Материал сопровождается заполненными формами в рубрике «Полезная документация»
Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Обязанности работодателя в области охраны труда регламентированы в первую очередь требованиями, изложенными в ст. 17 Закона об охране труда.
Так, работодатель обязан:
– обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов, контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты;
– предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;
– осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда;
– не допускать к работе, отстранять от работы в соответствующий день (смену), не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) работающего, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг);
– не допускать аварийные ситуации, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;
– выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.
В охране труда не все лежит на поверхности, поэтому хотелось бы подробнее остановиться на обязанностях, которые работодатель выполняет с «отклонениями» (нарушениями) от законодательных требований об охране труда.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и принятия локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг)» (далее – Инструкция № 176).
Инструкции по охране труда разрабатываются в соответствии с перечнем инструкций по охране труда, который составляют служба охраны труда (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены соответствующие обязанности по охране труда) либо юридические лица (индивидуальные предприниматели), аккредитованные на оказание услуг в области охраны труда, с участием руководителей структурных подразделений, служб, главных специалистов организации.
Справочно:
ЕТКС – Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
Справочно:
ЕКСД – Единый квалификационный справочник должностей служащих.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Штатное расписание – важная составляющая охраны труда
Наиболее часто «отклонения» допускаются при составлении штатного расписания, а именно при определении названия профессий рабочих и должностей руководителей и специалистов, которые будут работать в организации. Как показывает практика, именно при составлении штатного расписания работодатели включают в него профессии и должности, которых нет ни в ЕСКД, ни в ЕТКС.
Затем инженер по охране труда использует штатное расписание для разработки перечня инструкций по охране труда организации. Таково требование законодательства.
Перечень инструкций по охране труда составляется с учетом утвержденного в организации штатного расписания в соответствии с ЕТКС и ЕКСД (п. 12 Инструкции № 176).
Для этого инженер по охране труда обязан не только проверить, соответствуют ли наименования должностей и профессий представленного штатного расписания ЕТКС и ЕКСД, но и убедиться в правильности отраслевого выбора названия этих должностей и профессий. Ссылаться на юристов и отдел кадров, допустивших ошибки при составлении данного документа, для инженера по охране труда просто неприлично, потому что следующим шагом будет разработка инструкций по охране труда для вымышленных профессий рабочих и внесение в должностные обязанности руководителей и специалистов обязанностей по охране труда должностей, которых не существует.
Например, в некоторых организациях торговли вводят в штатное расписание профессию электрослесарь по ремонту и обслуживанию оборудования. Очень удобная по названию профессия в одном лице и слесарь, и электрик. Одна проблема – эта профессия предусмотрена в ЕТКС (выпуск 4, постановление Минтруда Республики Беларусь от 29.11.1999 № 148) при производстве горных и горно-капитальных работ. Поэтому вводить подобную профессию в штат торговой или другой организации, не связанной с горным делом, по крайней мере некорректно.
Часто в организациях вопреки требованиям ст. 19 ТК, где указано, что наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, «специалисты от кадров» придумывают такие названия профессий и должностей, которых и близко нет в общегосударственном классификаторе. Это такие названия, как мерчендайзер, копирайтер, су-шеф, вэб-дизайнер, пиццер, инженер-наладчик, исполнительный директор, технический директор и т.п.
И ведь многие кадровики и отдельные юристы пытаются отстаивать свою правоту, не соглашаются с предложениями привести штатное расписание в соответствие с требованиями законодательства. Требуют доказать то, что они допустили нарушение, дискредитирующее их в глазах работодателя и работающих! Заявляют, что в коммерческих (частных) организациях допускается называть должности и профессии так, как захочется, или с «легкими отклонениями от оригинала».
Для придуманной профессии нельзя разработать инструкцию по охране труда
А если это так, то как инженеру по охране труда подготовить проект приказа или письменного распоряжения руководителя организации на разработку инструкций по охране труда?
Как оказывать методическую помощь структурным подразделениям и содействовать обеспечению их необходимыми типовыми инструкциями по охране труда, другими нормативными правовыми актами, в т.ч. техническими нормативными правовыми актами, содержащими требования по охране труда, если изначально понятно, что для придуманной профессии нельзя разработать инструкцию по охране труда, поскольку это противоречит требованиям законодательства.
Допуск к работе без подготовки
Так же надо отметить общую массовую тенденцию допуска работодателями работающих к работе без соответствующей профессиональной подготовки и квалификации.
Это выражается в отсутствии у претендентов на профессию соответствующих документов, дипломов, свидетельств и т.п.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 03.06.2003 № 70 «Об утверждении Межотраслевых общих правил по охране труда» (далее – Межотраслевые правила № 70).
Например, в п. 99 Межотраслевых правил № 70 указано, что безопасность при эксплуатации оборудования обеспечивается путем эксплуатации оборудования работающими, имеющими соответствующую квалификацию по профессии, прошедшими в установленном порядке обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.
Что же такое квалификация работающего?
Квалификация – это уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.) (ст. 1 ТК).
Следовательно, если работающий не имеет соответствующего документа, то даже оформление его на работу работодателем может (должно) не рассматриваться.
Но некоторых работодателей отсутствие у работника права на выполнение работ обусловленное отсутствием у него соответствующей квалификации, не подтвержденной документально, не останавливает.
Для многих вообще достаточно записи в трудовой книжке работника, что он выполнял работу по той или иной профессии, а при заключении договора подряда вообще и трудовую книжку не требуют. И в результате к работам, в т.ч. и с повышенной опасностью, допускаются люди, не только не знающие безопасные методы и приемы работ, к которым их допускают, но и не имеющие при этом профессиональных навыков. Такой принцип подбора кадров, естественно, ведет к увеличению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Кроме того, законодательством о труде определено, что при заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы. Игнорирование этого требования является нарушением, несущим в себе потенциальную угрозу для жизни и здоровья не только работающих, но и окружающих (ст. 26 ТК).
Никому же не придет в голову принять на работу водителя автомобиля, не имеющего соответствующего удостоверения. Почему же тогда некоторые работодатели, не раздумывая, принимают на работу не имеющих подтверждения профессиональной подготовки.
Выполнение дополнительной работы
В организациях часто выполняются работы с нарушением требований по охране труда, которые как будто не замечаются работодателем.
Например, в организации имеется сварочный аппарат, есть и рабочий, допустим, слесарь-ремонтник, имеющий диплом электросварщика. Этого рабочего время от времени в случае необходимости привлекают к сварочным работам. Однако соответствующая смежная профессия рабочему не присваивается, инструктаж, стажировка и проверка знаний по вопросам охраны труда по профессии электросварщик ручной сварки с ним не проводится.
Мало того, и инструкция по охране труда для электросварщика ручной сварки и безопасному выполнению огневых работ не разработана, средства индивидуальной защиты не выдаются.
Работодатель аргументирует подобные нарушения не частыми случаями выполнения сварочных работ, раз в месяц или того реже. А если эти работы разовые, то и наряд-допуск на проведение огневых работ не оформляется. В общем, по охране труда вообще ничего не делается!
Или другое «отклонение»: работодатель утверждает, что в его организации не выполняются работы на высоте, а на складе стеллажи загружены под самый потолок. Возникает закономерный вопрос: кто же мог поместить туда последние коробки?
Подобные подходы в идентификации опасностей на рабочих местах приводят к тому, что профессиональные риски начинают управлять нами, а не наоборот.
Освидетельствование работающих
Статьей 18 Закона об охране труда работодателю дано право проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин).
Освидетельствование работающих проводят в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
Справочно:
состояние алкогольного опьянения – наличие абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 мкг и более на 1 л выдыхаемого воздуха.
Основания полагать, что работающий находится в состоянии опьянения, являются достаточными при наличии одновременно трех и более следующих признаков состояния опьянения:
– запах алкоголя изо рта;
– выраженное изменение окраски кожных покровов лица;
– затруднения при сохранении равновесия;
– шатающаяся походка;
– нарушения речи;
– покраснение глаз;
– сужение или расширение зрачков глаз, спонтанные движения глаз в горизонтальном направлении при их крайнем отведении в сторону.
Освидетельствование проводит работник, уполномоченный на проведение освидетельствования, вне зависимости от его квалификации с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе.
Освидетельствование на предмет нахождения работающего в состоянии наркотического или токсического опьянения проводят в случае, если имеются признаки состояния опьянения, однако состояние алкогольного опьянения не установлено.
При выявлении по результатам освидетельствования у работающего состояния опьянения работник, уполномоченный на проведение освидетельствования, составляет акт проведения освидетельствования и незамедлительно направляет его работодателю.
Факт проведения освидетельствования регистрируют в журнале освидетельствования работающих.
Отказ работающего от прохождения освидетельствования является основанием для отстранения его от работы в соответствующие день, смену.
Однако работодатели не реализуют право проводить освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, тем самым игнорируя профилактику предупреждения пьянства и алкоголизма, пресечение нахождения работающих в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, а также распития спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных или токсических веществ на рабочем месте или в рабочее время.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119 «О некоторых вопросах проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра и освидетельствования работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения».
Документ:
Инструкция о порядке проведения освидетельствования на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения работающих, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты и Минздрава Республики Беларусь от 02.12.2013 № 116/119.
Сергей Жартун, директор ОДО «ПрофиТруд»
Маргарита Селезнева, главный технический инспектор
Минского городского объединения профсоюзов