Неблагоприятные условия труда порождают, как правило, высокий уровень производственного травматизма. Чем хуже условия, в которых трудится работник, тем больше вероятность его травмирования.
Кроме того, вредные условия труда могут являться причиной большого числа профессиональных заболеваний.
Поэтому действующая в организации система управления охраной труда должна обеспечивать решение следующих основных задач:
– сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве;
– улучшение условий труда;
– ориентация на предупреждающие (а не на корректирующие) действия, предпринимаемые для устранения причины потенциальных несоответствий или других нежелательных ситуаций.
Обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда зависят от условий, в которых протекает его труд. Поэтому управление охраной труда должно быть направлено как на формирование безопасных условий труда при создании новых производственных объектов и производств, так и на улучшение уже сложившихся условий труда, повышение их безопасности в действующем производстве и предупреждение возможного наступления негативных последствий из-за несоблюдения требований по охране труда.
Должны преследоваться 2 цели:
1) недопущение формирования неблагоприятных условий труда;
2) уменьшение неблагоприятного воздействия существующих условий труда на работающих.
При несомненном приоритете по важности решения первой цели необходимо осуществлять и меры по улучшению сложившихся условий труда на действующих рабочих местах и производственных участках.
В связи с этим управление охраной труда должно быть ориентировано в первую очередь на идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности, т.е. на своевременное выявление и предупреждение отклонений факторов, влияющих на безопасность труда.
Оценка рисков
Понятие «риск» приводится в терминах и определениях СТБ 18001-2009: сочетание вероятности возникновения опасного события или воздействия(й) и тяжести травмы или профессионального заболевания, причиной которого может быть это событие или воздействие(я).
Документ:
Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 24.04.2009 № 19 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – СТБ 18001-2009).
Документ:
Республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров РБ от 29.06.2010 № 982.
Документ:
Межотраслевые общие правила по охране труда, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 03.06.2003 № 70 (далее – Межотраслевые общие правила по охране труда).
Согласно Межотраслевым общим правилам по охране труда в целях профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшения условий и охраны труда в организациях разрабатывается и внедряется система управления охраной труда, обеспечивающая идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности.
В государственном стандарте определены «риски», а в Межотраслевых общих правилах по охране труда – «профессиональные риски».
Нормативным правовым актом, каковым являются Межотраслевые общие правила по охране труда, предписано оценивать именно «профессиональные риски», поэтому хотелось бы разобраться, что это такое.
Документ:
Закон РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
В прежней редакции Закона об охране труда в ст. 1 «Основные термины и их определения, применяемые в настоящем Законе» профессиональный риск интерпретировался как вероятность повреждения здоровья или утраты трудоспособности либо смерти работающего в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Но в обновленной редакции Закона об охране труда, вступившей в силу с 25 января т.г., определение профессионального риска не приводится.
Тем не менее ст. 17 «Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда» Закона об охране труда обязывает работодателя разрабатывать, внедрять и поддерживать функционирование системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности.
Справочно:
определение профессионального риска можно найти и в гл. 16 (используемые термины и определения) Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее – Положение о страховой деятельности).
Профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья (утраты трудоспособности) или смерти застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных определенных гл. 16 Положения о страховой деятельности случаях.
К иным случаям можно отнести профессиональные риски работающих на основании гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности в местах, предоставленных страхователем, и др.
Международная практика управления профессиональными рисками
Большой опыт управления профессиональными рисками имеется в зарубежных странах (Великобритании, Нидерландах, Италии, Испании, Германии и др.).
По мнению Европейского агентства по безопасности и здоровью на работе, начиная с принятия в 1989 г. рамочной Директивы Европейского союза 89/391/ECC «О проведении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе» оценка риска является краеугольным камнем европейского подхода к профессиональным безопасности здоровья.
Согласно рамочной Директиве основные принципы профилактики, на основе которых работодатель должен принимать меры по защите здоровья и безопасности работников, следующие:
– избегать рисков;
– производить оценку рисков;
– бороться с рисками в их источнике;
– приспосабливать работу к конкретному работнику. Особенно это касается эргономики рабочих мест, выбора оборудования, выбора методов работы и производства с учетом возможности облегчения монотонного труда, труда с заранее заданным темпом и снижения их влияния на здоровье работников;
– адаптироваться к техническому прогрессу;
– заменять что-либо опасное неопасным и менее опасным;
– разрабатывать последовательную общую политику профилактики, которая охватывает технологию, организацию работы, условия труда, социальные отношения, а также влияние факторов, действующих в рабочей среде;
– отдавать мерам коллективной защиты приоритет над индивидуальными мерами;
– осуществлять соответствующее инструктирование работников.
При этом работодатель должен владеть оценкой рисков для безопасности и здоровья, включая те особые виды рисков, которым подвергаются отдельные группы работников и, что следует подчеркнуть, должен, принимая во внимание характер работы организации, оценить риски для безопасности и здоровья работников при выборе производственного оборудования, используемых материалов и химических веществ.
Считается, что если риски не оценены должным образом, то не может быть назначен процесс управления рисками и вряд ли могут быть определены соответствующие профилактические меры.
Оценка профессиональных рисков предоставляет работодателю возможность самостоятельно решать, что нужно делать для обеспечения безопасности и здоровья работников на работе. Систематическая оценка риска как одна из процедур системы управления охраной труда представляет собой динамический процесс, который позволяет организациям проводить активную политику по управлению профессиональными рисками на рабочих местах.
Правильная оценка профессионального риска предопределит создание безопасных условий на рабочих местах, позволит организации сократить затраты, связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями, поможет уменьшить потери рабочего времени от общих болезней работающих и т.д. Оценка риска повышает мотивацию работников, уменьшает текучесть кадров, тем самым помогая организациям становиться более конкурентоспособными.
Оценка профессионального риска позволяет нанимателю быть уверенным в том, что во внимание принимаются все риски (не только непосредственные или очевидные), а также проверить эффективность принятых мер, документировать результаты оценки, регулярно ее пересматривать и обновлять.
Следует отметить, что внедрение оценки риска является достаточно длительным процессом. Законодательное оформление профессионального риска в странах ЕС произошло только в 1989 г., после этого шел процесс разработок процедур «инструментов», методов оценки рисков.
Что касается процесса разработки процедур «инструментов» и методов оценки профессиональных рисков в нашей стране, то хотелось бы, чтобы повышению достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков уделялось больше внимания и фактическая оценка рисков не превращалась в исключительно «бумажную» процедуру.
Что сделано в Республике Беларусь
В Беларуси сформирована система оказания услуг в области охраны труда путем введения процедуры обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда; внесены изменения в порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и др.
Что необходимо сделать
На данном этапе, когда во многих организациях страны разработаны, внедрены и много лет функционируют системы управления охраной труда, возможно, наступило время провести анализ методик оценки профессиональных рисков, применяемых в этих организациях, и обобщить полученные результаты.
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»