Документ:
Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее – Закон об охране труда).
Существующая система охраны труда создана в 70-х гг. прошлого века и отвечала задачам того времени. С выходом Закона об охране труда проведена значительная переработка правовых нормативных актов в рамках созданной в советский период матрицы (государство – отрасль – предприятие) с заменой для организаций частной формы собственности ступени «отрасль» исполкомом. Но полноценной замены не получилось.
Из всех многочисленных направлений обеспечения охраны труда предприятий, не имеющих вышестоящих организаций и находящихся в зоне ответственности местных органов власти, реализуются только контроль за состоянием охраны труда на строительных объектах (в мобильных группах) и проверка знаний по вопросам охраны труда. Причем последнее направление так окончательно и не выстроено, что объясняется недостаточным контролем со стороны вышестоящих органов власти и их комиссий.
Законом об охране труда закреплена система государственного управления охраной труда и определены полномочия органов государственного управления для усиления роли государственных институтов в реализации прав граждан на здоровые и безопасные условия труда, повышении ответственности за положение дел в отраслях и регионах.
В зону ответственности местных исполнительных и распорядительных органов входит организация обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов организаций, расположенных на подведомственной им территории, которые не находятся в подчинении органов государственного управления или других организаций (ст. 10 Закона об охране труда). Понятие «охрана труда» рассматривается в широком смысле: проверяется знание трудового законодательства, а в отдельных случаях и вопросов экологии.
Документ:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 «О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда» (далее – постановление № 210).
Документ:
Положение о комиссии республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное постановлением № 210 (далее – Положение № 210).
В задачи комиссии для проверки знаний по вопросам охраны труда входит и проверка знаний работников организаций, в которых невозможно создание комиссии (п. 2 Положения № 210).
В целом Положением № 210 определен порядок создания и деятельности комиссии.
Проблема, которую необходимо решить
На основании Положения № 210 решениями исполкомов созданы комиссии, возглавляемые заместителями председателей исполкомов с участием представителей органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), составлены годовые графики работы комиссий.
Но осуществление проверки знаний почти повсеместно переложено на заместителей председателей комиссий – представителей Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, и проверка знаний по вопросам охраны труда становится исключительно делом инспекции труда. Представители органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора), заседания комиссий, как правило, не посещают. В первую очередь это относится к представителям государственного пожарного надзора, энергонадзора, Госпромнадзора. Руководители и специалисты, связанные с эксплуатацией и организацией производств, объектов и связанных с ними видов деятельности, поднадзорных Госпромнадзору, вынуждены сдавать повторный экзамен на платной основе в этом органе. Решения комиссии в большинстве случаев не правомочны, так как в ее работе участвуют менее половины членов комиссии.
Документ:
Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее – Инструкция № 175).
Следует отметить, что большинство руководителей и специалистов организаций, которые вынуждены сдавать экзамены в таких комиссиях, относятся к непроизводственным организациям. Но исполкомы разрабатывают билеты на основе типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов, определенного приложением 5 к Инструкции № 175, без учета требований нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в должностные обязанности экзаменуемых согласно подп. 9.2 п. 9 Положения № 210. За редким исключением, исполкомы разрабатывают несколько комплектов билетов с учетом отдельных категорий руководителей и специалистов.
Проверка знаний работников организаций, в которых невозможно создание комиссии (особенно, если это работники, выполняющие работы повышенной опасности), в большинстве случаев не организована из-за отсутствия в местном исполнительном и распорядительном органе билетов по рабочим специальностям.
Подпунктом 9.2 п. 9 Положения № 210 определены способы проверки знаний по вопросам труда: устный опрос или с применением компьютерной техники. Но и это надлежащим образом не урегулировано. Если билеты еще утверждаются в установленном порядке, то отдельные вопросы по охране труда в компьютерных программах не соответствуют действующему законодательству (даже компьютерные вопросы в программе для проверки знаний по охране труда руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь!).
Проблема заключается еще и в том, что вместе с билетами или вопросами по охране труда одновременно не утверждаются нормативно-правовые акты, которые должен знать сдающий проверку знаний.
В результате руководители и специалистов непроизводственных организаций вынуждены проходить необязательные платные курсы обучения по охране труда для получения знаний в области производственной сферы.
Следует отметить, что руководители крупных частных организаций, как правило, на заседания комиссий не приезжают, а представители исполкомов заочно оформляют им прохождение проверки знаний. Представляется целесообразным проверять их знания во время процедуры выдачи лицензий, разрешений и регистрации.
Таким образом, организация проверки знаний по вопросам охраны труда в местных и распорядительных органах ненадлежаще контролируется со стороны Минтруда и соцзащиты. А при проведении процедуры проверки знаний по вопросам охраны труда не исключается субъективный фактор.
Владимир Новожилов, главный технический инспектор труда
Белорусского профсоюза работников химической,
горной и нефтяной промышленности