По статистическим данным Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, за 2010 г. в республике при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин) произошло 30 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, в результате которых четверо работников погибли.
Обстоятельства несчастного случая
После возвращения с линии автобуса МАЗ-104 водителем В. совместно с механиками ОТК выписана заявка на ремонт автобуса «прокачать сцепление». Автобус был поставлен на осмотровую канаву на участке текущего ремонта с установленными под заднее колесо противооткатными упорами.
Документ:
Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты и Минтранса РБ от 04.12.2008 №180/128.
К ремонту автобуса приступила смена мастера участка Ш. По указанию мастера, работы по прокачке сцепления выполнял слесарь по ремонту автомобилей Б., на автобусе требовался ремонт подпедального цилиндра, который был снят и отдан в цех для ремонта. Затем было принято решение на автобус установить новый подпедальный цилиндр. Около 14:00 со склада был выписан цилиндр и отдан Б. для установки на автобус МАЗ-104.
Около 16:30 Б. обратился к слесарю по ремонту автомобилей О. с просьбой оказать ему помощь в установке подпедального цилиндра и ремонте сцепления автобуса. После нескольких попыток прокачать сцепление слесарь по ремонту автомобилей О. обратился к мастеру Ш., чтобы тот предоставил водителя по перегону, который заведет автобус и будет помогать прокачивать сцепление. Мастер Ш. направил водителя по перегону Я. для оказания практической помощи в ремонте сцепления.
Водитель по перегону Я. произвел запуск двигателя и начал прокачивать сцепление, затем заглушил двигатель, остался в кабине авто-буса нажимать педаль сцепления по указанию слесаря О. – и так несколько раз. Слесарь по ремонту автомобилей О. находился в салоне автобуса возле люка коробки переключения передач, а Б. стоял снаружи перед автобусом и подавал насосом давление на систему сцепления. Когда работы были завершены и, со слов О., ремонт сцепления произведен, он вышел из салона автобуса, Б. собрал ветошь, инструмент около автобуса, после чего пошел в сторону токарной мастерской.
Документ:
государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.03.2011 № 14 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – СТБ 960-2011).
О. подошел к окну водителя слева и попросил Я. завести двигатель и проверить переключение передач. Я. завел двигатель, и в этот момент автобус начал движение вперед, преодолел колесоотбои, смял двойное ограждение и остановился, упершись в стену токарного отделения. При этом Б., находившийся на проходе за ограждением траншеи, оказался под левой стороной бампера автобуса и стеной токарного отделения.
В момент несчастного случая противооткатные упоры находились рядом с автобусом, слева. В ходе расследования не установлено, кто убрал противооткатные упоры из-под колес автобуса.
Каретой скорой медицинской помощи Б. был доставлен в больницу, где от полученных травм умер спустя несколько часов.
Причины несчастного случая
1. Отсутствие мер по организации безопасного проведения ремонтных работ на автобусе МАЗ-104, а именно неосуществление непосредственного руководства и контроля за действиями водителя по перегону при запуске двигателя с целью проверки работоспособности сцепления (п. 1 приказа № 111 о назначении лиц, ответственных за постановку автомобилей на посты ТО и ТР и пуск двигателя автомобиля (автобуса) на постах технического обслуживания и ремонта).
2. Отсутствие технологического процесса на выполнение ремонта системы сцепления автобуса (п. 4.10 СТБ 960-2011, п. 89 Межотраслевых общих правил по охране труда, п. 1.4 ГОСТ 12.3.002-75).
3. Запуск двигателя автобуса без включения стояночного тормоза при нахождении коробки передач не в нейтральном положении (п. 4.3.2 руководства по эксплуатации автобуса МАЗ-104).
Документ:
ГОСТ 12.3.002-75 «Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности», введенный в действие на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 17.12.1992 № 3 (далее – ГОСТ 12.3.002-75).
Лица, допустившие нарушения законодательства о труде и охране труда
1. Ш. – мастер участка текущего ремонта ООО «Б», который не принял меры по организации безопасного проведения ремонтных работ на автобусе МАЗ-104. Ш. не осуществлял непосредственное руководство и контроль за действиями водителя по перегону при запуске двигателя с целью проверки работоспособности сцепления, чем нарушил п. 1 приказа № 111 о назначении лиц, ответственных за постановку автомобилей на посты ТО и ТР и пуск двигателя автомобиля (автобуса) на постах технического обслуживания и ремонта, и пп. 3.1, 3.4, 3.7 должностной инструкции № 121 мастера участка текущего ремонта.
2. П., заместитель главного инженера – начальник производственно-технического отдела ООО «Б», который не обеспечил наличие технологического процесса на выполнение ремонта системы сцепления автобуса. Этим П. нарушил п. 4.10 СТБ 960-2011, п. 89 Межотраслевых общих правил по охране труда, п. 1.4 ГОСТ 12.3.002-75 и п. 4 должностной инструкции № 223 заместителя главного инженера – начальника производственно-технического отдела.
3. Я. – водитель по перегону ООО «Б», который осуществил запуск двигателя автобуса, не убедившись в том, что включен стояночный тормоз, а коробка передач находится в нейтральном положении. Тем самым он нарушил требования п. 4.3.2 руководства по эксплуатации автобуса МАЗ-104.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда» (далее – Межотраслевые общие правила).
Анализ причин несчастных случаев, произошедших при выполнении ремонтных работ
Анализ произошедших несчастных случаев показывает, что наиболее распространенными их причинами явились:
– нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда – 29 % от общего количества причин (по несчастным случаям со смертельным исходом этот показатель составил 50 %);
– невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда – 22 %.
Значительный удельный вес в структуре причин произошедших несчастных случаев также составили:
– нарушения требований безопасности другими работниками – 9 %;
– недостатки в обучении и инструктировании потерпевших по вопросам охраны труда – 7 %;
– алкогольное опьянение потерпевших – 7 %.
Почти в 60 % случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.
Михаил Осипович, инженер по охране труда