Гигиеническая классификация условий труда
Новые Санитарные нормы и правила «Гигиеническая классификация условий труда» предназначены для комплексной гигиенической оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
Документ служит основанием для подготовки санитарно-эпидемиологических характеристик условий труда; установления взаимосвязи состояния здоровья работника с условиями его труда; расследования случаев профессиональных заболеваний и отравлений; оценки профессионального риска и иных целей и т.д.
Постановление вступило в силу с 23 января 2013 г.
С этой же даты утратили силу санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы 13-2-2007 «Гигиеническая классификация условий труда», действующие с января 2008 г.
Документ: постановление Минздрава РБ от 28.12.2012 № 211 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Гигиеническая классификация условий труда» и признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 176» (зарегистрировано в НРПА РБ 12.02.2013 № 8/26895).
Порядок и условия проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы
Положение о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы утверждено Минздравом.
Объектами экспертизы являются:
– продукция (за исключением продукции, подлежащей государственной регистрации) по перечню, установленному постановлением Совета Министров РБ от 11.07.2012 № 635 «О некоторых вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения», если иное не установлено законодательными актами;
– проекты санитарно-защитных зон ядерных установок и (или) пунктов хранения, санитарно-защитных зон организаций, сооружений и иных объектов, оказывающих воздействие на здоровье человека и окружающую среду и определяемых Минздравом, зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения;
– проектная документация на реконструкцию, в том числе модернизацию, капитальный ремонт, при которых осуществляется расширение или увеличение мощности, а также изменение целевого назначения объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
– объекты социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры;
– работы и услуги, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья населения, перечень которых установлен постановлением Минздрава РБ от 17.07.2012 № 104;
– условия труда работающих;
– проекты технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (за исключением проектов технических нормативных правовых актов, в том числе технических регламентов, регулирующих обращение лекарственных средств, стандартов организаций), технологической документации (за исключением технологической документации, разработанной на продукцию собственного производства организаций общественного питания, и технологической документации, не включающей процессы производства продукции);
– сроки годности, хранения и условия хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов, отличающиеся от установленных в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации.
Постановление вступило в силу с 3 февраля 2013 г.
Документ: постановление Минздрава РБ от 03.01.2013 № 1 «Об утверждении Положения о порядке и условиях проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы» (зарегистрировано в НРПА РБ 31.01.2013 № 8/26857).
Комбинированное воздействие шума и вибрации на организм работающих: критерий оценки
Минздрав утвердил Гигиенический норматив «Критерий оценки комбинированного действия шума и вибрации на организм работающих».
Согласно нормативу при комбинированном воздействии шума и вибрации с уровнями, превышающими предельно допустимые, в течение более 50 % времени рабочей смены вредность условий труда (в соответствии с гигиенической классификацией условий труда) необходимо устанавливать на 1 степень выше относительно наибольшей степени вредности одного из факторов.
Если же по одному из факторов (шум или вибрация) установлен класс вредности 3.4, то при их комбинированном воздействии с уровнями, превышающими предельно допустимые, в течение более 50 % времени рабочей смены условия труда необходимо относить к опасным.
Данный критерий оценки комбинированного действия шума и вибрации действует с 1 января 2013 г.
Документ: постановление Минздрава РБ от 12.11.2012 № 173 «Об утверждении Гигиенического норматива «Критерий оценки комбинированного действия шума и вибрации на организм работающих» (зарегистрировано в НРПА РБ 26.12.2012 № 8/26678).
Требования к шуму звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств
Санитарные нормы и правила «Требования к шуму звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках» устанавливают требования к шуму, производимому при исполнении музыкального произведения, в концертных залах, торговых объектах общественного питания, культурно-развлекательных (ночных) клубах на дискотеках, а также и при организации спортивных, культурно-зрелищных или иных зрелищных мероприятий под открытым небом, а также порядок его измерения.
Допустимые значения уровней звука на этих объектах во время исполнения музыкальных произведений за 20 – 30 минутный период не должны превышать величин, установленных Гигиеническим нормативом «Допустимые уровни звучания звукопроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках».
Санитарные нормы и правила не распространяются на шумы, производимые при исполнении:
– филармонической музыки;
– классического репертуара в театральных постановках;
– произведений искусства, других результатов творческой деятельности в кинотеатрах, радио-, теле-, киностудиях.
Внимание!
Для обеспечения акустического благоустройства территорий санаторно-курортных и оздоровительных организаций необходимо ограничить радиофикацию указанных объектов.
Запрещается выставлять включенную звуковоспроизводящую и звукоусилительную аппаратуру в открытые окна объектов, а также жилых помещений. (поле)
Документ: постановление Минздрава РБ от 06.12.2012 № 191 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к шуму звуковоспроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках», гигиенического норматива «Допустимые уровни звучания звукопроизводящих и звукоусилительных устройств в закрытых помещениях и на открытых площадках» и признании утратившим силу постановления Главного государственного санитарного врача РБ от 12.12.2005 № 216» (зарегистрировано в НРПА РБ 11.01.2013 № 8/26754).
Минтруда и соцзащиты определило свои основные задачи в сфере охраны труда
8 февраля 2013 г. состоялось расширенное заседание коллегии Минтруда и соцзащиты РБ, посвященное итогам работы системы Министерства за 2012 год и задачам на 2013 г. В числе основных задач на текущий год – сопровождение проекта Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об охране труда» в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь, а также разработка нормативных правовых актов, направленных на реализацию данного Закона после его принятия.
В 2013 г. намечено провести в г. Витебске Белорусско-Российскую научно-практическую конференцию «Состояние и проблемы гармонизации законодательства об охране труда Республики Беларусь и Российской Федерации».
Еще одной важной задачей Министерства является обеспечение формирования базы данных автоматизированной информационной системы «Мониторинг условий труда на предприятиях Республики Беларусь».
Причины ЧП со смертельным исходом
Основными причинами несчастных случаев со смертельным исходом в 2012 г. явилось невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда, нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда. По статистике в 18,4 % случаев ЧП со смертельным исходом произошли именно по этим причинам.
На втором месте в списке причин гибели работников – нарушение требований безопасности труда другими работниками (9,5 %), на третьем – алкогольное опьянение, наркотическое или токсическое отравление (9,2 %).
Далее следуют:
– неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест (7,6 %);
– нарушения требований безопасности при эксплуатации транспортных средств, машин, механизмов, оборудования (7,3 %);
– недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по охране труда (5,1 %);
– отсутствие, некачественная разработка, нарушение требований проектной документации (4,1 %);
– эксплуатация неисправных, несоответствующих требованиям безопасности машин, механизмов, оборудования, оснастки, инструмента (3,2 %).