В журнале «Я специалист по охране труда», 2014, № 22, с. 40, опубликована статья Козловской Н. и Жартуна С. «Охрана труда при совмещении профессий и должностей», в которой речь шла о выполнении работ по нескольким профессиям и должностям. Представленный ниже материал является откликом на опубликованную статью и продолжением затронутой темы.
Не должен инженер-энергетик заменять перегоревшие электролампы
В указанной выше статье авторы высказали следующую мысль: «Не должен инженер-энергетик заменять перегоревшие электролампы в светильниках или технолог налаживать станок – это не входит в их должностные обязанности».
Вопрос о порядке выполнения руководителем обязанностей подчиненных ему рабочих – один из наиболее сложных в практике служб охраны труда. Причем с развитием малого предпринимательства эта проблема становится все более актуальной, наряду с проблемой привлечения работающих по гражданско-правовым договорам. В обоих случаях причины одни: у работодателя возникает необходимость выполнения разовой работы или получения разовой услуги в кратчайшие сроки, с минимальными затратами и с соблюдением необходимых требований законодательства.
Выполнение разовой работы
В качестве примера рассмотрим работу по замене лампы в светильнике на столе у директора фирмы.
Документ:
технический кодекс установившейся практики ТКП 181-2009 «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», утвержденный постановлением Минэнерго РБ от 20.05.2009 № 16 «Об утверждении и введении в действие технического кодекса установившейся практики» (далее – ТКП).
Каковы в данном случае требования законодательства, а именно ТКП?
Светильник, если он не лежит на складе, а включен в розетку, является действующей электроустановкой, т.е. «электроустановкой или ее частью, которая находится под напряжением либо на которую напряжение может быть подано включением коммутационных аппаратов или за счет электромагнитной индукции» (подп. 3.64 п. 3 ТКП).
Для работы с действующими электроустановками требуется электротехнический персонал, которого в организации нет: ответственным за электрохозяйство назначен сам директор, поскольку суммарная установленная мощность его электроустановок (компьютеры, принтеры, копировальная техника, светильники освещения и электрочайники) не превышает 30 кВА.
Напомним требования к оперативному и оперативно-ремонтному электротехническому персоналу:
– возраст не моложе 18 лет;
– профессиональное обучение;
– прохождение медосмотра, стажировки, инструктажей, обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда;
– дублирование;
– специальная подготовка;
– прохождение контрольных противоаварийных тренировок (подп. 4.2.13 п. 4 ТКП).
Кроме того, такой работник должен быть обеспечен спецодеждой, электрозащитными средствами индивидуальной защиты, специальным инструментом. Все это понятно.
Электроустановка не подключена к сети
А если шнур светильника вынут из розетки, т.е. обеспечен видимый разрыв между электроустановкой и питающей сетью? Правильно, светильник уже не является действующей электроустановкой, и манипуляции с ним могут производить любые работники, в т.ч. из неэлектротехнического персонала (это для простейших электроустановок, потому как мало ли какие емкостные элементы могут быть внутри «черного ящика»).
Проверку знаний на I группу электробезопасности директор прошел, утвердив программу вводного инструктажа, где имеется раздел «Электробезопасность», а методика замены лампы не требует высшего образования, достаточно базового. Кроме того, к каждому светильнику прилагается инструкция по эксплуатации, и директор может ею воспользоваться при замене лампы. Или этот факт тоже должен контролироваться и кем-то подтверждаться? Почему же в таком случае директору отказано в праве заменить лампу в таком светильнике?
Требования законодательства
В ТКП есть одна замечательная фраза: «Смена перегоревших ламп может производиться групповым или индивидуальным способом, который устанавливается конкретно для каждого Потребителя в зависимости от доступности ламп и мощности осветительной установки» (подп. 5.13.27 п. 5 ТКП).
Раз написано «устанавливается», значит, в организации должен быть разработан и утвержден какой-то локальный нормативный акт, регламентирующий процесс замены ламп светильников. А поскольку есть определенный технологический регламент, то в нем обязательно должны быть прописаны требования по безопасности труда. Соответственно должны быть инструкция по охране труда и журнал регистрации инструктажей на рабочем месте.
Кто должен проводить инструктаж с директором? В соответствии с действующим законодательством эти обязанности возложены на административно-технический персонал, т.е. «руководителей и специалистов, на которых возложены обязанности по организации технического и оперативного обслуживания, проведения ремонтных, монтажных и наладочных работ в электроустановках» (подп. 3.1 п. 3 ТКП). Но руководителю предприятия, главному инженеру присвоение группы по электробезопасности не требуется (подп. 4.2.7 п. 4 ТКП). Значит, проводить инструктаж с ними некому. Поэтому во избежание допуска к работе необученного персонала директор не вправе браться за круглый цоколь лампочки даже при отключенном от сети светильнике. Более того, он не имеет права даже выдернуть шнур из розетки, осуществляя «оперативное переключение» в действующих электросетях.
Справочно:
обслуживание действующих электроустановок, проведение в них оперативных переключений, организацию и выполнение ремонтных, монтажных или наладочных работ и испытаний должны осуществлять специально подготовленные работники, соответствующие требованиям настоящих Правил (электротехнический персонал п.4.1.1 ТКП.
Решение проблемы
Есть несколько решений данной проблемы.
1. Можно руководствоваться нормой подп. 4.1.10 п. 4 ТКП: «У Потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В этом случае ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок руководитель Потребителя может возложить на себя».
Другими словами, директор берет ответственность на себя и вкручивает-выкручивает лампы сам.
2. Директор поручает эту операцию секретарю (помощнику, референту, менеджеру), предварительно директор сам выдергивает шнур питания из розетки, а затем проводит с секретарем (помощником, референтом, менеджером) в установленном порядке целевой инструктаж по охране труда.
3. Директор приглашает исполнителя со стороны, при этом можно выбрать специализированную организацию или заключить гражданско-правовой договор с физическим лицом.
4. Директор может обучить и присвоить уборщице смежную профессию «рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений» с изменением ее трудового договора, штатного расписания и системы управления охраной труда организации и т.п.
Итак, при строгом соблюдении требований безопасности замена лампочки перерастает в проблему.
Что-то здесь не так!
Легитимный допуск к выполнению работы
Ситуация
На одном из производств произошел несчастный случай. Мастер цеха, увидев, что сырье поступает в один из агрегатов не в нужном количестве, привычно влез в приемное окно, чтобы вытянуть клок волокна, намотавшегося на ось приемных валков и затормозившего их вращение. Однако он не учел, что эту операцию его работники проводили, остановив агрегат, т.е. так, как он же их инструктировал. Кто виноват?
Конечно же, непосредственное обслуживание оборудования и устранение мелких неполадок не входит в функции мастера. Но можно ли считать, что мы имеем дело с «допуском работника к выполнению работ не по специальности?»
С точки зрения законодательства нарушение есть: «Специа-
листы, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с гл. 2 Инструкции № 175» (п. 44 Инструкции № 175).
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Но что происходит на практике? Мастер организует обучение работников, читает им 20-часовую программу, показывает правильные приемы выполнения работы, контролирует соблюдение ими требований безопасности. При этом, чтобы выполнить эту же работу на практике, мастер должен пройти обучение, стажировку, проверку знаний и инструктаж по вопросам охраны труда, как собственный подчиненный.
Но ведь по всем этим вопросам мастер уже сдал экзамены, проходя проверку знаний как мастер. Так зачем нужно дублирование?! Также возникает вопрос: кому доверить инструктирование мастера, если выше – только главный инженер, в ведении которого стратегические вопросы организации производства, а также директор, чья компетенция – отнюдь не производство, а финансы?
Здесь мы опять упираемся в формализацию процесса и, как следствие, снижение значения системы управления охраной труда.
Мнение автора статьи
Автор данной публикации в свое время также работал мастером бригады наладчиков электронного оборудования, и не один час провел, копаясь в недрах агрегатов с паяльником и осциллографом. При этом все обучение свелось к институту и – уже на производстве – к ежегодной проверке знаний по вопросам охраны труда и на группу по электробезопасности. Инструктировать меня было некому. Поэтому сформировалось личное отношение к теме нашего разговора: одно дело – человек с высшим образованием, который, поступая на работу, заключает трудовой договор по рабочей профессии и обязан проходить все, что положено согласно п. 44 Инструкции № 175. И другое – непосредственный руководитель производства, который обязан уметь встать в любое время на место любого работника и выполнить его работу с соблюдением всех требований безопасности. И при этом подтверждать свою квалификацию 1 раз в 3 года при сдаче экзаменов по вопросам охраны труда как руководитель и специалист. И нести полную ответственность за свои действия.
Виктор Серый, инженер по охране труда