходится гадать, к примеру, торговая организация это производственная сфера деятельности или другая. Если не производственная то, на каком этапе ее развития (допустим при наличии складов, грузоподъемных механизмов, лифтов и т.п.) относить эту организация к производственной сфере. Как в данном случае поступить нанимателю не нарушая требования законодательства об охране труда, на какие цифры ориентироваться при вводе в штатное расписание организации должность инженера по охране труда.
В Российской Федерации у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
При этом, ст. 209 ТК РФ определен термин «производственная деятельность», как совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть, предполагается, что эта норма распространяется на всех работодателей, у которых численность работников превышает 50 человек, независимо от «сферы» деятельности.
В Республике Беларусь функционирует около 90 тыс. организаций малого предпринимательства, в которых насчитывается до 100 работающих. И как показывает опыт работы с такими организациями, очень редко их руководители принимают решение о создании службы охраны труда или введении в свой штат должности инженера по охране труда, раз этого не требует законодательство.
Скорее всего, а это подтверждает существующая сегодня практика, в организации численностью до 100 работающих обязанности по организации работы и осуществление контроля по охране труда возлагаются на «удобного» или «случайного» специалиста организации, как правило, имеющего весьма отдаленное понятия о законодательстве о труде и об охране труда.
В то же время специалисты, выполняющие обязанности по организации работы и осуществлению контроля по охране труда в организации должны иметь соответствующую подготовку (пройти обучение), что предписывает ст. 227 ТК РБ. К сожалению не совсем понятно, что такое «соответствующая подготовка» и какие требования должны предъявляться к кандидатам в охранники труда. Это должны быть требования, обусловленные квалификационной характеристикой должности инженера по охране труда, где в частности, указывается, что инженер по охране труда должен иметь профессиональное (техническое) образование. Но где в таком случае набрать столько «технарей», тем более что охрана труда не самое легкое и не самое финансируемое направление для привлечения соответствующих специалистов.
Кроме того, в организациях малого предпринимательства занимающихся допустим оптовой торговлей, оказанием медицинских услуг, туристических и рекламных компаниях зачастую вообще может не быть специалистов с техническим образованием, которые хотя бы в высших учебных заведениях изучали основы охраны труда.
И поэтому, работодатели идут по пути наименьшего сопротивления, возлагая обязанности специалиста по охране труда на бухгалтера, юрисконсульта, менеджера, агента торгового, секретаря-референта и других специалистов и организуя для них соответствующую подготовку (прохождение обучения).
В чем, как правило, заключается эта подготовка: работник организации, направляется на курсы повышения квалификации по охране труда и через 40 ч обучения получается готовый специалист по охране труда для организации, в которой трудятся до 100 человек.
Сложно сказать достаточно ли такой подготовки и полученных знаний для понимания специалистом, на которого возложены обязанности по охране труда требований и процедур системы управления охраной труда действующей в организации. Скорее всего, нет.
Изучить требования о труде и об охране труда в такой короткий промежуток времени невозможно, тем, более не имея зачастую практического опыта в этой области. И не надо забывать, что кроме всего прочего у этого специалиста есть свои функциональные обязанности по основной должности, а охрану труда (а не редко и пожарную и экологическую безопасность) ему вменяют дополнительно и часто без предложения дополнительных стимулов и мотиваций.
Вот и получается, что работник, на которого возложены обязанности специалиста по охране труда, вследствие недостаточной подготовки по вопросам охраны труда, в большинстве случаев находится в режиме ожидания и реагирует, как правило, уже на свершившиеся события (микротравмы, несчастные случаи или грубые нарушения охраны труда).
Нельзя сказать, что на государственном уровне эти вопросы не находят своего решения. В Республике Беларусь ведется подготовка специалистов по охране труда на базе высшего образования специализированными учреждениями образования. Правда специалистов, которым присваивается после обучения квалификация специалист по охране труда явно недостаточно. За период с 2007 года по настоящее время такую переподготовку по второй специальности «Охрана труда» прошли всего 558 человек. И понятно, что специалист по охране труда с дипломом, скорее всего, будет востребован и выберет для работы надежную, крупную компанию и вряд ли заинтересуется работой в становящейся на ноги небольшой фирме.
Профессиональная подготовка специалистов по охране труда
Профессиональная подготовка специалистов по охране труда должна выходить на новые рубежи. Интеграция в современную экономику однозначно подразумевает взаимную интеграцию системы высшего образования. Во всем мире пока принята единая система интеграции высшего образования – вступление в Болонский процесс. Уже сейчас в Российской Федерации, Украине, в Китае, в Польше, в Литве, в других европейских странах принято следующее: законченное высшее образование считается тогда, когда обязательно получена степень магистра наук.
В развитие этих тенденций, в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники на кафедре инженерной психологии и эргономики впервые в Республике Беларусь открылась магистратура по специальности «Охрана труда» и уже состоялись первые выпуски специалистов с присвоением академической степени магистров технических наук по специальности «Охрана труда».
Белорусский аграрный технический университет тоже, вслед за государственным университетом информатики и радиоэлектроники, открыл магистратуру по специальности «Охрана труда»; первый набор обучающихся будет проводиться в июле 2013 года.
Кроме, того на базе государственного университета информатики и радиоэлектроники, опять же, впервые в Республике Беларусь открывает практико-ориентированная магистратура для осуществления углубленной инженерной подготовки. Рабочее название специальности для внесения в общегосударственный классификатор – безопасность производственных процессов.
При обучении по этой специальности магистрантам будет обеспечена возможность более глубоко изучить законодательство об охране труда, что позволит им в будущем стать высококвалифицированными специалистами, в том числе и в охране труда.
Диагноз системе управления охраной труда действующей в организации, должны ставить профессионалы в области охраны труда, и они же должны совершенствовать эту систему и поддерживать в работоспособном состоянии, а без соответствующей подготовки это невозможно.
Сегодня надо думать не только о гармонизации систем управления охраной труда действующих в организациях Республики Беларусь и Российской Федерации и о создании общей нормативной правовой базы в сфере охраны труда, но и о людях, которые будут жить, и работать по этим единым нормативным требованиям.
Поэтому подготовка (обучение) работников службы охраны труда (специалистов по охране труда), особенно организаций малого предпринимательства, является, на взгляд автора, актуальной и востребованной и в Республике Беларусь и в Российской Федерации.
Сергей Жартун, генеральный директор
Республиканского унитарного предприятия
«Республиканский центр охраны труда
Министерства труда и социальной защиты
Республики Беларусь»