По статистическим данным Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, за 2010 г. в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых четверо работников погибли. В данной статье на примере, взятом из материалов специального расследования, рассмотрим причины, приведшие к гибели работника на производстве.
Обстоятельства несчастного случая
Между ООО «В» и ОАО «О» был заключен договор подряда на строительство разведочно-эксплуатационной артскважины для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Для бурения скважины была направлена буровая установка БА 15В.041 на базе автомобиля МАЗ 5337-5337. После производства работ возникла необходимость в перемещении буровой установки на другой объект, однако при попытке ее транспортировки пришел в негодность двигатель автомобиля. Его замену на другой решили произвести в полевых условиях, и этим занимались машинисты буровой установки С. и А. При этом в обязанности машиниста буровой установки входит: управление буровой установкой, участие в сборке, разборке буровых вышек, проведение ремонта и регулировки оборудования. После установки на автомобиль другого двигателя на него был установлен новый стартер.
Для подготовки буровой установки к бурению скважины на объект были направлены мастер по техническому обслуживанию и ремонту скважин Г., а также машинист буровой установки К., который с 1 февраля 2014 г. был принят на работу в качестве машиниста буровой установки 5-го разряда (кроме того, К. имеет диплом по специальности бурильщика подземного и капитального ремонта скважин).
В обязанности мастера технического обслуживания скважин Г. входит: непосредственная организация по работе на скважине, обслуживание буровой установки, ее текущий ремонт, а также перебазирование установки. Кроме того, у Г. имеется водительское удостоверение категорий «В» и «С», в связи с чем он имел право управлять автомашиной, на базе которой смонтирована буровая установка.
Периодически на объект к месту бурения приезжал директор М., который осуществлял контроль за работой своих подчиненных, привозил запасные части для буровой установки.
Первоначально буровая установка располагалась на поле с бороздами, колеса находились перпендикулярно им, поле было без уклонов, практически ровное, масса установки со снаряжением составляла около 20 т, поэтому покатиться самопроизвольно она не могла. У буровой установки были заторможены задние колеса и не работал замок зажигания. В связи с этим работники практиковали запуск двигателя путем нажатия кнопки включения массы и перемыкания клемм на реле стартера, расположенного с правой стороны внутри кабины. По объяснениям директора М., мастер Г. и машинист К. самостоятельно по очереди занимались разными видами работ по подготовке к работе буровой установки, а он как директор участвовал в разговоре с работниками, обсуждал все действия по выполнению работ, но прямых указаний по выполнению работ не давал, так как считал, что работники лучше его знают, что делать.
Г. запускал двигатель не из кабины, а путем нажатия кнопки включения массы и перемыкания клемм на реле стартера, и директор М. был уверен, что такую систему запуска двигателя мастер использовал исключительно для того, чтоб не залезать каждый раз в кабину. О неисправности замка зажигания директор М. знал, но был уверен, что он уже отремонтирован.
Когда двигатель не заводился, Г. или К. подлезали под машину с передней стороны и гаечным ключом на 36 вручную проворачивали коленчатый вал на несколько градусов, до того момента, пока не заходили в нормальное зацепление зубья стартера и маховика двигателя. После проведения такой операции двигатель запускался. Согласно объяснению мастера Г., каждый раз перед запуском двигателя после проворачивания вала они спрашивали друг друга, вылез ли напарник из-под машины.
22 мая 2014 г. в 12:00 на объект приехал директор М. и дал указания мастеру Г. и машинисту К. приступить к работе. Они переоделись в спецодежду и обувь и стали вновь пытаться запустить двигатель и разблокировать колеса. Один раз Г. удалось запустить двигатель, который поработал около часа. После этого машина смогла проехать 10 м, затем двигатель заглох, а колеса оставались заторможенными.
Чтобы растормозить задние колеса с левой стороны, мастер Г. снял тормозную камеру, при этом колодки отошли от тормозного барабана. После данного действия установить автомобиль на ручной тормоз физически не представлялось возможным, так как на автомобиле МАЗ установлены пневматические тормоза и при отсутствии тормозной камеры воздуха в системе не было. Директор М. сам попытался запустить двигатель, предварительно спросив у Г., находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении. Получив утвердительный ответ, он нажал кнопку включения массы, а затем перемкнул клеммы на реле стартера. Мастер Г. и машинист К. стояли рядом с ним. Однако двигатель не завелся. Затем К. сказал что пойдет провернет коленчатый вал. Для этого он залез под машину и оттуда попросил Г. принести ему ключ. Когда мастер Г. ушел за ключом, К. крикнул ему, что ключ у него есть, стал проворачивать коленчатый вал, сообщил, что вал проворачивается туго, и продолжал его прокручивать. Директор М. в этот момент находился справа от кабины, ждал, когда машинист К. вылезет из-под автомобиля, чтобы вновь попытаться завести двигатель. Согласно объяснению директора М., он приказал К. вылезать из-под автомобиля, и тот откликнулся, что вылез. Вылез или нет машинист К., М. не видел, так как К. находился снизу автомобиля у левого переднего колеса, а директор М. с правой стороны. Со слов М., он подождал еще секунд 10–15 и примерно около 16:40 решил произвести запуск двигателя очередной раз и нажал кнопку включения массы. В этот момент двигатель завелся и автомобиль начал самопроизвольное непредвиденное движение.
Директор М. растерялся и побежал рядом с автомобилем, думая, как его остановить. На ходу стал кричать мастеру Г., чтобы тот остановил его. Г. подбежал к автомобилю и нажал рычаг подачи топлива. Двигатель заглох и автомобиль остановился от первоначального расположения в метрах 20. После этого мастер Г. рукой показал М. в сторону машиниста К. Он лежал на земле и не подавал никаких признаков жизни, его голова была вся в крови. Директор М. вызвал скорую медицинскую помощь и сообщил о случившемся в милицию. По прибытии на место происшествия медицинские работники констатировали смерть К.
Согласно заключению медицинского судебного эксперта смерть К. наступила в результате размозжения головы. При судебно-химическом исследовании крови и мочи машиниста К. этиловый спирт обнаружен не был.
Причины несчастного случая
1. Эксплуатация автомобиля МАЗ 5337-5337 БА 15В.041, не прошедшего до начала эксплуатации государственного технического осмотра, с тормозной системой, находящейся в неисправном состоянии, заключающемся в отсутствии тормозной камеры задних левых колес, с неисправным стартером (неисправность выражена в замкнутом положении штока стартера, и при включении массы был возможен пуск двигателя автомобиля) (заключение старшего эксперта отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз РБ)), является нарушением требований пп. 894, 899 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса РБ от 04.12.2008 № 180/128 (далее – Межотраслевые правила № 180/128), п. 903 Правил безопасности и охраны труда при геологоразведочных работах, утвержденных постановлением Минприроды и МЧС РБ от 05.07.2007 № 71/64 (в редакции от 22.07.2008 № 68/79) (далее – Правила № 71/64).
2. Проведение сложного ремонта автомобиля МАЗ 5337-5337 не в специально отведенных местах (постах) является нарушением требований п. 16 Технического регламента по техническому обслуживанию и ремонту шасси буровых установок роторного бурения на базе автомобилей семейства МАЗ, утвержденного директором ООО «В» (далее – Техрегламент), п. 978 Межотраслевых правил № 180/128.
3. Привлечение к выполнению ремонтных работ транспортного средства (автомобиля МАЗ 5337-5337) машиниста буровой установки, не имеющего соответствующей квалификации, является нарушением требований п. 980 Межотраслевых правил № 180/128, п. 26 Техрегламента.
Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда
М., директор ООО «В», который в соответствии с приказом № 1-от «О дальнейшем совершенствовании организации работы по охране труда в ООО «В», являясь ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств:
– допустил к эксплуатации автомобиль МАЗ 5337-5337 БА 15В.041, не прошедший государственный технический осмотр, производил запуск двигателя на автомобиле МАЗ 5337-5337 БА 15В.041, у которого тормозная система находилась в неисправном состоянии, заключающемся в отсутствии тормозной камеры задних левых колес, и был неисправен стартер (неисправность выражена в замкнутом положении штока стартера, при включении массы был возможен пуск двигателя автомобиля) (заключение старшего эксперта отдела технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз РБ). Это привело при включении кнопки массы автомобиля к запуску двигателя и самопроизвольному движению автомобиля, что является нарушением требований пп. 894, 899 Межотраслевых правил № 180/128, п. 903 Правил № 71/64;
– не организовал проведение сложного ремонта автомобиля МАЗ 5337-5337 в специально отведенных местах (постах), что является нарушением требований п. 16 Техрегламента, п. 978 Межотраслевых правил № 180/128;
– привлек к выполнению ремонтных работ транспортного средства (автомобиля МАЗ 5337-5337) машиниста буровой установки, не имеющего соответствующей квалификации, что является нарушением требований п. 26 Техрегламента, п. 978 Межотраслевых правил № 180/128.
Анализ причин
Анализ несчастных случаев на производстве свидетельствует о том, что в организациях не принимаются должные меры по обеспечению безусловного выполнения требований безопасности при проведении работ по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Допускаются случаи халатного отношения к организации и производству указанных работ как со стороны должностных лиц, так и со стороны самих работников.
Мероприятия по недопущению несчастных случаев
1. Обеспечение выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил № 180/128, Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации напольного безрельсового транспорта и грузовых тележек, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.12.2003 № 165.
2. Heдопущение к эксплуатации транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр и находящихся в технически неисправном состоянии.
3. Проведение внеочередной проверки знаний и внепланового инструктажа с работниками и должностными лицами организации, нарушающими требования безопасности труда при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
4. Ужесточение контроля за обеспечением и использованием работниками в процессе трудовой деятельности средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда, а также за соблюдением работниками трудовой и производственной дисциплины в соответствии с требованиями Директивы Президента РБ от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».
Егор Кузин, инженер по охране труда
Справочно:
техническое состояние транспортных средств, их узлов и агрегатов должно отвечать требованиям Межотраслевых правил № 180/128, Правил дорожного движения, правил и руководств по их технической эксплуатации (п. 984 Межотраслевых правил № 180/128).
Справочно:
транспортные средства должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем их бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров и грузов (п. 895 Межотраслевых правил № 180/128).
Справочно:
не допускается эксплуатация транспортных средств с неисправными и неотрегулированными приборами (п. 899 Межотраслевых правил № 180/128).
Справочно:
основная цель технического обслуживания и ремонта состоит в поддержании транспортных средств в исправном состоянии, при котором их параметры соответствуют установленным требованиям и обеспечивают безопасность дорожного движения. Исправное состояние транспортных средств должно обеспечиваться за счет своевременного и полного выполнения планово-предупредительных работ по техническому обслуживанию и ремонту (п. 977 Межотраслевых правил № 180/128).
Справочно:
ТО и ТР транспортных средств производятся в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в т.ч. специализированным, предусмотренными определенным видом работ (п. 978 Межотраслевых правил № 180/128).
Справочно:
участие водителей, работников других профессий и должностей в техническом обслуживании и ремонте транспортного средства допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ (п. 980 Межотраслевых правил № 180/128).